Лекция по логомурии

Сквозь шум поезда метро Вера Павловна не услышала, а скорее поняла, что звонит телефон. Как обычно, она долго рылась в сумке не находя свой старенький «Nokia» под кучей необходимых каждой женщине мелочей. И когда, наконец, его извлекла, связь уже прервалась.

Посмотрев входящие, Вера Павловна удивилась: звонок был с кафедры университета, в котором она проработала несколько месяцев в прошлом учебном году. Поступили там с ней не очень хорошо. Сначала долго уговаривали взять на себя разработку новой дисциплины связанной с компьютерными технологиями в журналистике. Она, в конце концов, согласилась так как ей дали вести ещё и информатику, которую она преподавала в основном вузе.

Новая дисциплина оказалась очень интересной и так её захватила, что она почти не расстроилась, когда в середине семестра забрали информатику и предложили почитать курс онлайн-СМИ. Она взялась и за него – и к концу учебного года лекции по двум новым курсам были размещены на сайте кафедры, чтобы ими могли пользоваться заочники.

Близились каникулы. Заведующий кафедрой составлял планы на новый учебный год, и Вера Павловна периодически звонила секретарю, чтобы уточнить свою нагрузку. Но что-то там не срасталось. Потом вдруг все ушли в отпуск. А через неделю ей по почте пришло заказное письмо из отдела кадров, в котором сообщалось об окончании контракта. Вера Павловна хотя и была шокирована, но попыталась оправдать своих работодателей: «Наверное, нашли не совместителя, я же наотрез отказалась переходить сюда из своего родного вуза…». И постаралась быстрее об этом забыть. Теперь же обида вернулась.

Поезд между тем подъезжал к следующей остановке, и снова зазвонил телефон. Поколебавшись, она всё же ответила на вызов.

– Вера Павловна, – зазвучал в трубке голос секретаря кафедры Натальи Игоревны, – Вам удобно сейчас разговаривать?

– Да.

Голос в трубке стал увереннее:

– Мы хотим продолжить наше сотрудничество… – окончание фразы потонуло в вырвавшемся из динамиков сообщении: «Осторожно – двери закрываются! Следующая  станция – «Балтийская».

Сквозь этот голос Вера Павловна с трудом поняла, что её снова приглашают преподавать на кафедре.

Шумно захлопнулись двери вагона, и в трубке вдруг отчётливо прозвучало: «Занятия сегодня в девятнадцать пятнадцать, аудитория четыреста сорок шесть. Там будет открыто», – и голос снова стал прерываться.

Выйдя из оцепенения, Вера Павловна прокричала прямо в трубку: «А дисциплина какая?».

В ответ раздалось бульканье, и связь прервалась.

Минут через пять Вера Павловна стояла на площади перед станцией метро и рассеяно слушала длинные гудки в телефоне, понимая, что рабочий день на кафедре закончился.

Она ещё не приняла никакого решения, но потихоньку двинулась в сторону университета. До занятий оставалось полчаса, а идти – не более десяти минут.

– Я не давала согласия! – говорила Вера Павловна себе. И тут же возражала:

– Но ведь и не отказалась!

– Просто не успела.

– Ну-ну!

Она попыталась вычислить хотя бы специальность, на которой предстоит преподавать. Кафедра выпускает журналистов и специалистов по связям с общественностью. PR отмела сразу – его сейчас в основном сокращают по университетам. «Вверху» сказали «переизбыток». И «непрофильные» вузы стали закрывать уже сложившиеся кафедры. А что вообще значит это «непрофильные»? Есть отрасли, которым не нужны связи с общественностью? К тому же «профильность» заменилась на «универсальность» ещё в пору, когда институты массово становились университетами. Теперь эту «профильность» в названии и не разберёшь. Вот, например, сейчас Вера Павловна возвращается из родного Университета технологии и дизайна, а идёт в Университет дизайна и технологии.

Когда она стала преподавать и там и там, некоторые из её знакомых, кто непонимающе, кто с откровенной иронией спрашивали: «А какая же между ними разница?». И она серьёзно начинала объяснять, что первый – это бывший текстильный институт (в народе – «тряпка»). Когда-то он выпускал технологов для лёгкой промышленности. А второй – бывший институт культуры (в народе – «кулёк»), готовивший когда-то художников-оформителей. Кстати, интересно, что и модельеры, и художники-оформители теперь называются дизайнерами…

Тут размышления пришлось прервать, потому что она подходила уже к перекрёстку, за которым возвышалось пятиэтажное безликое здание университета.

На крыльце вуза Вера Павловна, было, заволновалась, что у неё нет при себе пропуска. Но турникеты оказались включёнными на «зелёный», как, обычно, бывает в День открытых дверей, или когда приезжают на сессию заочники.

Поднявшись на четвёртый этаж, Вера Павловна пошла по длинному коридору, фрагментарно освещённому лампами дневного света. Нужная аудитория оказалась в самом конце. Как и все остальные, она была отделена от коридора стеклянной стеной. А так как комната была угловой, то ещё две стены сплошь занимали окна, и глухой оставалась лишь перегородка, отделяющая аудиторию от соседней. Этим комната напоминала оранжерею. И в ней, действительно, было множество растений. Цветы стояли на подставках разной высоты, прямо на полу, располагались в кашпо, подвешенных к потолку и своей буйной зеленью почти скрывали оба окна. Увидев всё это, Вера Павловна вдруг с ужасом подумала: а не ботанику ли пригласили её читать!

