Воздушные приключения французов на Урале

      В середине октября 1926 г. в окрестностях г. Свердловска при взлёте с Уктусского аэродрома, принадлежавшего Уралавиахиму, предшественнику ОСОАВИАХИМа, затем ДОСААФа,  при хорошей погоде потерпел крушение самолёт «Бреге-19» (Breguet XIX или кратко – Br. 19), пилотируемый французскими лётчиками братьями Людовиком и Полем Аррашарами (Ludovic et Paul Arrachart).

      Газетную вырезку, в которой описано это событие, разбирая семейный архив, обнаружила Е.Ю. Глазырина, профессор, доктор педагогических наук. Статья была написана со слов Н.В. Тресковой, её тёти. На фотографии  Елена Юрьевна увидела своего деда Василия Константиновича Шамарина, известного хирурга и уролога, у постели с пациентом. Кем же оказался этот выздоравливающий? Каким образом он и его брат очутились на Урале?

      Людовик Мари Рене Аррашар, мировой рекордсмен и пионер межконтинентальных перелётов, родился 15 августа 1897 года в г. Безансоне, Франция, в семье офицера. В 1914 году в возрасте 17 лет вступил в Первую мировую войну рядовым пехотинцем. Был дважды ранен. В 1916 г. стал сержантом. В 1917 г. связал свою судьбу с авиацией. В 1918 году уже летал в чине, соответствующем младшему лейтенанту. Командовал эскадрильей в Сирии с 1919 по 1922 год. С 1923 занимался испытанием новых моделей самолётов. Вскоре он был назначен директором моторного отделения фирмы Рено.

      30 июня 1924 года он завоевал кубок Мишлена, преодолев на Бреге-19 с мотором Рено мощностью 480 л.с.  2835 км за 19 часов 22 минуты и 26 секунд. В том же году установил мировой рекорд дальности в 3166 км от Этампа, Франция до Рио де Оро, Восточная Сахара. В 1925 году Людовик Аррашар совершил перелёт Париж – Константинополь, покрыв за 12 часов более 2000 км. 27 июня 1926 года за 26 часов 25 минут совместно с братом Полем, 17 лет – мировой рекорд на биплане Поте 28(Potez) c мотором Рено в 500 л.с. – 4305 км  из Ле Бурже до Басры, Ирак.  22 августа 1929 года Аррашар и Риньо совершили перелёт в Китай до Мукдена.

      Людовик погиб 23 мая 1933 года в окрестностях деревни Мэзон (Maisons), Франция, в чине капитана при подготовке к скоростным соревнованиям на кубок Дёйч-де-ля-Мёрт (Deutsch de la Meurthe). По официальной версии его самолёт-моноплан Кодрон (Caudron) 362 потерпел крушение из-за неисправности карбюратора. Однако, поговаривали и о происках конкурентов.
      Награждён французскими орденами и медалями, а также знаками отличия Сирии, Ливана, Эфиопии, Румынии, Сербии, Китая. Его именем названы улицы в Безансоне, Блуа, Лионе. Аэропорт Диего-Суарес на Мадагаскаре также носит его имя. Прах его покоится на Монпарнасском кладбище.

      Бр-19 фирмы «Луи Бреге» представлял собой двухместный биплан- бомбардировщик-разведчик с 12-цилиндровым мотором. Под обтягивающим полотном и обшивкой скрывался дюралевый фюзеляж с усиливающими растяжками. Таких самолётов было выпущено более двух тысяч. На них устанавливались рекорды дальности, для чего подвешивались дополнительные баки для бензина и масла.

      21 сентября 1926 года братья Аррашар вылетели из Парижа в Красноярск для установления нового мирового рекорда на дальность и скорость. Подлетая к Уралу, самолёт попал в плотный туман. Пришлось подниматься в высоту до 5000 м, что истощило запас бензина. Нужна была срочная посадка. Сели на лесную дорогу недалеко от Нязе-Петровского завода, повредив при этом крыло. С помощью местных мастеров с ближайшей железнодорожной станции, используя закупленные Полем в Свердловске необходимые материалы, удалось отремонтировать самолёт. Решили возвращаться в Париж через Свердловск.

