Гл. 35 Эйр Америка, история ЧВК

В  сентябре 1950 года  ЦРУ перекупило компанию CAT (Сивил Эйр транспорт - Civil Air Transport). Фирма была организована знаменитым предводителем "летающих тигров" Клэром Шеннолтом, о котором мы рассказывали в предыдущей главе. Его самолеты летали по всей Азии как и лайнеры других авиакомпаний, но именно его пилоты чаще всего выполняли различные "щекотливые" миссии.Например, во время войны в Корее, во время пролетов самолетов САТ над континентальным Китаем, попутно сбрасывали шпионов и различные (далеко не мирные, как понимаете) грузы. В 1952 году летчики Ченнолта доставили в Бирму 12 тысяч солдат Чан Кайши, положив начало бесконечной гражданской войне в этой стране.

Пока американцы воевали с коммунизмом в Корее, практически рядом (в Индокитае) французы вели свою войну. Французская транспортная авиация в этом регионе располагала всего десятком устаревших Ju-52 и несколькими С-47. Мало того, что их катастрофически не хватало, очень часто они просто не соответствовали требованиям командования: например, не могли обеспечить переброску легких танков М-24 и артиллерии.
Поэтому в апреле 1953 года по личному указанию президента Эйзенхауэра САТ была привлечена к снабжению многочисленных французских баз в Лаосе и северном Вьетнаме. По сути, с этого начинается история знаменитой военно-транспортной компании «Эйр-Америка», которую можно назвать первой  частной военной  компанией современного типа, то есть серьезным коммерческим предприятием, обслуживающим, на основе частного подряда, политические и военные цели государства-заказчика.
Одновременно из запасов USAF было решено передать шесть С-119. В начале мая 1953 года на базу Кларк Филд на Филиппинах прибыла группа пилотов САТ для освоения тяжелых транспортных самолетов. Переобучение было недолгим и 5 мая первые летчики перегнали самолеты на аэродром Гиа Лам под Ханоем. Уже на следующий день они вылетели на боевое задание. Вскоре, оценив уровень подготовки летчиков и возможности техники, французы стали широко привлекать их к полетам по всему Индокитаю. Отметились американцы и во Вьетняне. Однако самым большим испытанием стала битва под Дьенбьенфу.

В преддверии большого сражения между САТ (за спиной которого стояло американское правительство) и французским командованием в регионе было заключен дополнительный контракт. Он предусматривал дополнительное привлечение 24-х пилотов С-119 (с обслуживанием машин американскими техниками). Вскорости с аэродрома Кат Би (под Ханоем) начались и регулярные вылеты на Дьенбьенфу. Это были опасные вылеты, так как отряды Вьетминя располагали по данным разведки 20 зенитными пушками 37-мм и примерно 100 крупнокалиберными пулеметами ДШК.

Всего в этой операции (с 13 марта по 7 мая) американцы выполнили 682 вылета. Огнем с земли был сбит один самолет (экипаж из пяти человек погиб).

После падения Дьенбьенфу пилоты САТ продолжили свои вылеты в небе Индокитая. Свой контракт с французами они закончили участием в операции "Cognac" - когда в преддверии заключения Женевских соглашений 12 С-46 перебросили французские части и гражданских лиц из Северного в Южный Вьетнам. После этого вплоть до самой смерти Шеннолта в 1958 году о компании САТ почти не поступало сообщений. Этот период точно совпал с относительным затишьем в Юго-Восточной Азии.

