Слово на свадьбе сына Акмаля

             ПРИВЕТСТВЕННО-НАПУТСТВЕННОЕ СЛОВО НА СВАДЬБЕ СЫНА АКМАЛЯ

                18.09.2016

На снимке: автор (крайний справа), его сын Акмаль (жених), невестка Алима и дочь Наргиза.


Здравствуйте, несравненные родственники, дорогие друзья, уважаемые гости! Коли  мне предоставлено вступительное и приветственное слово, я его начну с благодарности. Всем присутствующим, что, уважив нас, прибыли на наше торжество из близких и дальних мест «спасибо» тысячи и тысячи раз! Теперь с вашего разрешения перейду на международный, русский язык. [1]

Но для того, чтобы продолжить, крайне необходимо, чтобы рядом со мной встали родные мне люди: сват и сватья Алибек и Наргиза, сёстры Мопар и Сония, дочь Наргиза. Прошу каждого из вас выйти сюда.

Прежде всего я хочу сказать особое «спасибо» тебе, Алимахон. За то, что ты когда-то явилась в этот свет, а потом росла, училась, работала, переживала, радовалась, надеялась. В общем, жила. И дожила до того счастливого для наших обеих семей момента, когда дала согласие выйти замуж за моего сына Акмаля. И была верна своему слову, несмотря на предвиденные и непредсказуемые кочки, рытвины и колдобины на пути к сегодняшнему торжеству. За всё, за всё огромная тебе благодарность, дорогая невестушка!
Хочу выразить также свою признательность родителям Алимы – маме Наргизе и отцу Алибеку. Уж мы-то, немало пожившие и немало повидавшие, знаем, каких великих трудов, тревог и страданий требуют эти величайшие чудеса, а именно: явление в мир нового человека в виде беспомощного младенца, вскармливание ребенка, его выращивание из года в год, выведение в люди, устройство его семейной жизни, ожидание внуков и с их рождением утяжеление несомой ноши, а также вечное беспокойство за своих детей, сколько бы им ни было лет.
Спасибо и тебе, мой дорогой сын Акмаль. За то, что родился. За то, что остался жить, несмотря на неоднократные и страшные усилия болезни унести тебя в мир иной в твоем младенчестве и раннем детстве. За то, что был, есть и будешь. За то, что продолжишь нашу звонкую и звучную фамилию, которую дал нам простой, но великий человек по имени Аваз – мой отец и твой дед.
Спасибо вам, дедушки и бабушки наших детей, Алимы и Акмаля: Султон Чегебаев и Амина Эшангалиева, Абдулла Гадаев и Мопар Бобокулова, Миряхъё и Хадича Насыровы, Аваз Маматкулов и Нурзифа Искандарова. Мопар опа и Хадича ойи здравствуют. Остальные зрят и слушают нас с высоты небес.
Всё сказанное выше про родителей Алимы, естественно, относится и к нам, родителям Акмаля. Низкий поклон тебе, Нигора, за нашего сына. Ты, единственная в моей жизни по-настоящему любимая мной женщина, ты, как я считаю, равных которой по обаянию и очаровательности, не было и нет, ты, повторить которую не в силах даже сам Всевышний, – ты не вынесла непомерных тяжестей нашей жизни и для всех нас слишком рано обрела вечный покой. И тому уже более четверти века, более 25-ти лет. Слышишь меня? Видишь нас? – Радуйся вместе с нами!
В ряду благодарностей не могу не упомянуть и своих сестер – безвременно почившую Саиму и здравствующую, неугомонную в трудах Сонию. Они всегда старались сделать так, чтобы мои дети не замечали того, что у них нет мамы. А без усилий Сонии сегодняшнее торжество снова отложилось бы на неопределенное время. Спасибо вам, мои сестренки!
И последняя – обязательная! – признательность дочери Наргизе. Ты, доченька, своими экстраординарными умом, сердцем и душой способствовала преодолению препятствий на пути к сегодняшнему празднику, о которых упомянуто выше.

Меня спрашивают: «Что с вашими руками? Почему не отмоете?»

Я пальцы запачкал –
Простите меня! –
В стараниях дачных –
Иначе нельзя!
Забытую в детстве
Познал вновь я едкость
Скорлупки ореха,
Скорлупки ореха. [2]

Перескажу и дополню пропетое прозой. На завершающейся неделе собирал я на даче с деревьев орехи, которые еще в зеленой скорлупе. С четырех крон – четыре ведра зеленых шариков. Да, маловато. Но и в других дачах по поселку не больше. Видимо, нынче не ореховый год. Потому и пошел я на такие старания: два дня как Маугли лазил по стволам, ветвям и между ветвями. И на них, можно сказать, не осталось ни одного шарика. А потом выбирал плоды из зеленых скорлуп. Из них много легче, чем из пересохших! Получилось ведро этого великолепного дара Природы. Выложил сушиться. Просохнут – себе немного оставлю и детям раздам. А значит, и у вас, Акмаль и Алима, будут орехи. Дам орехов без огрехов!
Что же касается черноты работавших пальцев, так это не страшно: она со временем, по мере незаметной смены верхних слоев кожи, уйдет, исчезнет, не оставит и следа.

