Впечатления о Риме и Ватикане

К сожалению, планом командировки моя поездка в Рим предусмотрена не была. Это упущение я решил исправить сам. Решив осмотреть такие города Италии, как Рим, Венеция или Флоренция, пользуясь при этом общественным транспортом, приезжий должен быть готов ко многим трудностям. Это и понятно, так как многие хотят посетить именно эти места.

Дешевле всего было бы, конечно, поехать на поезде. Когда я ездил в Венецию, мне с большим трудом удалось раздобыть билет второго класса туда и обратно (andata e ritorno) с забронированным сидячим местом в шестиместном купе. На этот раз при активной помощи Лоренци 24 апреля я должен был приобрести билет первого или второго класса на скорый поезд (rapido) «Милан — Рим» c ночевкой в пути. Таким образом я получу возможность посвятить осмотру Рима большую часть имеющегося в моем распоряжении дня.

О Риме у меня уже сложилось некоторое представление, почерпнутое из исторических и литературных источников. Мне известно, что сегодняшняя столица Италии, которую называют Вечным городом, насчитывает более трех десятков веков. Это чудо, построенное на нескольких холмах, привлекает взоры каждым своим уголком. В его античной части большое место занимают развалины грандиозных дворцов, развлекательных и культовых строений. Центральная часть старого Рима представляет собой Капитолий и Форумы императоров Рима — Юлия Цезаря (кесаря), Нерона и Траяна. Неподалеку от них возвышается пантеон и амфитеатр Флавиев, называемый Колизеем.

На плане Рима они кажутся расположенными так плотно друг к другу, что, по-моему, их осмотр не займет много времени. Не очень далеко оттуда находятся знаменитые катакомбы Домициллы и Каллиста и другие строения раннехристианского периода. Рим славится соборами эпохи Ренессанса, которые сохранили для нас гениальные творения Микеланджело. Отыскать их при помощи путеводителя, наверное, будет непросто.
Как ни странно, в Милане я не обнаружил ни одного памятника, связанного с именем Микеланджело. Возможно, ему не пришлось жить и работать в тех местах.

Отыскать площадь Святого Петра, наверное, будет нетрудно, но будет ли у меня возможность посетить Ватикан? А ведь Ватикан является одним из чудес света. Я слышал, что Ватикан — это государство в государстве, но это только с точки зрения географии. На самом деле Ватикан — полностью независимое государство, которое обладает не меньшим влиянием, чем Италия, а возможно, и опережает ее. Говорят, что в Ватикане собраны несметные богатства. Он занимает площадь в 44 гектара.
Меня, говоря по правде, совсем не интересует его политическая или экономическая стороны. Я хочу увидеть самый большой храм христианского мира — собор Святого Петра, редкие экспонаты его музея, в том числе Pieta; Микеланджело, станцы кисти Рафаэля и, конечно, произведения Фра Анджелико, Веронезе, Караваджо, Перуджино, Тициана и Рафаэля.

Какое-то время уйдет на осмотр центральных проспектов Рима. Они ведь представляют собой дороги еще старого Рима. Интересно, как выглядит последний путь Спартака и его соратников — Via Appia Antica? Вероятно, он сильно отличается от нарисованного на плане. Иногда зритель получает гораздо более глубокое впечатление (порой совсем неожиданное), если путешествует без предварительного плана. Так было и со мной в Венеции, осмотром которой я, тем не менее, остался весьма доволен.

...

В купе спального вагона второго класса поезда «Милан — Рим» нас было шесть пассажиров: четыре женщины и двое мужчин. Все, кроме меня, оказались миланцами. Мне хочется отметить их вежливость в обращении.
28 апреля в 10.55 мы выехали из Милана и 29 апреля в семь утра наш поезд прибыл на главный римский вокзал Термини. Для осмотра Рима в моем распоряжении было всего шестнадцать часов. Нужно было использовать это время как можно более оптимально. Я решил прежде всего осмотреть Ватикан. От Термини до площади Святого Петра меня довез автобус № 64.

С самого утра вокруг площади собралось множество полицейских. Оказалось, что сегодня в одиннадцать часов на площади Святого Петра состоится грандиозная служба в память святых, и главную проповедь будет читать папа римский Иоанн-Павел II. Музей Ватикана откроется в 8.45. Вход туда бесплатный.