Когда-то она закончила педуниверситет по специальности «математика и информатика». Но в школе не работала – сразу пошла в газету, так как с детства тяготела к журналистике.

Потом было телевидение, где она уже работала не только корреспондентом, но и дизайнером, создавая виртуальные студии для разных программ. Тогда и позвали её в университет на вновь открытую кафедру рекламы и PR преподавать информатику и компьютерный дизайн.

Приходилось читать и непрофильные дисциплины – ту же теорию и практику средств массовой информации. Но естественные науки – это уж слишком!

Из двери аудитории вышла женщина, которая, видимо, её ждала:

– Вера Павловна? Хорошо, что Вы пришли пораньше, а то мне уже надо бежать.

– Скажите…

– Нет-нет, я ничего не знаю! – опередила она вопрос Веры Павловны. –

Меня попросили только открыть аудиторию. Закончите здесь – заприте, а ключ подсуньте под соседнюю дверь. – И она побежала по коридору (видимо, действительно, очень торопилась).

Вера Павловна, наконец, вошла в аудиторию. Внутри та напоминала, скорее, летнее кафе – на крохотном, не занятом растениями, пятачке вместо парт стояли круглые столики на толстой никелированной ножке, а рядом – по такому же круглому стульчику. Возле одного столика стульчик даже не поместился и для сидения был предназначен откидной, привинченный к стене.
Таких рабочих мест в аудитории было всего семь. Восьмой стол, обычный компьютерный, но абсолютно пустой, стоял у самой двери – так, что рабочее кресло на колёсиках, сейчас задвинутое под него, при использовании перекрывало выход из аудитории.

Как математик Вера Павловна обладала логическим мышлением и богатым воображением. Помещение, в котором она оказалась, рассказало ей о многом. То, что нет в нём никакого учебного оборудования, даже простой доски, на которой пишут мелом, говорит о том, что преподавать придётся теоретическую дисциплину, скорее всего, гуманитарную. Например, историю какой-нибудь отрасли знаний. Мало мест… значит, это не дневное отделение – там студентов в несколько раз больше. Да, но могут быть магистры…
Она не стала концентрироваться на самом неприятном варианте: кто в нашей стране может объяснить, что такое магистратура? Также набольшие группы у вечерников и заочников.

«Хорошо бы это были вечерники, – подумала Вера Павловна, – они всегда опаздывают, приходят по одному. И у первых можно было бы узнать всё и о группе, и о дисциплине…».

Тут дверь открылась, и вошли семь человек.

«Заочники! – Поняла Вера Павловна. – Закончилась предыдущая пара – и они все дружно ко мне…».

Из семерых был всего один парень, который сел на приставной стульчик. То, что все расселись так быстро, видимо привычно заняв свои места, говорило о том, что они здесь не впервые.

«Может, и дисциплина не начинается, а продолжается? Хорошо бы! – Подумала Вера Павловна, – Тогда дам сегодня письменную работу на выявление остаточных знаний».

Прозвенел звонок. Нужно было начинать занятия. Всё стандартно:

– Здравствуйте! Меня зовут Вера Павловна, – И через паузу, словно проверяя студентов, – Как называется наша дисциплина?

– Логомурия, – хором прокричали в ответ.

Сердце у Веры Павловны ёкнуло: она не только не знала подобной дисциплины, но и слово это слышала впервые! Но тут же, разложив его на составляющие «лого» и «мурия», она подумала, что наука, должно быть, связана с компьютером – кто из программистов не знает Закон Мура!
И второе, что она мгновенно поняла, – перед ней магистры (бакалаврам никогда не поставят такую дисциплину!).

Всё это пронеслось в её голове, а вслух он продолжала диалог с аудиторией:

– Сколько часов у нас в этом семестре?

– Тридцать шесть, – ответил молодой человек с откидного стула, который, видимо, был ещё и старостой группы.

– Так много! – Непроизвольно воскликнула Вера Павловна.

– У нас и в первом семестре было столько же, а успели дойти только до науки античности.

«Так предмет этой дисциплины наука! – снова изумилась про себя Вера Павловна, – А что же такое «мурия»? Как вообще это понимать: всякая мура относительно науки что ли?».

Она невольно улыбнулась. Улыбку вызвало и радостное осознание того, что был уже один семестр! И на полном основании новый можно начинать с эссе. Например, на тему «Наука в Древней Греции».

Вера Павловна уже было приготовилась произнести свою излюбленную фразу: «Ручки в ручки. Пишем задание…», как тут в аудиторию ворвался звонок. Должно быть, незаметно закончился первый час пары. Но студенты не помчались привычно к автоматам за кофе и пепси, а застыли, как на стоп-кадре. Звонок же продолжал прерывисто звенеть, и Вера Павловна, наконец, поняла, что это телефон.

Поискав глазами сумку, она неожиданно обнаружила её стоящей на полу возле своих ног. На сей раз мобильник сразу попался под руку и, извлекая его из чехла, Вера Павловна вдруг увидела, что она не в аудитории, а всё в том же вагоне метро.

«Так это был сон!» – с облегчением вздохнула она и нажала кнопку ответа.

В трубке, как и во сне, зазвучал голос Натальи Игоревны: «Вера Павловна, Вам удобно сейчас разговаривать?»…

          Рассказ опубликован в литературно-художественном журнале "Симбирскъ" (№7 2016 год)


Рецензии