Исповедь одного азиата

(Мир глазами собаки)

Я - Айташ, родился шесть лет назад в Донецке на улице Стратонавтов, рядом с военной частью, что под аэропортом. Судьба моя могла сложиться совсем по-другому, если бы не тот день, когда они появились. Они - это мои хозяева, а точнее родители, пусть и приемные. С родителями мне повезло. Если бы остался на Стратонавтов, сами знаете, что там сейчас. Имя мое родители долго выбирали. Назвали Айташом, то есть Лунным камнем, ну или крепкий, как камень, по-нашему, по-тюркски.

Нас было двенадцать, пушистых, сжимающих сердца, комков. Но рыжий был только я. Поэтому и бросился в глаза приехавшим будущим родителям. Заплатив деньги, они увезли меня в центр города на такси.
Первая неделя была ужасной. Я привыкал к новому дому, новым звукам и запахам. Невероятно скучал за собратьями и жалобно поскуливал.
 
Новая будка была большая, четырехкомнатная. Мне позволялось все. Лежать, где вздумаю. Оставлять лужицы на приглянувшемся месте. Носиться по комнатам и есть от пуза. Кормили хорошо. Всегда. Приходилось, однако, часто мыть лапы на входе в будку, но это дело наживное и не очень утомительное.
Да, забыл сказать, в будке есть длинная застекленная лоджия, я там сплю круглый год, даже в те ночи, когда за окном минус пятнадцать. Ну, это у меня наследственное, хорошо себя чувствую в холоде. Роста я немалого, когда становлюсь передними ногами на специально поставленный стул, могу смотреть вниз и подсказывать прохожим, куда и как быстро им идти. Незлобно, конечно.

Войну ненавижу всем сердцем. По ряду существенных причин. Во-первых, мы перестали ездить на дачу в Водяном за Песками. Там сегодня, сами знаете кто. И нет сомнений, все, что там было полезного, сами знаете, где. Я не жадный, но принципиальный. Во-вторых, ужасно не люблю выстрелы. Особенно после того случая в Татьяновке. Меня в тот раз взяли на отдых на Донец. Просторный двор дома был наполнен множеством новых запахов, у ворот сыпались на землю перезревшие сливы, а в саду гулко падали яблоки. Жизнь казалась прекрасным сном. Кто же знал, что одним вечером, прямо за забором, веселые сельчане устроят фейерверк в честь дня села. Звуки просто рвали мои барабанные перепонки, огонь взмывал над забором и падал прямо во двор. Я, подросший щенок, очень испугался. Просто не мог успокоиться и забился в дальний угол дома. С тех пор выстрелы не люблю. И стреляющих тоже.

Я - азиат. Или, как пишут в книжках, среднеазиатская овчарка. Волкодав, если по-простому. Нас веками учили толерантности и отучали от жестокости.  Жили в аулах без привязи. Любое проявление агрессии каралось смертью. Поэтому, я - добрый. Само собой, если никто не угрожает.

Я - существо стайное. Поездки на дачу очень люблю. Жаль, что сегодня нет этой возможности. Представьте, поле скошенной пшеницы, километровый простор, золотистая стерня колет лапы, а я лечу над этим золотом, охваченный восторгом безграничной свободы! Там, впереди, темнеет лесозащитная полоса, где на сухой ветке сидит огромный степной орел. Птица подпускает меня на допустимое с ее точки зрения расстояние и с протяжным криком срывается вниз и тут же взмывает ввысь. От всего этого я получаю невероятное удовольствие. Совсем как на родине, о которой я знаю только из разговоров родителей. Здесь, на даче, есть четко очерченный периметр шести соток, который я сразу беру под охрану. Мышь не проскочит. Могу сутки охранять, даже когда уже почти падаю от напряжения. Характер такой. Опять же наследственность. С радостью бы охранял овец, ну хоть одну! Так ведь не купят же.
Вечером, когда солнце скрывается за полоской островерхих тополей на краю поля, особенно приятно слушать звук снижающегося самолета, заходящего на посадку. Я вижу огни снижающегося гиганта, кожей чувствую рокот реактивных сопел и возвращаюсь мысленно в далекое детство на улицу Стратонавтов под аэропортом.
Нас часто недооценивают. Собака, мол, что с нее взять. Я улыбаюсь, когда слышу подобное. Взять, к примеру, человека. Если он на пути встречает собаку с хозяином, в 95 процентах случаев постарается пройти мимо со стороны собаки, а не хозяина. Где логика? Люди вообще другие. Их сложно понять. Ну, например, они не любят нюхать дерьмо и теряют при этом просто море полезной информации.  Иногда незнакомые прохожие просят разрешить меня погладить. Меня..! Я в холке - 75 см, гладят меня близкие, не наклоняясь, между прочим. Вы зубы мои видели? Сенбернаром обзывают, неучи. У меня, между прочим, охранная зона - метр в радиусе. Пользуются моей толерантностью.

