Неизбежность. Ты проходишь на Запад Солнца

После России. "Ты проходишь на Запад Солнца"


Аудиокнига на Ютубе https://youtu.be/I5KHiRXl7lM


Тяжело сказать, кому из поэтов повезло на благоприятные условия для творчества. Случалось ли такое вообще? Быть может, с Гюго – в Лондоне? Или с Гёте – в Веймаре? Повезло ли  с Абиссинией Гумилёву, Ахматовой со Слепнёво? Или только Рильке – с замком Мюзо? Не исключено, что условия были и благоприятствовали поэтическому искусству, хотя, внезапные, были не столько внешними, сколько преображёнными в творческую пору самим поэтом, как вынужденное из-за холерного карантина затворничество Пушкина в Большом Болдино осенью 1830 года.
– Жизнь сама неблагоприятное условие, – разъясняла М. И. Цветаева. – Жизнь – сырьём – на потребу творчества не идёт.
Жизнь поэта – сухопутный шквал, неизменное движенье от родного по крови к родному по духу, – «В вековое! Незастроенное!» – от родимых сёл и земель, от «августейших засушенностей» – к друзьям и любимым. Преображение этого «неблагоприятного условия», освобождение от обусловленности внешним, наносным, временным – в этом, не больше и не меньше, творческая сила искусства.



*   *   *

От родимых сёл, сёл!
– Наваждений! Новоявленностей!
Чтобы поезд шёл, шёл,
Чтоб нигде не останавливался,

Никуда не приходил.
В вековое! Незастроенное!
Чтобы ветер бил, бил,
Выбивалкою соломенною

Просвежил бы мозг, мозг
– Всё осевшее и плесенное! –
Чтобы поезд нёс, нёс,
Быстрей лебедя, как в песенке…

Сухопутный шквал, шквал!
Низвержений! Невоздержанностей!
Чтобы поезд мчал, мчал,
Чтобы только не задерживался.

Чтобы только не срастись!
Не поклясться! не насытиться бы!
Чтобы только – свист, свист
Над проклятою действительностью.

Феодальных нив! Глыб
Первозданных! незахватанностей!
Чтобы поезд шиб, шиб,
Чтобы только не засматривался

На родимых мест, мест
Августейшие засушенности!
Всё едино: Пешт, – Брест –
Чтобы только не заслушивался.

Никогда не спать! Спать?!
Грех последний, неоправданнейший…
Птиц, летящих вспять, вспять
По пятам деревьев падающих!

Чтоб не ночь, не две! – две?! –
Ещё дальше царства некоего –
Этим поездом к тебе
Всё бы ехала и ехала бы.

Конец мая 1925 



Жизнь – по Дарвину – борьба за существование и естественный отбор. По Бергсону – порыв, непрерывное творческое становление. Что выберет поэт? Каким условиям отдаст предпочтение – насущным, данным объективно в своей государственной и социально-экономической дискретности, или субъективным, но единственно не обманным в своей непрерывности? Выбор очевиден, если это поэт: «Во всю горизонталь Россию восстанавливаю!» Выбор не ради других и не для себя, – выбор ради самого Слова: «Так, присягнувши на верность – Хану, не присягают его орде». Оттого именно поэту дана огромная, неисчерпаемая сила слова, преображающая будущее. Когда-нибудь, в дни всеобщего благоденствия, будет объявлен конкурс на самые благоприятные условия, при которых в нашу жизнь приходит великая литература. А по уму, конкурс следовало сделать ежегодным ещё в 1913-м, тогда, глядишь, и эрцгерцог Франц-Фердинанд пережил бы 1914-й.
– Для кого я пишу? Не для миллионов, не для единственного, не для себя. Я пишу для самой вещи. Вещь, путём меня, сама себя пишет. До других ли и до себя ли? (М. Цветаева. «Поэт о критике». С. 285).



Савойские отрывки

<1>.

В синее небо ширя глаза –
Как восклицаешь: – Будет гроза!

На проходимца вскинувши бровь –
Как восклицаешь: – Будет любовь!

Сквозь равнодушья серые мхи –
Так восклицаю: – Будут стихи!

Сентябрь 1936 


Рецензии
Аудиокнига на Ютубе http://youtu.be/I5KHiRXl7lM

Олег Кустов   27.12.2022 16:32     Заявить о нарушении