Яблоневый сад. Верю, что вернусь

Моей Мамочке посвящается...



Мне 72 и, похоже, это мой последний август.

Август для меня - это яблоки. Возле нашего дома в маленьком городке моего детства шумел яблоневый сад, в мае он покрывался белыми цветами и стоял запах нежности и надежды, а в конце лета наливные яблоки  наполняли все вокруг ароматом прошедшего лета. Выбежишь утром на крыльцо, сорвешь румяное яблочко, вкусное и сочное. И такой восторг охватывает, и чувствуешь, все лучшее впереди!

Сейчас я тоже ем яблоки. Из магазина. Потому что здесь, на севере, яблоки не растут.  Дочка протирает на терке, получается пюре и кормит меня с ложечки. Для меня это такая радость, съесть яблочко. Когда мои девочки были маленькими, я точно также делала им яблочное пюре, а потом и внучкам. Круговорот.

Рядом со мной на большой кровати лежит мой муж и держит меня за руку. Он все время держит меня за руку, словно боится, что я исчезну. А еще гладит по голове, от чего становится так спокойно, что  я засыпаю. И кормит меня постоянно, ему все кажется, что я голодная. Иногда ворчит. Поворчав, идет в магазин и покупает мне мороженое. Он знает, что мороженое я очень люблю. А потом снова ложится рядом и снова держит за руку. Наизусть читает мне стихи, видит он теперь плохо, зато помнит хорошо или просто смотрим кино. 

Именно за ним, за моим Володей, я приехала на север 46 лет назад. Приехал в наш город в командировку красивый скромный парень, потом еще раз приехал и увез меня с собой. А здесь север, шесть месяцев зима, яблоневых садов здесь не было и яблок в то время тоже.  Зато были белые ночи, северное сияние и грибы-ягоды летом. Трудно было на первых порах, но мы с ним вместе все преодолели, дочек вырастили, внучек.

Старшая внучка появилась у нас поздно, мне уже за 50 было. И все эти 18 лет она моя радость и отрада. Помню, как купала ее, в баньке парила деревенской, читать научила, я же всю жизнь с детьми проработала, в начальной школе. А когда внучка в школу пошла, тут вообще счастье мне: из школы встретить, уроки сделать, на собрание сходить, где мою маленькую отличницу нахваливают. Дед придет, отведет ее в спортивную школу на занятия. На соревнования уж мама возила и всегда наша гордость с медалью возвращалась. Прибежит к нам, медаль покажет и тонким таким голоском: "Бабуля, дедуля! Эту победу я посвящаю вам!" Дед все газетные статьи про нашу чемпионку сохранил, перебирает иногда, вспоминает. Сейчас она совсем большая, в Университете учится, далеко, скучаю я очень по ней и дочке своей старшей.

Уехали они три года назад в большой город, я тогда еще сидеть могла. Обнялись перед дорогой, слезы полились у меня, а они шутят, подбадривают. Но я то знаю, только дочка выйдет из комнаты и тоже заплачет. Кто знает, увидимся ли? Увиделись. И не один раз. Спасибо за эту радость. Вот и сейчас приезжали, но отпуск закончился и на учебу пора внученьке. Звонила я им по несколько раз в день, пока номер могла набирать. И они мне. Интересно мне все было, как там они. А сейчас младшая дочка номер набирет, телефон у уха держит, а я слушаю их голоса, иногда всплакну, конечно. Младшая со своими девочками с нами живет, ухаживает за стариками. И помоет меня, и приспособлений всяких накупила для ухода, и уколы сделает. Внученьки младшие прибегут, книжку почитают. Да и дальше играться убегают.

Прошел сентябрь, и октябрь, и ноябрь, а я все держусь. Наша комната с мужем - мой маленький мир. Из окна, что напротив кровати, видно небо. На него я смотрю, как там оно, на небе? Когда то давно, набравшись смелости, сказала, чтобы отвезли меня, в случае чего, на деревенское кладбище. Места там дивные, сосновый бор, белочки, лисички, грибочки. И все наши родственники и жители деревни там лежат.

А деревня у нас необыкновенная, за рекой, вокруг лес, там Володя мой родился и вырос. Оттуда в город уехал учиться. Но каждое лето, каждый выходной мы там. Грибы, ягоды, воздух чудесный. Полюбила я эту северную деревушку всей душой. Зимой все жители в город уезжали работать и учиться, ну а в мае жизнь оживала, привозили бабушек, дедушек, детей, внуков. Устраивали праздники, всей деревней деньги собрали и памятник поставили погибшим на войне и тем, кто в тылу трудился. И с тех пор каждый год у этого памятника проходит День деревни, много лет была я ведущей, да теперь вот без меня... 

Вот и декабрь.  Самый холодный и темный месяц. Володя все так же держит меня за руку и гладит по голове. Как он сможет без меня? Он старше на 6 лет, не видит одним глазом, да и кашлять стал часто. Доктор приходит, таблеток, уколов навыписывает и мне и ему. Лечитесь, говорит.

Я все сплю, уже не ем, не могу. Дочка спросила тревожно: "Мамуля, ты меня слышишь?" Сказала: "Слышу".
На другой день Священник приходил, таинство совершал. Очнулась я, что-то сказать хотела, да не смогла. Чувствую я, что девочки мои, внученьки и Володя мой, знают и без всяких слов  как я их люблю.

 Мне бы теперь только старшенькую мою дождаться, слышала сквозь сон, что летит она ко мне на самолете.
Приехала! Целует, за руку держит, рассказывает как живут они, как меня любят, читает "Отче наш". Я сплю. Мне спокойно.
Внучек привели, погладили меня, сказали, что любят очень и всегда будут любить. Мне хорошо. Я сплю.

Вот и наступила она, самая длинная ночь в году... ночь, после которой будет прибывать день, будет светлее и радостнее в ожидании весны. Только я уже этого не увижу.

Володя держит меня за левую руку, одна дочка гладит правую и шепчет "Мамочка, мы так тебя любим", вторая читает молитву. 

Я делаю вдох и выдыхаю весь воздух. Это все. На глаза мои ложатся две руки моих девочек. Я ухожу...

Туда, где вечный свет и вечная весна, где яблоневый сад и на лавочке под белоснежным деревцем сидят мои родители. Они меня ждут...


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.