Ватикан со всех сторон окружен громадной стеной. От площади Святого Петра до входа в ватиканский музей два километра, если идти вдоль стены. К восьми часам утра перед входом в музей выстроилась километровая очередь. Я занял очередь и стал слушать, на каких языках говорят стоящие по соседству со мной. По количеству как будто преобладали говорящие по-английски. Для поддержания порядка в очереди на расстоянии двух-трех шагов друг от друга стояли полицейские. Ровно в 8.45 непрерывный поток зрителей начал осмотр музея, картинной галереи и библиотеки.
Сначала зрители осматривают музейные экспонаты древнего Египта, Эллады и античного Рима. Я бывал в Лондонском музее, в Королевской картинной галерее Великобритании, в Лувре, Дрезденской галерее, Эрмитаже, но, по моему мнению, все они, вместе взятые, не могут сравниться с красотами Ватикана. Вызывает восхищение большое собрание шедевров Микеланджело, Рафаэля и Тициана. Настоящее чудо представляет собой Сикстинская капелла. В ее залах стоят скамьи для зрителей. Гиды по радиоприемнику рассказывают о каждом зале на итальянском, английском, французском, немецком и испанском языках.

С юности я задавался вопросом, что явилось причиной такого триумфального распространения во всем мире христианской религии. Не вызывает сомнений, что в создании христианства, его совершенствовании большая заслуга принадлежит как известным, так и анонимным авторам священного писания. Евангелие от Иоанна свидетельствует о том, как высоко стоял его автор по сравнению с другими «евангелистами». Эпоха Ренессанса породила истинное Возрождение. Микеланджело, Леонардо, Рафаэль и Тициан вдохнули в священное писание животворящую силу. Об этом свидетельствуют их бессмертные творения, находящиеся в Сикстинской капелле. Они, несомненно, отразили в своих произведениях реально существующих людей, когда создавали Христа, Иоанна Крестителя, божественные лики Мадонн, мастерски сочетая в них человеческое с божественным.

Младенца Иисуса и Богородицу Рафаэль показал с такой выразительностью, что зрителю легко предсказать будущее Иисуса Христа, его судьбу, с такой силой переданные Микеланджело в его «Пьете». Младенец Рафаэля как будто знает, что по решению Бога-отца его ждет распятие на кресте, и мать его, святая Мария, как будто уверена в неизбежности этого, и если оба они примирились с этим, то только потому, что это — искупление за грехи рода человеческого. «Пьета» Микеланджело как будто призывает — люди, будьте бдительны, исполняйте десять божественных заповедей, может быть, вы сумеете искупить свои грехи хотя бы на том свете.

Уже более семи веков в Ватикане, в этом центре христианского мира, существует папский престол — главный пост борьбы за католицизм. Этот пост, за редким исключением, всегда занимали способные духовные лица. А самые выдающиеся из них, помимо устных или письменных заслуг, всячески поощряли воспроизведение христианской религии в художественных образах. Многие папы именно за это превозносили экспонентов, которые создавали или приобретали подобные произведения искусства.

 Среди поборников других религий мира в историческом плане Ватикан, возможно, опережали буддистские центры на Востоке. Иудаизм и ислам, наверное, многое потеряли из-за того, что их последователи не только не объединяются, но и запрещают воплощать их религии в художественных образах. Даже если рождение Адама и Евы и неизбежность их грехов, благодаря которым возникло человечество, для посетителей Сикстинской капеллы является не более, чем сказкой, то это все же очень увлекательная сказка.

Ватиканская картинная галерея и вообще весь музей, правдиво отображают смысл человеческой жизни не только с мифологической, но и с исторической точки зрения. Возможно, это расстилающаяся перед глазами человека настоящая наука в правильном понимании этого слова. Жизнь человека на этой земле не должна выражаться только в развлечениях и веселье. Зачем понадобилось Папе Римскому помещать среди экспонатов музея Ватикана египетскую мумию? Несомненно, для того, чтобы предостеречь посетителей: «Человек! Взгляни, что тебя ждет! Твое тело примет этот жуткий вид, после того, как его покинет душа, если кто-нибудь возьмет на себя труд его забальзамировать. В этом мире тебе остается только одно — думать о своей душе, о ее бессмертии. И не забудь, что в ином мире наряду с раем существует ад. Живи так, чтобы избежать ада на том свете».

