Соло на бэк-вокале. Глава 6
Автор специально написал такую большую, тяжелую и гадкую главу.
Но не для того, чтобы доказать, что ему хватает фантазии на что-то кроме пионерской зорьки. И не потому что нужно как-то завлечь читателя, запутать его в паутину интриги, повязать кровью. И не потому что все так делают. А по всему поэтому.
Во-первых, для того, чтобы читатель понимал, что автор - человек не добренький, что он и убить может. При нужде и случае. И его доброта – всего лишь жест его доброй воли.
Во-вторых, с точки зрения сюжета эта жестокая глава в повествовании совершенно оправданна, и вы в этом убедитесь совсем скоро.
В-третьих, впредь автор не собирается насиловать, убивать и сажать в тюрьму своих героев в угоду привычке, шаблонам, стереотипам времени или еще чему-нибудь там своего читателя. Потому что, как говорил горячо любимый автором Шварц в «Обыкновенном чуде»: « стыдно убивать героев для того, чтобы растрогать холодных и расшевелить равнодушных…»
Герои и прототипы автору очень дороги, и если он ими делится с читателем, то только от большого к нему доверия и уважухи.
Ну, а чтобы читателю было легче смириться с такой вызывающей категоричностью автора, то он просит снисхождения, все-таки восемьдесят девять лет. Знаете, возраст. Почти девяносто. И так трудно в этом возрасте, стоя лицом к лицу с разверстой вдали бездной, относиться всерьез к методическим указаниям по стихосложению.
И потом, вы знаете, автор так любит эту девочку. Когда они познакомились, ЛЛ поразила его в самое сердце! В старое искушенное сердце ведьмы. Поэтический метод, который она изобрела, вряд ли оценят, как прорыв из…, из…, я не знаю, из… пустоты постмоденизма. Но для автора этих строк - это так, по крайней мере, пока. И это событие. Может быть, не столько литературное, может, совсем не литературное. Из сферы психологии. Или психолингвистики. Я, видите ли, еще и не лирик, я физик, могу путаться.
Так вот, я предлагаю нам с вами воспользоваться этим методом.
И переписать последнюю главу.
Ну, потому что этот бессердечный опыт мы уже получили. И даже если мы ее (главу) выкинем, он (опыт) с нами, в нас уже останется. А детям совсем не обязательно страдать за наш опыт. Поэтому, когда мы вырвем эту страницу из дневника, они останутся на краю того последнего абзаца, где все еще живы, здоровы и счастливы.
И мы перепишем для них будущее. Ведь хочется, чтобы дети были счастливы, верно?
А сами останемся навсегда прохожими, случайными попутчиками, безымянными соседями в столовой или в кино. Безликими и серыми, идущими мимо людьми. Чтобы знаете, не было соблазна потом похвастаться, погордиться, упрекнуть...! А если они когда-нибудь узнают, прочитают или услышат, чтобы думали на всех серых, безликих, идущих мимо людей… Эта магия работает, но только если аб-со-лют-но бескорыстна. Аб-со-лютно! А потом, почему и не погордиться!
Ну, вот, идея понятна, как говорит моя любимая ЛЛ, поднимите руки, кто считает, что все должно быть иначе?... Ну, вот и славно! Ничуть не сомневалась… Потому что в глубине души все мы нежные создания, Божьи Дети, и заслуживаем к себе самого лучшего отношения.
* * *
Теперь давайте подумаем, что же нам нужно изменить, чтобы получилось хорошо?
Так… Переписать героя… Еще?
…Переписать конфликт, молодцы!... да, молодцы, быстро схватываем… Еще?
… Переписать мотивы… Так… хорошая идея…
…Переписать идею! Прекрасно! Просто прекрасно! Креативно! Дерзко! Молодцы…
Ну, давайте начнем с образа. Какой образ мы будем переписывать?...
Верно...Убрать Малышева-старшего.
* * *
То, что Лены Марковой нет в школе после праздников, никого не удивило. Ну, что, десятый - не одиннадцатый. И потом, половина детей уезжает на майские с родителями на курорты, и рабочая обстановка восстанавливается, хорошо, если к середине месяца…
- Ольга Евгеньевна, а что у вас Лены Марковой тоже не было сегодня? – спросила она в учительской.
- Не было, ЛенЛескевна, заболела, говорят. Упала. С велика. Разбилась…
- А…
…С Андреем Малышевым они увиделись только через три дня. И его взгляд ей совершенно не понравился. Было такое чувство, что он знает, чем заболела Лена Малышева. И столько в нем было торжества, злорадства и превосходства, что на перемене она спросила Олю Николаеву про подружку. Оля всплеснула руками, и сказала, что на той нет живого места, что до конца учебы та, скорее всего, не появится. Она еще раз попыталась рассмотреть в Малышеве человеческие чувства: может, внимание, сострадание, да просто сочувствие, в конце концов. Нет: волчонок, звереныш…
- Открыли тетради, записали тему урока…
* * *
- Ну, так что нам дает отмена образа Малышева-старшего?