Вы теперь, дети мои, близкие друг другу люди. Очень близкие. Будьте скрупулезно внимательны во взаимных отношениях. Ибо близкие люди, особенно муж и жена, в своей семье живут и общаются без защитной брони. Особенно на первых порах все поступки, движения, взгляды, слова и даже их тональность, исходящие от любого из вас, будут беспрепятственно проникать в душу другой стороны. Помните: хорошим действиям, добрым речам душа радуется. А от плохих и злых душе становится больно. А боль души порождает в ней пятна. А пятна с души человеческой, в отличие от пятен на руках из-за въедливого сока зеленой скорлупы ореха, не удаляются и со временем. Не забывайте этого. Не делайте друг другу больно.
«Как?» – спросите вы. И добавите: «Ведь мы живем в мире, полном всякого рода несуразностей. Ведь нередко окружающие люди и даже самые близкие не понимают нас, проявляют к нам нетерпение и нетерпимость. Ведь мы часто подвергаемся проискам завистников. Ведь мы и сами порой вредим себе в силу своего незнания, своей неопытности и даже глупости. Как в таком мире не делать больно другому человеку, пусть даже самому близкому тебе?».

Отвечаю. И в ответе своем дам вам три правила.
Но вначале отмечу, что браки бывают равные и неравные. Последние – по разным признакам, причинам и обстоятельствам. И такие браки, рано или поздно, выявляют брак, то есть негодность. Но ваше супружество, дети мои, – это союз людей, во всём равных друг другу. И потому правила, которые сейчас получите от меня, будут у вас прекрасно работать, если им следовать неуклонно и неукоснительно.
Итак, внимание.
Сценаристы и режиссеры современных фильмов и сериалов ради привлекательности, развлекательности и продаваемости своей продукции, ради денег и славы, помещают своих героев в среду скандалов, коварств, подлостей, жестокостей, преступлений. А добрых фильмов – в общем-то, и нет. Якобы они не пользуются спросом у массовой публики. Всё это суть навязанные нам отвратительным бизнесом чушь, бред сивой кобылы. И даже наши доморощенные авторы с некоторых пор пристрастились к такому бизнесу, подвизались в деле слепого подражания Западу. И потому вот вам первое правило: если уж никак нельзя не смотреть всю эту экранную, надуманную белиберду, так хотя бы не пускайте ее в душу, не берите с мониторов пример для поведения в совместной жизни.
Второе – и самое главное! – правило известно с древнейших времен. В различных версиях, но одинаковых по смыслу, оно фигурирует во всех религиях и во многих философских учениях: в античной философии, конфуцианстве, иудаизме, индуизме, христианстве, исламе. Правило это называют золотым правилом нравственности. Вот его одна из самых известных формулировок: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». А в одном из хадисов, то есть изречений нашего пророка Мухаммада, оно звучит так: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди; и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».
Но позволю себе уточнить: «Трудно всегда не делать другим того, чего не желаешь себе. Трудно, но можно. Однако делать всем людям то, что желал бы себе, – невозможно в этом мире несуразностей, в котором мы живем! А вот родному человеку, близкому человеку, самому близкому, муж жене и жена мужу, – делать необходимо! Обязательно!»
Третье правило, которое я бы назвал бриллиантовым правилом нравственности: если невзначай допустишь оплошность и нанесешь боль душе другого человека, близкого и пусть даже до той поры вовсе незнакомого, так умей понять это, осознать и попросить прощения; а обиженная сторона при этом должна уметь прощать и простить.
В моей жизни не было Учителя с большой буквы, который своевременно преподнес бы мне эти три правила. До всего пришлось продираться самому. Но у вас, дети мои дражайшие, есть я, ваш отец. И вам, я считаю, нужно вывесить эти три правила в своей спальне в виде больших баннеров, постоянно видеть их и стараться – изо всех сил стараться! – следовать им.
И тогда будут и непреходящая любовь, и хорошая семья, и здоровье, и успехи в работе, и благосостояние, и добрые дети, и счастье.
Вот всё это, обозначенное в последнем предложении моего приветственно-напутственного слова, всё это великое и бесценное, давайте, дорогие хозяева, организаторы и гости сегодняшнего торжества, пожелаем молодоженам Акмалю и Алиме в их совместной жизни.
И давайте в подтвержденье наших пожеланий и согласно древним и вечно юным обычаю и традиции наполним наши бокалы напитком с градусами.
Наполнили? Теперь попрошу и молодежь, и людей постарше, и всех, кто не считает себя пожилым, встать со своих мест.
Встали? Теперь давайте осушим чарки до дна, не оставив ни капли.
Спасибо!
--------------------------------------
[1] Ассалому алейкум, беназир кариндошлар, азиз биродарлар, кадрли мехмонлар! Менга кириш ва табрик сузи берилган экан мен уни сизларга ташаккур билдириш билан бошлайман. Бизларни хурмат килиб якину узоклардан келганларга минг-минг рахмат! Энди рухсатлариз билан халкаро, яъни рус тилига утаман.
[2] Эта строфа в последующие 4 дня после свадьбы обросла еще пятью восьмистишиями. Песня сегодня, 21.09.2016, опубликована на Стихи.Ру. Возможно, произведение появится и на этом сайте.
Появилось: "Нехитрое слово" - http://www.proza.ru/2016/09/24/206


Рецензии