      6 октября они были встречены свердловчанами на Уктусском аэродроме. Около недели самолёт тщательно ремонтировался. И вот настал день отлёта. При взлёте самолёт не смог набрать нужную высоту, зацепил за верхушку сосны и упал на землю. Поль сломал ребро, Людовик повредил ногу. У самолёта  оторвался  мотор,  крылья  сломались.

      Раненые лётчики попали в заботливые руки профессора Шамарина. Василий Константинович Шамарин родился 1877 году в зажиточной семье промышленника из г. Каменска-Уральского, имевшего кожевенный завод и торговые дома. Кожи и изделия выставлялись на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Василий учился в лучшей гимназии Екатеринбурга, где хорошо преподавали иностранные языки, в том числе и французский. Его не прельщала предпринимательская стезя, он решил посвятить себя медицине. После завершения обучения в гимназии он поступил в тот же год на медицинский факультет Московского Университета. По его окончании молодой выпускник работал врачом в Сапожковском земстве Рязанской губернии. В 1909 г. получил оплачиваемую трехмесячную научную командировку за границу.

       Василий Константинович провёл по месяцу в Берлине, Вене и Париже, где с помощью филиалов Бюро Русского медицинского кружка смог получить рекомендации для посещения курсов лекций и операций в хирургических клиниках известных профессоров того времени. В Париже он встречался с заместителем директора института Пастера нобелевским лауреатом Ильёй Мечниковым, который также способствовал его научным и профессиональным связям в Париже. Интересно, что старшая дочь Шамарина, которая и поведала историю о французских лётчиках, закончила Московский медицинский институт имени Мечникова, став врачом-бактериологом.

      В 1912 году Шамарин получил степень доктора медицинских наук. Василий Константинович, как военный врач, был участником трёх войн: Русско-японской, Первой мировой и Гражданской. В Свердловске он был основателем медицинского института, заведующим областной хирургической больницей и хирургическим отделением, заведующим кафедрами оперативной хирургии и топографической анатомии Уральского университета и Свердловского медицинского института. Вот такой заслуженный врач вместе со своими коллегами быстро поставил пострадавших на ноги.

      Французский посланник выразил готовность прислать из Москвы в помощь лётчикам людей, но братья отказались. Перед своим отъездом авиаторы передали повреждённый Бр-19 Уралавиахиму. Наверняка советские военные проявили большой интерес к оставленному самолёту. СССР в 30-х годах закупила несколько Бр-19 для испытаний с целью использования их для своих ВВС. По ряду причин от взятия их на вооружения отказались.

      Братья Аррашар написали прощальное письмо, в котором поблагодарили всех принимавших участие в их судьбе. «…Мы будем счастливы рассказать по возвращению во Францию об оказанном нам приёме; о заботах, проявленных в отношении нас; и о друзьях, оставленных в Свердловске. 26 октября 1926 года».

      По приезде во Францию они ещё долго переписывались с В.К. Шамариным. Письма эти не сохранились, держать их дома было опасно. Наступили суровые тридцатые годы репрессий в СССР.


Игорь Глазырин, Россия, Екатеринбург.
Владимир Ноговский, Франция, Париж.


Рецензии
Игорь, спасибо. Прочитал с удовольствием. Признаюсь об этом ничего не знал. Я больше всегда интересовался нашей авиацией и летчиками. Поскольку я, по образованию авиаинженер, и встречался со многими летчиками - испытателями. На моей странице в сборнике "Об авиации" рассказываю о некоторых встречах и впечатлениях. Будет желание, прочтите. С уважением, Виктор.

Виктор Як Чернявский   27.12.2016 15:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.