Гоша Юджиф о Реальности

Вот же бывает такое, нашел пост в ленте, где рассказывается о том, что у буддистов к реальности и сновидению отношение другое, нежели у практиков осознанных сновидений. Пока писал ответ на тот пост, сам пост пропал и найти его не могу. Но ответ то уже написан! Потому, чтобы труд не пропал даром просто кидаю его сюда. Надеюсь, для кого-то он покажется полезным.

Да, еще хочу отметить, что даже у практикующих осознанные сновидения существенные отличия в понимании практики. Надеюсь, то, о чем я вкратце рассказал ниже откроет новую, ранее неведомую сторону этой практики.
---
Мне нравится мысль, что на самом деле никто не знает как оно на самом деле.
Однако, если размышлять о практическом смысле, то подобно тому, как буддистские практики сновидения дают представление о реальности, как о сновидении, так и определенные практики сновидения дают представление о сновидении, как о реальности. Надеюсь, мысль читателю понятна.

И в том и в другом случае мы имеем представление и том, что сновиденное восприятие и то восприятие, которое мы считаем повседневным имеют одинаковые механизмы или природу. То есть и там, и сям, и так, и эдак восприятие работает по одинаковым принципам. При этом важно осознавать, что совершенно не важно, как мы будем относиться к феномену восприятия, будь то, как к восприятия иллюзорного или, как к восприятию реального.

Не знаю как у буддистов, но в нагвализме считается, что есть величина о которой можно судить, как о реальности - это восприятие. Нагвалисты утверждают, что ВОСПРИЯТИЕ, как феномен является чем-то реально существующим. Из этой предпосылки исходят все нагвалистские и многие йогические практики.

Если предположить, что восприятие само по себе реально, а воспринимаемые объекты иллюзорны, то можно задаться целью изменения восприятия таким образом, чтобы воспринимать иную, отличную от привычной, иллюзорную картину. И делать это настолько устойчиво, чтобы возникало ощущение и ее "настоящевости". Достигнув устойчивости в новом восприятии, можно снова разрушить восприятие форм и собрать себе новую иллюзию.

Наподобие с тем, как оно на самом деле, мне нравится тезис о том, что восприятие(осознание) возникает в следствии многократного повторения.

Вследствие многократного повторения вышеописанного приема возникает осознание того, что в изменении восприятия принимает участие нечто, что заставляет это восприятие изменяться. Таким образом, практикой и размышлениями о ней, обнаруживается вторая сущность, которая является реальностью аналогично восприятию - это сущность есть некая сила, под действием которой изменяется воспринимаемые конструкции.

Впрочем, чтобы обнаружить действие этой силы не нужно долго и упорно практиковать, достаточно критически отнестись к тому опыту, который мы уже имеем, даже ничего не зная о сновидении и абстрактной реальности. Например, буддисты могут легко обнаружить силу обуславливающую или направляющую их восприятие, признавшись себе в простом факте, что в большинстве случаев их собственное восприятие обусловлено или направлено, если хотите, верой в авторитетность заявлений знаменитых адептов учения. Перечислять таковых не буду.

Критическое отношение к себе и к опыту очень важно, потому что именно оно открывает врата познания природы вещей.

Путь обнаружения неких сущностей, таких как восприятие и направляющая сила, которые можно назвать реально существующими известен не только в нагвализме, но и в индуизме.

Хочу отметить, что этот концепт (реальности восприятия и направляющей силы) широко известен современнику. Но в Ведической традиции имеется описание реальности, в которой наряду с перечисленными двумя присутствует еще по меньшей мере 3 или 5 сущностей, являющихся изначально реальными. Не хочу сейчас о них ничего рассказывать, потому что нужно еще долго и упорно самому с ними разбираться.

Древние, и Господь Шива в том числе, указывают на необходимость развивать различительную способность. А если есть такая необходимость, значит вероятно есть что различать и для чего.

По вопросу ценности сновидений. К сожалению, нет возможности коротко описать ценность сохранения жизненной силы в процессе жизни или мистической практики, потому придется вам просто на слово поверить, что такая ценность есть.

Собственно, к этой же теме относится еще одна сущность, которую считают реальностью, во всяком случае нагвалисты - это Смерть. Осознание смерти, как объективной реальности приводит к осознанию необходимости выбора таких методов познания мира, которые бы позволяли обеспечить наличие восприятия и не приводили бы к истощению (угасанию) направляющей силы. Другими словами, таких методов, практика которых не привела бы к внезапной смерти от практики.

Все знают, что кастанедовский дон Хуан говорил о том, что маги его партии практиковали сновидение из-за того, что они сочли это самым безопасным способом восприятия бесконечности, того, что они называли Нагвалем, кто-то называл ТО, кто-то Шуньята, другие еще как-то, без опасности столкновения с аспектом реальности, которую мы упомянули, как Смерть.

Но более чем уверен, что никто в целом мире и во все времена не обратил внимания на аналогичную форму восприятия, подобную той, которая возникает в некоторых сновидениях, описанную в Ведических трактатах. В частности, речь идет о Санджае, который был по воле богов неуязвимым свидетелем слепого короля. Его имя можно вольно перевести, как Совершенная Птица. Думаю многие понимают, о каком состоянии идет речь.

Так вот, одна из ценностей сновидения заключается в том, что практикующий достаточно просто вводит свое восприятие в такое состояние, при котором он становится наименее уязвимым к действию сил (будь то условно внешних или условно внутренних), которые могут привести его к столкновению со Смертью. В некотором смысле мы, как и буддисты, тоже переносим сновиденный опыт туда, что мы называем повседневной реальностью. Но мы переносим не ощущение реальности или нереальности воспринимаемых форм, что в принципе, как опыт не особенно то и ценно, а мы переносим навык направляющей силы направлять восприятие в повседневной реальности так, как это делается в сновидении.

Практический смысл такого маневра, думаю, понятен, помимо прочего, мы стремимся обеспечить такую работу восприятия, которая позволит заглядывать в глубины непознанного из любого состояния (сон или бодрствование) и при этом не сгинуть в небытие, пав жертвой неведомого, но объективно реально существующего -- Смерти.


Подытожу. Под реальностью практикующие моей линии понимают такие феномены, как Восприятие, Направляющая Сила, Смерть. И во сне, и в повседневной реальности мы всегда исходим из того, что только эти сущности являются Абсолютной Реальностью. Впрочем, как я сказал, есть еще некоторые сущности, которые в Ведических трактатах обозначены, как изначально реальные, но о них не сегодня.

Цвет глаз, форма носа, длина чресл и т.п. -- объективной реальностью не считается.


(с) Гоша Юджиф
(картинка из сети)


Рецензии