Лев Адольфович Озеров

          10 (23) августа 1914 -18 марта 1996 


Двадцать лет тому назад ушел из жизни Лев Адольфович Озеров (Гольдберг) - поэт, литератор-просветитель, светлый и добрый человек.
     Случилось все то, что он сам предсказал:

Сомкнется за кормой вода
И смоет рваный след,
И юные мои года
Вернут мне ярый свет.

И он ударит по глазам
С такою прямотой,
Что я уж не увижу сам
Красы великой той.

Я не увижу той красы,
Не разомкну уста
Наступят не мои часы
И не мои лета.
 «Земная ось» (1986
      Листаю сборники его стихов, когда- то подаренные им, читаю его надпись: «Эту маленькую книжку дарю Вам с большой надеждой, что и Вы возьмете перо в руки. Пора. Лев Озеров.» И пусть поздно, но все ж сбылось его доброе пожелание…      
Поэт, литературовед, переводчик, мемуарист, исследователь, педагог, профессор кафедры художественного перевода, доктор филологических наук, Лев Адольфович Озеров (Гольдберг) с 1943 года до последних дней жизни преподавал в Литературном институте.
     Им был подготовлен и прокомментирован том Б. Пастернака в Малой серии “Библиотеки поэта” - колоссальный первопроходческий труд, проторивший дорогу составителям и комментаторам всех последующих изданий поэта.
     При жизни Ахматовой Львом Озеровым была опубликована статья о ее поэзии: «Стихотворения Анны Ахматовой», напечатанная 23 июня 1959 года в “Литературной газете”, — первый отзыв о ее поэзии после долгих лет молчания. Сама Ахматова называла ее «прорывом блокады»
     А ещё были книги о Батюшкове и Баратынском, Тютчеве и Фете, статьи о Пастернаке, Заболоцком, Петровых, Асееве, Ушакове, множество мемуарных очерков и переводов.
     Лев Озеров также много сделал для сохранения творческого наследия поэтов своего поколения, погибших на войне или в годы сталинских репрессий, был первым, кто написал стихи о Бабьем Яре...

     Чем старше становлюсь, тем понятнее и значимее становятся размышления Поэта о Времени, о бренности человеческого бытия.

Не то что на твоей руке,
На сыромятном ремешке,
Зовется временем, - не это,
А то, что глубоко в тебе,
В твоей крови, в твоей судьбе,
Его невидимая мета.

В тебе – движение светил,
И шелестенье птичьих крыл,
И океана неуемность.
Тебе с пространством заодно
И чувство времени дано,
Его мгновенная огромность.

Скудеет времени запас,
И дорог день, и дорог час,
И возраста довлеет бремя,
И продолжается рассказ
О времени, вошедшем в нас,
О нас, впечатанных во время.
 «Земная ось» (1986)
***
В глубокой ночи
И при свете дня
Приходит мысль,
Ощутима до дрожи:
Все меньше тех,
Кто старше меня,
Все больше тех,
Кто меня моложе.
 «Земная ось» (1986)
     У моих родителей было немало друзей - интересных собеседников. Прекрасным, непревзойденным рассказчиком был Лев Адольфович, ставший близким другом нашей семьи.
Приведу несколько выдержек из его писем к родителям.
   "19 июля 1954 года.
   ...Сейчас мы с женой в Ленинграде, по которому ходишь, как по залам истории. Это не только город, это - переживание. Кажется, что вот из подворотни выйдет Гоголь, там - Некрасов, тут - Блок. И везде, везде встречаешь Пушкина, которого люблю столько же лет, сколько помню себя...."
   
"9 мая 1957 года.
   ...Только что вернулся с похорон Михаила Фабиановича Гнесина, композитора и мыслителя, чей облик так привлекателен. С этим чудесным человеком я познакомился сравнительно недавно, бывал в его доме и восторгался, до какой степени гармо-нично сочетались здесь традиции русской классики, восходящей к Римскому-Корсакову, чьим учеником был Михаил Фабианович, и еврейская культура, знатоком и тонким толкователем которой он был с давних пор.
   Перед моим отъездом в Переделкино, где ныне нахожусь и работаю, я позвонил Михаилу Фабиановичу; он попросил меня зайти и добавил: "Только не откладывайте!". Это "не откладывайте" ныне приобрело для меня символический смысл...".
   
     В 1969 году Лев Озеров прислал моему отцу свое стихотворение о ритме, навеянное  их длинными беседами о ритмологии в космосе и реальной жизни.
   
   Все держится на ритме: звезды, годы
   И музыка, и труд, и эти строки.
   Живут планеты и поют рапсоды,
   И странной новизны приходят сроки.
   
   И человечество, не веря, веря,
   Жестокой мерой мерит поколенья.
   Здоровье - ритм, болезнь - его потеря,
   И ты, мой стих,- мое сердцебиенье.

      Сохранить духовную связь с ним мне удалось и после ухода из жизни моих родителей, мы переписывались, неоднократно встречались в Москве, Риге, и благодаря ему, я отважилась написать книгу "Быль, явь,мечта.Книга об отце." - свою первую книгу, отважилась писать вообще.
     Лев Адольфович много помогал мне в увековечении памяти моего отца - приезжал в Ригу на празднование его 100- летия, редактировал  главы из книги моих мемуаров, дарил мне свои сборники с дарственными надписями.
     У нас были общие друзья в Ленинграде - литературовед Анатолий  Ефимович Горелови его жена Роза Рафаиловна.
     Я бывала и на квартире у Льва Адольфовича в Москве.  Последняя наша встреча была в начале 90-х в Москве, мы гуляли по Александровскому саду и говорили о случившихся и грядущих переменах


Рецензии