- Верно, почти ничего. Не дошло до тюрьмы, и до больницы. И только…
- Малышев все равно отомстил…
- Верно… Отомстил… Хорошее слово, по существу…Скажите, а было ему за что мстить?... Безусловно… Мы отменили насилие, но не отменили унижение мальчика. Но тогда насилие становится прерогативой девочки… И вот давайте об этом крепко подумаем… Ведь выступление Лены Марковой было оскорблением… Просто это было сказано в сердцах, в ответ на встречное оскорбление, на угрозу оскорбления, в режиме обороны и поэтому оправданно нами… Но для Малышева оно не перестало быть оскорблением.
-… Верно… Он ведь еще и влюблен в нее. И никто в мире не мог унизить его сильнее, чем она: публично, от любимой, с целью унизить...хотела дать сдачи? да, но все равно унизить!...
-… Согласна, нужно отменить вообще этот эпизод,… не уверена, что этого достаточно, но давайте попробуем.
* * *
- А кто мог над ним посмеяться, Лена Маркова?
- ... глупцы, и Зарецкий, и... соседи, и… общество…
- Ну, да, да, совершенно верно. Тот самый свет, который они с Ленским не раз обсуждали и презирали
.
-… скажите мне, Онегин испугался за свою честь, или только за то, что о нем скажут? Давайте разведем эти понятия. Что в человеке есть честь: то, что о нем думают, или то, что он есть изнутри?... Смелее… Что важнее, знать, что ты достойный человек, или что о тебе кто-то скажет, что ты достойный?
-…Онегин знает, что нужно, чтобы быть «мужем с честью и умом»?
- Да!
- знает…, верно, а поступает наоборот. Почему, Игорь Новиков?
- «Общественное мненье!»
- Верно, общественное мнение. А кто у нас олицетворяет это общественное мнение в романе?
- Зарецкий.
- Совершенно верно. Давайте вернемся к этому человеку…
- Он интриган! Он подлый! Все делает исподтишка. Унижает всех. И потом смеется над всеми, кого унизил.
- Ну, и раз пошел такой разговор… А добавляет ли это ему чести, Лена?
- Нет…Его все боятся, но никто не любит…
- Я совершенно согласна с Леной Марковой. Глумливость, презрение, и высокомерие Зарецкого не делают ему чести! Они делают ему репутацию опасного человека, делают авторитет, не уважения, а страха, многие люди испытывают перед ним страх. Но внутренне он одинок. Весь его мир построен на том, что скажут люди. На том самом общественном мнение, которым он так умело манипулирует, и которому мог бы и должен был противостоять Онегин, будь он человеком более зрелым, и более смелым.
На следующий день сцена с листочками повторилась, изменив формат. Теперь в доску объявлений превратился весь лестничный пролет, коридор второго этажа возле кабинета Ольги Евгеньевны и весь путь до раздевалки и спортзала. И уже Лена Маркова с ревом обрывала листки.
ЛЛ поискала глазами и практически сразу нашла то, что искала – глумливые глаза подростка… Она не стала играть с ним в гляделки, а попросила Олю Николаеву помочь подруге.
* * *
- В данном случае очевидного оскорбления не было, а результат все тот же… Чего мы не учли? ... Убрать сочинение? Убрать сочинение « Признанание в любви»…
- Да, верно, идея такая была уже и у ЛЛ… Нужно отменить это сочинение.. Нет бумажек – нет проблем… Давайте попробуем…
* * *
…Структура зеркальная. Сначала она влюбленная, а потом он то же самое.
Возникла версия, что она дала ему сдачи! Чтобы знал, гад!
- Нет…, не клеится, - сказала ЛЛ, - Почему она тогда страдает?
Подумали: может, просто доводит?
- Нет…, не клеится, - если почитать ее ответ, там она говорит, что любит и все бы рада вернуть…
- Так, а что ей мешает, вот и вернула бы…
- Да…, почему не вернула?... Думаем…Мы выяснили, что композиция зеркальная и повторяет основные пики дважды… Мы можем предположить, что автор не случайно выбрал одинаковые испытания для своих героев?
- Да-а-а…
-Зачем?
- Ну, … у-у…он … они там… он их сравнивал…
- Малова пять! Он их сравнивал… Давайте и мы...
...Ну, вот и все…, как-то так...
* * *
Не помню, где читала, что ребенок так боялся страшных моментов в «Красной шапочке», что начинал плакать и просил их пропускать. И сказка в его прочтение звучала примерно так:
« Жила-была Красная шапочка, однажды понесла она пирожки бабушке… и оттуда вышли Красная шапочка и Бабушка, живые и здоровые...»
