О мавзолее Ульянова-Ленина 1990

Здесь, в Италии, мне вольно или невольно пришлось ознакомиться с некоторыми вопросами, которые по своему значению уже выходят за рамки Советского Союза. Первый из них — судьба мавзолея В.И. Ленина на Красной площади. В свое время постройке этого мавзолея и помещению в него забальзамированного тела Ленина правители СССР придавали важное политическое значение.

В высшем руководстве Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков) мнения об этом разделились. Сталин и его сторонники считали, что не только учение Ленина — ленинизм, но и его труп являются общей и крайне важной собственностью Советского Союза и трудящихся всего мира. Дескать, если люди будут иметь возможность видеть забальзамированный труп Ленина, то это мобилизует их для борьбы за лучшее будущее. Их противники, в том числе и Н.К. Крупская, считали, что превращение учения Ленина и, тем более, его трупа в культ противоречит здравому смыслу и вообще тому учению, которое оставил им Ленин после смерти.

Крупская была даже против того, чтобы Петроград переименовали в Ленинград. Как известно, победа в этом споре досталась Сталину и его сторонникам. В последнее время не без оснований утверждают, что ленинизм, как учение в том виде, в каком его знали до разоблачения культа личности Сталина и его отрицания, теперь считается системой состряпанных Сталиным взглядов, которая не имеет ничего общего с мировоззрением Ленина и с его позициями относительно социализма и проведения его в жизнь. Бальзамирование тела Ленина и помещение его в мавзолей нужно было не Ленину, а Сталину — для укрепления своих позиций. То, что трупу Ленина было все равно, где лежать, это, безусловно, тривиальная истина.

Возможно, это было сделано для насаждения религиозного фанатизма в широких народных массах. Это даже немного страшно. Сталин хотел использовать ленинское наследие для того, чтобы создать экономическую и политическую систему, которая несколько десятков лет назад приняла название «реального социализма». Те, кому не нравится эта система, безусловно, вправе возложить в этом вину на Сталина, как за внедрение ленинизма, так и за создание мавзолея Ленина.

В прошлом году на чрезвычайной партийной конференции известный кино- и театральный режиссер Марк Захаров поставил вопрос об упразднении мавзолея Ленина. Конференция не сочла этот вопрос предметом серьезного обсуждения, а несколько делегатов осудили Захарова.

На днях в Италии стало известно, что народный депутат Карякин вновь привлек внимание сессии Верховного Совета к вопросу «обожествления» Ленина. Несколько дней назад «Литературная газета» подвергла Карякина резкой критике в связи с его выступлением на конференции. В беседе с корреспондентом радиостанции «Свобода» Карякин, употребляя нецензурные слова, говорил об авторе этой статьи и предсказал (я лично слышал по радио его слова), что «в ближайшие годы мавзолей Ленина будет упразднен, а его труп будет предан земле по русскому православному обычаю на ленинградском Волковском кладбище рядом с могилой матери». Сейчас нигде в мире не принято создавать мавзолеи и, вероятно, все уже существующие мавзолеи в недалеком будущем будут упразднены.


Рецензии