Вообще я не из тех, кто носит апорты. Я не получаю удовольствия от тупого исполнения команд. Я - индивид мыслящий. Люблю сам принимать решения. Порой бываю упертым, но не злоупотребляю доверием.

Или взять бомжей. Чую за несколько сотен метров. Пахучие очень. Зла на них не держу. Ну, не удалась жизнь у людей. Но зачем же жечь провода в роще? Вред то какой, природе и людям! А вонища! Как только видим с папой утром клубы густого и едкого дыма над кронами, сразу туда. Ругаемся и выпроваживаем. Спорят редко.

...Мы бежим вдоль берега Донца. Солнце только выглянуло из-за меловой горы и еще с трудом пробивается сквозь сосновые ветви. Воздух чист и упруг, роса охватывает влагой лапы, запахи  пьяняще остры, в теле бодрость и задор. Впереди звучит колокольня Лавры. Далекие перезвоны добавляют восторга и заставляют чаще биться сердце. Вдруг грудь пронзает звук большого колокола, и эти волны энергии струятся сквозь тело, наполняя его светом и счастьем. Часто по ночам вспоминаю эти мгновения и мечтаю туда вернуться...

Я не умею врать. Могу, конечно, хитрить, но настолько неуклюже, что всем всё сразу становится очевидным. То есть, если папа приходит с работы, и я выскакиваю в коридор, отчаянно вертя всей задней частью тела, то я действительно безумно рад его видеть, в каком бы настроении он не пришел. Я просто счастлив, что одиночество прекратилось. Радостно тыкаю морду в колени и без устали машу хвостом. Это один из самых замечательных моментов за целый день.

Ночь выдалась холодной и вьюжной. Спал беспокойно, сквозь сон слышал залпы и падения на Октябрьском. Люди думают, что мы, собаки, снов не видим. Наивное заблуждение. В минуты затишья снилась далекая и малознакомая родина, цветущие долины, холодные горные ручьи и простор - сколько глаз хватает! Я бегу, да что там бегу - мчу по склону, отгоняя вражескую стаю от сбившихся в кучу овец, все тело напряжено, живот втянут, страха нет, но есть тревога и острое чувство необходимости выполнения долга. За мной стремительно приближаются собратья, вот-вот мы вступим в бой... Громкий раскат "ответки" со Смолянки разрушил яркую и динамичную картинку, окончательно испортив настроение. Иду к родителям, там, за стеной, спокойнее.

Вечерами люблю гулять всей стаей, особенно, если с нами мама. Она любит меня безгранично, чем я и пользуюсь, иду, куда хочу, охочусь за "течками" и капризничаю. Все с рук сходит. А если лапы болят или там в желудке закрутило - то сразу к ней, она все знает и всегда поможет.

Я – верный. Это значит, что в мире не существует таких благ, за которые я могу предать или отречься от родителей. Они со мной до последнего вздоха. Можете не сомневаться, если с ними что-то случится, война все же, я умру в тот же день. Без пафоса.

Я - умный. Родители думают, что я не догадываюсь о том, что я собака. Не стану их разубеждать. Просто я «человекообразная» собака. Вырос среди людей, как Маугли среди волков. Ну и Бог умом не обидел. А в остальном, конечно, собака собакой.
Впрочем, люди не все одинаковые, как и собаки. Разве не вы бросаете нас на цепи, убегая из города от обстрелов? Разве не вы тренируете нас порой для убийства, собачьих боев и прочей гадости? Разве не вы проходите равнодушно мимо наших глаз, когда холодно и голодно? Разве не вы без всяких оснований объявляете эпизоотии и регулируете численность бродячих моих сородичей массовыми отравлениями зверскими препаратами, которые блокируют дыхание? Разве не из вас сбиваются в стаи "догхантеры", ублюдки с проснувшимся инстинктом первобытного убийцы и мозгом, активно выделяющим эндорфин при виде агонии еще живого тела?
Более сотни людей гибнут в моем городе в течение одного года под колесами машин, и никому не приходит в голову уничтожать машины. Но стоит произойти одному случаю нападения на человека голодной стаи псов, как тут же раздаются истерики городских функционеров, уничтожать массово всех подряд без разбору. А разве стаи голодных собак, это не следствие ваших непродуманных действий? Так что и вам человечнее иногда быть стоит.
На том прощаюсь, ночь уже поздняя, а завтра на прогулку спозаранку. Будем взаимно добрее. 

Донецк
сентябрь 2016


Рецензии