Разговор по четвергам. Наталья Козаченко

Здравствуйте! Все ли знают, что 2015 год объявлен Годом Литературы? Между тем это прекрасный повод познакомиться поближе с нашими авторами в рамках новой рубрики на К2 «Разговор по четвергам».
Сегодня мы в формате интервью побеседуем с Натальей Козаченко.

~ Привет, Наташа! Удовлетвори моё любопытство: с чего и как началось твоё «писательство»? Слово беру в кавычки, чтобы не отвлекаться на возражения «я не писатель» и т.п.  ~

         «Писательство» началось для меня совершенно неожиданно: в августе 2008 года. Но неожиданность была неслучайной. Наверно. Всё ведь начинается с детства, да? Вот в моём детстве, школьном, имею в виду, были попытки выпрыгнуть за пределы школьной программы, оценить литгероев не по учебнику, а, скорее, вопреки. Ну да, назовём вещи своими именами: я была выпендрёжницей, и ходить строем было неинтересно. Но писать – даже никогда не думала, что придёт в голову.
        А началось с того, что захотела рассказать про своих родителей и бабушек-дедушек. Семейные предания. Легенды или что-то вроде того. От наших предков остаются только старые нечёткие фотографии, они часто ничего не говорят моим детям и тем более – внукам. Вот такой получился толчковый мотив «писательства». Ну и полетело всё вперёд с большой скоростью – темы видела буквально под ногами. Теперь читаю – улыбаюсь…

~ Когда пишешь, любишь тишину или тебе нужен какой-то фон (музыкальный, ТВ-бубнёшь и др.)? И как пишешь – по старинушке ручкой или, как все сейчас – на компьютере? ~

        Люблю тишину. Более того, люблю именно одно и то же своё «рабочее» место. Писать где-то на даче или даже в другой комнате – не могу. Набираю только на клавиатуре. Пробовала ручкой, но правки и зачёркивания раздражают до ужаса. Грязно получается (улыбаюсь). Хотя читала интервью с Диной Рубиной – там есть вполне хорошие советы – как надо – ручкой. Люблю набирать тексты днём, когда нет никого рядом. Несколько лет у меня был комп без звука: он видел звуковую карту, но упрямо не распознавал её. И я привыкла к тишине, к молчаливому моему агрегату.

~ Как рождаются идеи? Когда – до или в момент написания рассказа? ~

        Идеи… по-разному. В первое время я просто смотрела по сторонам и одушевляла предметы, придумывала для них живую жизнь. Но в тех текстушках не было идеи – вот как чукча – что вижу, о том и пою.
        Сначала писать по конкурсным заданиям было очень интересно – идеи рождались в процессе обдумывания конкурсных условий. Иногда первоначальная идея превращалась в свой антипод (например, «Пустая порода»). Иногда идея возникает из какой-нибудь фразы в книге, или просто появляется в голове одно-единственное слово. Или увиденная сценка-картинка из жизни. Идеи в последнее время появляются редко, наверно, мозги ленятся (вздыхаю).

~ Ты пишешь сразу набело, т.е. обдумываешь каждую фразу, подбираешь слова, или накидываешь черновик, чтоб побыстрей записать, а потом дорабатываешь, ищешь правильное слово, ритм? Пользуешься ли словарями – синонимов, сленга и др.? ~

        Пишу почти набело. Но рожаю историю очень долго – в голове. Проживаю с героем всю жизнь, могу в любое время ответить на любой вопрос про героя: как дышит, что думает, как ходит – до мелочей. Но тут подстерегает меня засада: прожитая и обмусоленная до последнего слова история категорически не хочет облекаться  в буковки. Становится неинтересной – ведь всё уже произошло, и финал мне известен. Это как повторение пройденного – нет азарта и нет желания – всё случилось, и нового не предвидится. Мне ужасно жалко несколько своих таких историй – молчаливых. Но что делать – я автор прозыру и только.
        Если же история добегает до клавиатуры, то правлю её довольно долго, иногда по одному слову в неделю, если случайно открываю. Большие правки только в момент написания. Накидывать черновик у меня не получается – начинаю переписывать заново, получаются два-три-четыре варианта, в каждом есть то, что жалко выбрасывать, но… Понимаю, что это очень непродуктивная работа, но пока получается так. Словарями пользуюсь мало – беру из головы, и помогает в том большое количество читанного в молодые годы.