РОЖДЕНИЕ «ЭЙР АМЕРИКИ»
Женевские соглашения 1954 года признали независимость Лаоса и Камбоджи. Столицей Королевство Лаос должен был стать Вьетнань. Лаос идеально подходил под широко пропагандируемую тогда "теорию домино", когда подпадение одного из государств под коммунистическое влияние автоматически означало утерю позиций "свободного мира".Руководствуясь этой теорией американцы и начали поддержку правящего режима Лаоса и соседнего Таинланда - главного союзника США в Азии. Однако прямое вторжение могло повлечь за собой адекватные шаги со стороны СССР. Поэтому в Лаосе основным инструментом войны стало ЦРУ. К слову сказать американская помощь оказывалась Лаосу с 1950 года. Однако резкое увеличение объемов пошло именно с 1955 года, когда была образована United States Operations Mission, с базой в столице страны. Одновременно была образовано Бюро Оценки Программ Помощи (Program Evalution Office). Под эгидой этой организации для работы в Лаосе стали привлекаться американские военные, находящиеся в резерве или в отставке. Они должны были помочь прежде всего в организации противопартизанских спецподразделений. Не обошлось конечно и без вездесущей авиакомпании САТ. Летом 1955 года она получила контракт на перевозку в Лаос риса (в стране этот год был неурожайным и угроза голода была как никогда реальной). К тому же голод широко использовался коммунистами для агитации "за светлое будущее", что не способствовало укреплению власти.
Уже 5 августа 1955 года три С-46 Commando авиакомпании начали регулярные вылеты. Головной болью стали горные районы, куда рис и соль сбрасывали на парашютах. На этом этапе оперативной базой был Удон в Таинланде. Всего до конца месяца американцы выполнили примерно 200 вылетов в 25 районах страны, куда было доставлено 1000 тонн грузов.
Первые оперативники ЦРУ появились в Лаосе в ноябре 1958 года и занимались они в основном подготовкой батальона парашютистов лаосской армии. Однако фирма САТ, авиапарк которой предполагалось использовать в секретных операциях, была чисто гражданской авиакомпанией и, формально, перевозить военные грузы не имела права, поэтому 26 марта 1959 года компанию переименовали в Эйр Америка. В уставе "новой" компании была записана возможность перевозки грузов военного назначения по контрактам с правительством США.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ЛАОСЕ И «ЭЙР АМЕРИКА»
Уже летом 1959 года в Лаос стали прибывать "зеленые береты", которые впоследствии и взяли на себя всю борьбу с партизанами. Первоначально это были 12 мобильных команд, которые базировались в Вьетнане, Луанг Прабанге, Саваннефет и Паксе. Опирались они естественно на самолеты и вертолеты Эйр Америки.
В августе 1960 в Лаосе вспыхнула гражданская война между генералом Фуоми Новасаванем и силами под руководством лидера «аньтиимпериалистического фронтиа» капитановм (впоследствии генералом) Конг Ли, устроившим государственный переворот. Коммунистическое движение Лаоса Патет Лао поддерживало Конг Ли, а американцам ничего не оставалось как поставить на Фуоми. Конг Ли действовал в столице и центральных районах, а базы партизан Патет Лао располагались в основном на границе с Северным Вьетнамом (Фуоми объявил "столицей" своего государства Саваннафет). Там под руководством американских инструкторов началось обучение войск генерала. Кроме того отряды были усилены за счет тайцев - как добровольцев, так и кадровых военных. Все снабжение шло через Эйр Америку. Такие старания не пошли даром и в декабре 1960 года Фуоми взял Вьетнян. Конг Ли отошел на переформирование на Равнину Кувшинов, где получил оружие и аммуницию из СССР. Появление в Лаосе советского оружия и советников встревожило американцев. Заговорили даже о прямом военном вторжении, однако в итоге ЦРУ предложило план развертывания антикоммунистического партизанского движения силами горного племени Хмонг.