- Именно так нас и учили. Именно так мы и выучились…
…Но что же наш Малышев? Что-то изменилось, когда не стало повода к скандалу, исчезла ли причина? Стал ли наш мальчик добрее, счастливее, ближе к любви…?
Не стал… А мог?
Неужто у него не было шансов стать всем вот этим: добрым, счастливым и любимым человеком?
Мне кажется, что конфликт лежал совсем в другой плоскости. Мы все всегда в кого-то влюблены, но никто же не убивает за здорово живешь, только потому что не находит взаимности. Вопрос не только и не столько в отсутствии взаимности, вопрос в форме отказа.
Человек может быть ОТВЕРГНУТ, но он не должен! быть УНИЖЕН.
У каждого есть выбор. Девочка имеет ПОЛНОЕ ПРАВО любить, кого хочет, любить другого мальчика, и Не Отвечать Взаимностью!
Просто не надо обижать влюбленного в тебя человека! Мы все такие уязвимые! И любовью оскорбить нельзя! Как говорила, героиня другого романа: «Деликатность, и такт… Деликатность и такт!»
У этого вопроса есть и другая сторона, но это как-нибудь в другой раз.
А у этой истории мог быть совсем другой профиль и анфас. Возможно, если бы за год до наших теперешних событий произошло бы что-то подобное, то все бы пошло совсем по-другому.
* * *
"Маркова пришла в школу такая брутальная: крашеная в черный, в какой-то новой юбке: кожа и кружево, и такой длины прикольной, ваще нереально круто, в майке с таким рукавом коротким, и такая татуха видная, ну, у нее на плече, помнишь. Она и так-то была такая зачетная, а тут ваще! А Евгеша – ей, мол, ты бы еще короче юбку задрала, Малышев бы совсем окосел. А мы давай ржать… а Маркова грит, а вам-то че? Евгеше, прикинь! Та аж рот открыла, ниче, грит. А Малышев сидит такой обтекает. А Маркова знает, прикинь! Ржак!"
* * *
Малышев сначала совсем офигел, ну, что она все знает. А она ниче не говорит, не делает, ваще ноль ампер, ну, он там попробовал клин подбить, а она такая, мол, Малышев, поговорить надо. Ну, там после школы вышли, она и говорит, ты, мол, ниче такого не думай, я все знаю, но я тебе ничем не помогу, потому что у самой такая же фигня, только вид сбоку, так что они оба в жопу раненые, и не лечатся. Но если он там сильно уж страдает, то может звонить, и еще физику даст списать, но только бля без рук, без ног, и все такое.
Ну, они так перезванивались, как-то он с ними затусил, как-то она с его пацанами пару раз. Чисто так по-пацански. А потом она как-то звонит, говорит, мол понты нужно поколотить перед одним парнем, ты чувак видный, будешь моим парнем сегодня. Он согласился, ну вот, она там напилась, давай слезы лить и на Андреева вешаться. Ну, с тех пор и он знает про нее.
И как-то все и рассосалось. Ну, че, Маркова, зачетная, с ней по приколу, а так, чтоб с ума сходить. Нет... У нее там Таня есть подружка – ниче такая, целуется классно.
* * *
- Поднимите руки, кто написал… аха…? Поднимите руки, кто не может написать по любым причинам… понятно…? Все мы, и те, кто написал признание, и кто не смог, очень многое пережили за эти сутки, верно?... Мы не будем их проверять… Не приносите в школу. Я не буду ставить оценок… Это не сочинение… Это - будем считать, жесткий эксперимент…, наш эксклюзивный метод литературного анализа. За эти сутки вы пережили то, что пережили оба наших персонажа: и Татьяна, и Онегин… Признание в любви…
Если смотреть изнутри процесса – это очень тяжелое испытание…
экспериментальным методом мы выяснили, что:
- письмо, пИсьма героев имеют право считаться частью структуры произведения, потому что имеют большой потенциал: и энергетический - могут двигать сюжет, и эмоциональный, потому что являются источником очень сильных переживаний;
- и эти переживания проявляют в героях такие черты как благородство, способность к сопереживанию, отсутствие высокомерия и превосходства над другим, более слабым, уязвимым и беззащитным человеком, способность пощадить чужое самолюбие и достоинство. В результате переживаний, герои оказываются лучше, чем думают о себе сами. И задают высокий эталон человечности. Который не был нормой, и тогда, и в наше время редкость, но от этого не перестает быть прекрасным образцом, к которому и сейчас хочется стремиться.
Остается надеяться, что мы тоже не безнадежны и способны дотягивать в переживаниях до людей начала 19 века…
Андрей Малышев, подойди ко мне на перемене, Лена Маркова, и ты. Мне нужна будет ваша помощь…
Свидетельство о публикации №216092100054