С молитвой о Пальмире
Уникальным впечатлением прошедшего сезона был концерт в освобожденной сирийской Пальмире оркестра Мариинского театра под управлением его главного дирижера и художественного руководителя Валерия Гергиева. В телевизионной трансляции он, возможно, воспринимался еще пронзительнее: кадры бескрайней пустыни с разрушенными бесценными археологическими памятниками, искореженные жилые кварталы, вызывающие немой вопрос: «как можно?»; безжизненный город, где, кажется, никогда не возродится обычная человеческая суета… А тут в античном амфитеатре так удивительно трагично и обнадеживающе звучала эта многоголосая «Молитва о Пальмире»! Было удивительно понимать, что эти отважные люди – просто музыканты, которые и противопоставить-то всем военным опасностям могут лишь музыку, что это те же самые оркестранты и дирижер, которых я могу так привычно услышать и увидеть в театре в Санкт-Петербурге, в такой мирной обстановке…
И знакомая музыка в Пальмире звучала по-особому. Рыдала скрипка несравненного Павла Милюкова, оплакивая геройски погибших, безвинно убитых, зверски убиенных. И от хрестоматийной «Чаконы» Баха, которую играют, обучаясь, все скрипачи, мороз полз по коже, и в сердце рождалась такая обида за Сирию, и такая надежда!..
Смеялась сквозь слезы виолончель Сергея Ролдугина, народного артиста России, в «Кадрили» Родиона Щедрина, по-блоковски обещая слушателям, «что радость будет, что в тихой гавани все корабли, что на чужбине усталые люди тихую жизнь себе обрели» (Господи, неужели Блок предвидел беженцев?).
Завершила все полная жизнь и энергии симфония Сергея Прокофьева, словно призывая жить дальше, преодолевать трудности, созидать…
Понятно, что концерт в Пальмире был и политикой, и пиаром страны, и аргументом в информационной войне, но каким гениальным, каким человечным аргументом! Можно только догадываться, как родилась идея этого концерта, ведь и оркестр Мариинки, и его главный дирижер Валерий Гергиев были заняты в плановом мероприятии, кажется Пасхальном фестивале. И было впечатление, что они, буквально, сорвались в Пальмиру… Да это и не важно. Главное, как впечатляюще это получилось!
И это был тот редкий случай, когда музыканты вызывали восхищение не только своей потрясающей игрой, но и человеческими поступками!
Свидетельство о публикации №216092201999