ПАРТИЗАНЫ-АНЬТИКОММУНИСТЫ И ЦРУ
Коммунистические партизаны Лаоса с самого начала не жаловали горное племя Хмонг, прежде всего из-за его близости с бывшими колонизаторами. Этим воспользовался и амбициозный офицер королевской армии Ванг Пао, который возглавил аньтикоммунистическую борьбу не только своего племени, но и других малых народностей страны. В январе 1961 года недалеко от Равнины Кувшинов состоялась тайная встреча трех человек. Первым был Джеймс Лэйр (больше известный как Билл Лэйр) - резидент ЦРУ в Таинланде, вторым был полковник Пранет Ритченбчай (командующий Police Aerial Reinforcement Unit – элитного подразделения тайской полиции) и последним - Ванг Пао. Встреча положила начало многолетней операции Momentum (тайной помощи американцев антикоммунистическим силам в Лаосе. Ее координатором был американец, который кроме всего прочего координировал и действия Эйр Америки.
После января 1961 года американскими специалистами было организовано несколько полевых площадок, пригодных для приема самолетов Эйр Америки. Первой из них стала Па Донг, куда уже к концу месяца было переброшено вооружение, необходимое для вооружения первых трехсот солдат армии Пао. Для лучшей оперативности по распоряжению Лэйра стали строиться посадочные пункты, которые получили название "Виктор Сайт" (позже "Лима Сайт"), на которые могли приземляться как вертолеты так и легкие самолеты. Правда, строительство это громко сказано. Просто на определенной территории вырубывался лес и персонал пункта должен был следить, чтобы площадка не заросла растительностью.

ПОПЫТКИ МИРНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ И СОКРАЩЕНИЕ ПЕРСОНАЛА
Вместе с активной помощью всем антикоммунистическим силам Кеннеди постарался решить конфликт и на дипломатическом уровне. Во время встречи в 1961 году в Вене с Никитой Хрущевым стороны подписали меморандум "о нейтральности Лаоса" (формально подписан сторонами 23 июля 1962 года). Согласно этому документу стороны обязались до 7 ноября текущего года вывести всех свои военных советников и специалистов. Вскорости США эвакуировало 666 человек (включая и технический персонал). ЦРУ разрешалось иметь в Лаосе только двух своих представителей, которые бы контролировали выполнение обязательств противной стороной. Значительно ограничивалась и деятельность Эйр Америки.
Это был трудный период для компании. Из 18 вертолетов осталось только шесть, а персонал сократился до 37 человек.
Однако коммунисты совсем не выполняли условия договора. Из разведывательных данных стало ясно, что ни один из 7 тысяч солдат армии Северного Вьетнама не покинул территории Лаоса. Мало того они использовали сложившуюся ситуацию для разборок с Хмонг и нейтральными племенами. В этой ситуации ЦРУ пошло на возобновление полетов Эйр Америки, но делалось это в тайне даже от своих и каждый вылет согласовывался с Вашингтоном.

ВОЗДУШНЫЕ СПАСАТЕЛИ
в марте 1964 года коммунисты смогли захватить Долину Кувшинов. Именно потеря такого стратегически важного региона вынудила президента Джонсона отдать приказ о начале разведывательных полетов над этой частью Лаоса. Это были весьма небезопасные вылеты, так как 6 июля 1963 года здесь был сбит американский разведчик. В результате оказалось, что американцы в этом регионе просто не готовы к проведению спасательных операций. Поэтому проведение такого рода операций на территории Лаоса было поручено Эйр Америке. В качестве сопровождения их самолетам и вертолетам обычно придавалось звено истребителей Т-28 ВВС Тайланда.
Самым известным эпизодом в спасательной деятельности Эйр Америки было сбитие одного из разведывательных "крусейдеров" USAF и последовавшая за этим эпопея.
6 июня 1964 года лейтенанты Чарльз Классман и Джерри Кьючмен отправились к Равнине кувшинов в очередной вылет. Дозаправившись от А-4 RF-8 снизились до верхушек деревьев, отсняли цели в одной из долин - маршрут снабжения номер 7 в районе Кханг Кхей и повернули к мосту Бан Бан. Уходя от Кханг Кхей, Классман "поймал" в левое крыло несколько снарядов. Разведчики отвернули от позиций зенитной артиллерии, когда в фюзеляж "Крусейдера" попал ещё один снаряд. Видимо, он перебил трубопроводы гидросистемы, так что самолёт потерял управление. Классман некоторое время боролся за выживание( но самолёт окончательно потерял управление и опустил нос к земле. Классман катапультировался и спустя всего мгновение RF-8A взорвался. Пока Классман спускался на парашюте( он успел окончательно распрощаться с жизнью под свист пуль, летящих прямо в него. Потом его снесло ветром прямо на единственное дерево, росшее поблизости и при падении с него он подвернул ногу. Ведомый Классмана оставался в воздухе столько, сколько позволял запас топлива, но был вынужден уйти на авианосец.