В Ватикане хорошо раскрыта тема «религия и современное искусство». В его образцах изображены реальные люди, изуродованные и отчаявшиеся от своей скорбной жизни. Если Ренессанс избегал изображать уродливые стороны жизни и показывал лишь ее красоту в виде Христа, святой Марии, ангелов и святых, то в современном искусстве последнее полностью исчезло.

Я даже представить себе не мог, что в Ватикане такая богатая библиотека. Разумеется, я не мог ознакомиться с ней хотя бы поверхностно, тем более, что к одиннадцати часам хотел быть на площади Святого Петра.

Без пятнадцати одиннадцать на площади собралось столько народу, что я с трудом смог найти себе место. Своими размерами площадь Святого Петра может сравниться разве что с площадью Тяньаньмынь в Китае. Расположенные амфитеатром мраморные ступени ведут к ватиканским святым воротам, перед которыми несколько площадок.
 Слева на площади помещается оркестр и ватиканский хор, справа — служители Ватикана различного ранга. Звучит церковная музыка Баха, периодически сменяющаяся хоровой музыкой, напоминающей мадригалы. Исполняются лучшие хоралы Монтеверди и Меркаданте. В половине двенадцатого Папа Иоанн-Павел II начинает читать проповедь на латыни перед прихожанами. У него прекрасный тембр голоса. Между Папой и молящимися возникает незримая связь. Молящиеся, следуя за Папой, наполняют площадь согласованным хором.

Выше я уже говорил о том, как праздновали в Варшаве восхождение на папский престол польского кардинала. У него было много хороших начинаний. В частности, специальной энцикликой он вновь причислил к лику святых некоторых отлученных его предшественником. Сегодня среди святых вновь святой Георгий. Одно только мне непонятно: зачем турок Агджа пытался убить Иоанна-Павла II? Хорошо еще, что попытка эта окончилась неудачей, но прибавило ли это популярности Папе? Сомневаюсь.

При встрече с М.С. Горбачевым Папа Римский как будто выказал расположение к Советскому Союзу. А теперь, когда не прошло еще и года после этой встречи, тот же Папа не скрывает своего восторга по поводу «приближающегося краха коммунистического мира». Он ведет себя так, как будто в этом вопросе между ним и Горбачевым не было разногласий.

В христианском мире ни один храм по своей грандиозности не может сравниться с собором Святого Петра. Говорят, что история Ватикана — это история христианства, по крайней мере, на протяжении 700 лет. Трудно поверить, что в Ватикане представлено только католическое христианство, в то время как существует такое широко представленное и отличное от него христианство, как православие. Позиции Папы Римского и Ватикана особенно укрепились после того, как 11 февраля 1929 года был принят закон об учреждении Ватикана как самостоятельного государства под названием «Stato della Citta del Vatikano».

Площадь Святого Петра и находящийся перед ней собор Святого Петра своей архитектурой выделяются среди всех площадей и храмов мира. В Лондоне в 1962 году я осматривал собор Святого Павла и площадь перед ним, но его даже отдаленно нельзя сравнить с собором Святого Петра. Говорят, что на том месте, где сейчас стоит собор Святого Петра, во времена Нерона был цирк, который с течением времени покрылся пеплом забвения и превратился в обычный участок земли.

Возведение первой базилики приписывается императору Константину, принявшему христианство. Со временем собор постепенно принял сегодняшний вид. Его купол является творением Микеланджело, колонны построены Бернини в 1613 году, фасад, обращенный к площади, имеет надпись на латыни, сделанную позже:

IN HONOREM PRINCIPIS APOST PAVLVS-V-BVRGHES
IV ROMAN-V-S POVT MAX-AN-MDC XII PAVT VII
(Папа Павел V Боргезе, римский понтифик в год 1612,
седьмой год своего понтификата, возвел в честь князя апостолов)

В центре площади позднее построены обелиск и гармонически сочетающиеся с ним фонтаны. Бронзовые двери базилики, по-видимому, того же возраста. К сожалению, мне не удалось осмотреть внутренность собора. Произведения творцов эпохи Ренессанса и последующих периодов были исполнены по заказу Папы Римского, а древнеегипетские, эллинские и античные творения были приобретены по инициативе самих Пап у тех, кто их обнаружил. В выставочных залах посетитель может прочитать, по инициативе какого из Пап приобретена группа статуй Антиноя, Геракла, Купающейся Афродиты, Аполлона, Персея, Меркурия и Лаокоона, и где и когда они были обнаружены.