~ Свой стиль нашла сразу? Или поначалу на кого-то ориентировалась (на кого)?~

        Стиль пока свой не нашла. Нащупываю потихоньку. Могу сказать, что больше всего мне нравится рассказывать, рассказывать подробно и мелко, исподволь. Люблю длинные фразы, с уточнениями, дополнениями. Как сказал однажды Сергей Останин: к каждому слову прикладываю определение, не оставляю голым (за точность фразы не ручаюсь). Но и короткие предложения тоже люблю, хотя и гораздо меньше. Могу рассказать сказку любую – так, что слушатель будет замирать от нетерпения – даже пресловутый Колобок. Дочка даже смеялась: надо голос записывать. Может быть, мой стиль – рассказывать сказки?
        Кстати, сказки очень люблю и даже написала несколько. С возрастной категорией только не могу определиться, не получается. В этом году попробовала такой ретро-стиль, но буду ли продолжать в том же духе – не знаю.
        На кого ориентируюсь? А даже не знаю. Мне по душе стиль Славниковой, очень нравится стиль Татьяны Толстой, Рэя Брэдбери – эти авторы отзываются в моей душе тёплой волной узнавания.

~ Читаешь много? Что предпочитаешь – классику, современность? Русскоязычную или переводную литературу? ~

        Сейчас читаю мало, даже не знаю – почему. А вообще я читатель всеядный. Не системный: что попадается под руку, то и читаю. Но теперь интерес у меня не в том, что читаю, а в том, ~ как ~ это сделано. КАК – самое интересное для меня. И имя автора даже большой роли не играет. Наверно, это неправильно, но пока такой период.

~ Публикуешься? ~

        Как ответить на этот вопрос – не знаю. Публикации у меня были всего две, обе в платном журнале. Первый раз я захотела ещё и критики – получила по носу, обидно было… Но критика была справедливой. Все мы, начинающие, думаем, что пишем шедевры… Отрезвление приходит довольно быстро.
        Вторую вещь – новогоднюю историю про Бабку-Ёжку пришлось чуть переделать, отступить от первоначального варианта, от своей идеи. Не скажу, что получилось хуже, но идея стала иной, не моей. Вот тут я задумалась – а как правильно?
        Ну и если по большому счёту – думаю, что публиковаться мне ещё рано. Если уж говорить начистоту. Не ощущаю собственной силы пока.

~ А ради чего тогда пишешь? Почему бы не попробовать раз-другой отослать тексты куда-то, пусть не в центральные журналы, но хотя бы на престижный конкурс? Их каждый год проводится несколько, информацию можно узнать в интернете. ~

        Для чего пишу? Наверно, для самореализации. Но это только половина ответа. А вторая половина тянется за мной лет тридцать. Когда училась в институте, прочитала Макса Фриша «Назову себя Гантенбайн». Вот там, в начале и конце романа, описывается комната, в которой давно нет хозяев: чехлы на мебели, остатки чая в кружке покрылись плесенью. Кто здесь жил, и почему уехали? И в середине – несколько вариантов жизни одного героя с разными исходными. И в каждом варианте – остаётся комната без жильцов. Вот это моделирование – поразило меня. Можно придумать даже собственную жизнь и раскинуть веером как карты. И даже – прожить мысленно.
        Наверно именно возможность проживания не одной жизни и заставляет писать. И придумывать те черты характера, которых у меня отродясь не было. И залезть под кожу героев – ощущение невероятное. Особенно, когда получается... под кожу. И особенно, когда в собственной жизни приключений немного.
        Но конкурс однажды пробовала – не вошла даже в лонг-лист. Но не вошла совершенно справедливо – текст не дотягивал до уровня.

~ О чём мечтаешь? В творчестве и по жизни. ~

        А вот мечта у меня есть, как же без мечты? А мечтаю собрать свои сказочки-рассказочки и сделать книжку. С рисунками – непременно с рисунками! А то какие сказки без картинок? И оставить своим внукам (на большее не замахиваюсь) память. Ну не фотографии же оставлять после себя? И вторая мечта (мечта лентяйки) – довести до ума то, что уже болтается у меня на страничке в удалённых текстах. Пинок только нужен или стимул какой, что ли…

~ Ну, надеюсь, «волшебный пендель» однажды тебя достанет! (смеюсь).
Спасибо за разговор, Наташа! Мне было интересно. Надеюсь, что и нашим читателям тоже. ~


С вами были
Светлана Малышева http://proza.ru/avtor/pheonita
и Наталья Козаченко http://proza.ru/avtor/natkoz57


© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2015
Свидетельство о публикации №215080500091


обсуждение здесь http://proza.ru/comments.html?2015/08/05/91


Рецензии