Дуб

Иногда ко мне приходят какие-то картинки из детства. Знаю, что если хорошенько сосредоточиться, навести на резкость внутреннее зрение, то можно воскресить в памяти все - радости и обиды, краски, звуки, запахи. Это словно перебирать старые деревянные четки - гладкие, цвета гречишного меда, отполированные тысячами прикосновений. И чувствовать, что трогаешь пальцами время, застывшее, как леденец.
...Постепенно я сегодняшняя исчезаю, возникает 7-летняя девочка в голубых выцветших шортах (портках, как презрительно называет их моя баба Нюра) и легкой сиреневой футболке. Она несется, не разбирая дороги, прямо к лесу, темнеющему за деревенскими огородами. Там стоит Дуб, на который обязательно надо залезть. Зачем? В таком возрасте не задаются подобными вопросами, а действуют, не рассуждая.
Много дней я ходила вокруг него и томилась - первые ветви начинаются слишком высоко от земли, а я слишком мала, даже в прыжке не достану. Однако настойчивые просьбы плюс пироги с черникой показали, что проблема решаема: прямо сейчас мои друзья-мальчишки помогут мне совершить э т о...
Быстро скидываю сандалии, встаю на сиденье велосипеда, прислоненного к дереву, потом на плечо самого высокого мальчишки - и сразу хватаюсь за нижнюю ветку. Ура, дальше уже можно лезть. Я карабкаюсь все выше и выше, листья шуршат у самого лица, сучья царапают голые коленки. Кажется, что дерево само подталкивает меня: протягивает ветки, подставляет под ноги выступы на стволе, щекочет шею листочками...
Наконец я добралась туда, куда надо. Сижу на толстой удобной ветви, обхватив тело Дуба руками и ногами, вжавшись в него, распластавшись по стволу, как лягушонок. Легкий ветерок поглаживает волосы, я вдыхаю особенный, терпкий и свежий дубовый запах, прижимаюсь щекой к прохладной коре. Дерево приняло меня, и от этого внутри растекается теплое чувство покоя. Отсюда далеко видно - поля, луга, перелески, и я смотрю, сощурившись, тихо радуясь неизвестно чему.
Незаметно гаснет день, мальчишки, что-то кричавшие мне снизу, укатили по домам. А я все сижу, как будто срослась с дубовым стволом и во мне теперь текут древесные соки. Солнце давно ушло за холмы, появились звезды, их хорошо видно в просвет между ветвями - крупинки света и алмазную пыль в темном небе.
Внезапно что-то происходит с маленькой девочкой: окружающий мир теряется, больше нет ничего, кроме неба и темной листвы. Огромная тяжелая земля и я на ней вместе с моим Дубом, словно единое существо, теперь плывем навстречу звездам. Одной крови, как звери из "Маугли", с одной общей душой. Мы - часть той музыки, которую не услышит ухо, но она пронизывает все вокруг... Слова "Бог" еще нет в моем словаре. Это ощущение полноты жизни и гармонии с необъятным миром - одно из самых драгоценных воспоминаний. Чудо, данное просто так...
Сколько проходит времени, неизвестно, но, очнувшись, я слышу тарахтенье мотора и голос Саши - внука бабы Нюры, который приехал за мной. "Сама слезешь, дуболазка, или лезть за тобой?" - спрашивает он. Конечно, сама. Хотя слезать гораздо труднее, к тому же совсем темно, только фары Сашиного мотоцикла горят где-то внизу.
Чтобы слезть с дерева, лучше закрыть глаза: чувства становятся обостреннее, пальцы сами нащупывают нужные ветки и выступы, ступни в полосатых носочках упираются в нужные сучья и не скользят по стволу. Дуб отпускает девочку неохотно, шлепает листьями по лбу и щекам, хватает за шиворот, вздыхает и поскрипывает... Внизу, обувшись и стряхнув с волос листики, я прощаюсь с ним - прижимаюсь к стволу лицом и поглаживаю кору ладошкой. Пусть обходят тебя стороной лесорубы и молнии.
И уже когда мы едем с Сашей на мотоцикле сквозь июльскую теплую ночь, меня настигает отголосок недавнего чувства. Я начинаю тихо напевать без слов, явь переходит в сон, и этот сон несет меня куда-то. Все уже произошло, все частички великого и сложного мира связаны меж собой и легко постижимы, всюду бездна, но она не страшная, потому что живая. То, что было, не повторится, но непременно будет другое...


Рецензии