29 апреля я провел в Ватикане восемь часов, а оттуда, несмотря на усталость, отправился осматривать античный Рим. На самом высоком холме поблизости от Колизея (Colosseo) я нашел удобное местечко и присел отдохнуть на полчаса. С этого места вся территория античного Рима видна как на ладони, так что и эти полчаса можно считать посвященными осмотру Вечного Города. Здесь уже не имеет смысла обращаться к помощи путеводителей, карт. Непрерывный поток экскурсантов лучше всего указывает на те достопримечательности античного Рима, которые стоит посмотреть.
Как известно, история античного Рима делится на три этапа. 1. Период семицарствия (753 — 510 годы до н.э.); 2. Период Римской республики (510 — 87 годы) и 3.

Период римских императоров (87 — 475 годы н.э.). К первому периоду относится небольшое поле поблизости от Колизея, на котором, по легенде, волчица вскормила своим молоком отвергнутых людьми братьев — Ромула и Рема. По преданию, основателями Рима считаются именно они. От строений второго и третьего периодов сохранились только развалины. В результате археологических раскопок здесь найдено много интересного, а некоторым из найденных вещей удалось придать первоначальный вид.

Большой интерес вызывают развалины здания сената времен Юлия Цезаря, римский форум, форумы императоров и, конечно, Колизей. Сохранили свой первоначальный величественный вид арки Константина и Тита, Троянская колонна. С холма Палантин хорошо видны Пантеон и центр Рима времен царей и императоров двух эпох, первая центральная дорога, которая в честь цензора Аппия (Appius Claudius) носит называние Аппиевой дороги. Именно вдоль нее был в незапамятные времена проведен первый римский водопровод.

Много интересных памятников можно видеть поблизости от Венеции. Современный же Рим украшает монумент Виктора Эммануила II и его дворец для празднеств. Со двора этого дворца маленькая улица, носящая название улицы Святого Петра, ведет к зданию, в подземных подвалах которого был заточен Святой Петр. Именно это место считается местом его первых пыток в Риме.

Было время, когда население античного Рима достигало двух миллионов. Население же сегодняшнего Рима составляет более четырех миллионов, другими словами, в Риме живет каждый пятнадцатый итальянец. Воскресенье итальянцы посвящают отдыху, выезжая за город или оставаясь в своих квартирах, так что среди посетителей Ватикана и античного Рима сегодня преобладают иностранцы. Многие хотят осмотреть памятники античного Рима, тем более что за осмотр не берут платы.

Все магазины сегодня закрыты, за исключением киосков, торгующих журналами и газетами, сувенирами и прохладительными напитками. Римляне, в отличие от миланцев, не отличаются приветливостью. В Милане, когда я спрашивал дорогу, все охотно останавливались, внимательно выслушивали меня и старались помочь по мере возможности. А здесь все куда-то спешат, и на вопросы просто не обращают внимания. Лучше смешаться с потоком людей и идти в том же направлении. Ошибиться трудно, поскольку повсюду можно видеть не только остатки прошлого, но и сегодняшнее величие Рима.

Больше двенадцати веков просуществовал сильный античный Рим — классическое рабовладельческое государство, основным источником несметных богатств которого были захватнические войны и бесчеловечная эксплуатация рабов. Почти все, что оставил нам в наследство античный Рим, бесспорно было создано руками рабов.

Читатель может задать вопрос, как могли рабы создать такие великие, с точки зрения современного искусства, творения. На самом же деле удивляться нечему. Среди рабов было немало способных или даже гениальных знатоков своего дела. А поработить душу и разум невозможно. Все, что мы называем античным Римом, создавалось на протяжении тысячи лет. Ученые до сих пор продолжают изучать причины гибели Рима. Ответ на это неоднозначен, но если сказать, что Рим погубило тупоумие его правящих слоев (или классов), то это будет недалеко от истины.

Сравнение может показаться грубым, но когда думаешь о гибели античного Рима, в голову невольно приходит Советский Союз. Правда, это, безусловно мощное, социалистическое государство не просуществовало тысячи лет, но 70 лет оно ведь просуществовало! Однако, нужно признать, что правители его не отличались большой мудростью (об этом раньше едва ли кто-нибудь осмелился бы сказать вслух), но людской энтузиазм творил чудеса. Косность так глубоко пустило в нас корни, что все государство делало вид, будто никаких проблем не существует. Хорошо еще, что по соседству с нами не оказалось варварских орд, подобно тому, как это было в Риме.


Рецензии