Далеко уйти Классману не удалось из-за повреждённой ноги. Однако вскоре над ним пролетел одномоторный U-10. У Классмана не было радиомаяка, так что единственное, что он мог сделать - это посигналить зеркалом и обозначить своё местоположение дымовой шашкой. К его радости Courier покачал в ответ крыльями. Спустя некоторое время U-10 улетел, но прибыли С-123 и Caribou. Как позже узнал Классман, на переданный его ведомым сигнал бедствия откликнулись сразу несколько самолётов авиакомпании Air America. Именно они вызвали спасательный вертолёт Н-34. Классман из последних сил взобрался на невысокий холм, но вертолёт был обстрелян с земли и вынужден был уйти. Его второй пилот был ранен в голову, но пилот Том Моэр всё же довёл машину до базы.
Сразу же на низкой высоте пролетел Caribou. Его экипаж вёл огонь из личного оружия через открытые двери и рампу и забрасывал ручными гранатами позиции стрелков. Второй вертолёт, пилотируемый Биллом Куком, также не смог забрать Классмана. Классман попал в плен к партизанам Патет Лао. Американское командование в ответ нанесло несколько массированных ударов по позициям партизан в этом районе. Через три месяца пилот-неудачник смог сбежать, воспользовавшись недосмотром своих охранников.

КОНЕЦ «ЭЙР АМЕРИКИ»
В январе 1970 года по американским подсчетам северовьетнамцам приходилось держать в Лаосе до двух полнокровных дивизий (примерно 67 тысяч человек).
В 1971 года наступление антикоммунистов стремительно развивалось, тем более что части были дополнены тысячами тайских добровольцев, подготовленных американскими инструкторами. Однако и вьетнамцы тоже не сидели сложа руки и уже к концу года им удалось отбить Равнину Кувшинов.
В этот период Эйр Америка понесла тяжелые потери от огня с земли. Только в декабре 1971 года вражеские зенитчики сбили 3 самолета и еще 24 повредили. Очень большими были потери и среди летного состава.
21 апреля 1972 года был подписан приказ о расформировании компании, а 27 января 1973 года были подписаны Парижские мирные соглашения, которые положили конец войне в Лаосе. Но до фактического окончания боевых действий и ликвидации компании прошло еще три года. Это время пилоты продолжали регулярные вылеты, несли потери в людях и техники. Всего с апреля 1972 по июль 1974 погибло 23 членов корпорации. А всего за время войны в Лаосе погибло 100 человек персонала Эйр Америки. Последний самолет компании оставил Лаос 3 июля 1974 года. Все самолеты и вертолеты собрали на Удорне, а персонал уволили. Окончательно компания была ликвидирована 30 июля 1976 года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
"Эйр Америка" была основной силой ЦРУ в Лаосе. Всего за время ее деятельности через компанию прошли 20-25 двухмоторных самолета, две дюжины самолетов STOL и 30 вертолетов. В ее списочном составе числилось 300 пилотов, механиков и вспомогательного персонала. Летали они как над Таинландом так и над Лаосом.

Только за 1970 год только в Лаосе американские добровольцы перевезли 20 миллионов тонн грузов (главным образом риса). Кроме перевозки солдат, вертолеты и самолеты компании привлекались для эвакуации сбитых летчиков USAF, сбитых как над Лаосом так и над Северным Вьетнамом.
Можно сказать, что без пилотов-наемников "Эйр Америки" деятельность американцев в Лаосе была бы крайне затруднена и скорей всего страна вскорости превратилась бы в "развивающуюся страну социалистической направленности".

(Использован материал статьи Михаила А. Жирохова, «Крылья по найму».

На фото: Самолет компании «Civil Air Transport» садится на аэродроме в ДьенБьенФу, северный Вьетнам, 1954 г.


Рецензии