Я кошка, мать жизни

Я кошка, мать жизни *

"О, чудесная кошка, дарованная навеки"
Надпись на обелиске в Небре, Египет.


Так, когда же это произошло?
Никто, из ныне живущих, с полной уверенностью не может сказать, когда кошка стала жить с человеком, потому что не знает. По заверениям некоторых ученых уже почти один миллион лет прошел с тех времен, как навсегда перестала существовать на Земле дикая кошка, которая когда-то обитала на территории современной Европы и Ближнего Востока. Ее назвали дикой кошкой Мартелли, она-то и стала прародительницей трех основных видов диких кошек — европейской лесной, африканской степной и азиатской пустынной. Если учесть, что именно здесь, как мы сейчас полагаем, находится и колыбель человечества, то можно поспорить, кто кого цивилизовал, люди кошек, или наоборот...
Между Нилом и Красным морем, в степных долинах древнего государства Нубии (территория современных Египта и Судана) и сейчас можно встретить дикую кошку, которую принято считать прародительницей всех пород и разновидностей современной домашней кошки. Это африканская буланая кошка.
Вероятно, в те стародавние времена и началось восхождение кошки на пьедестал человеческой любви, привязанности и поклонения.

Считается, что одомашнивание кошки произошло в Древнем Египте в течение третьего тысячелетия до нашей эры. И она пришла не как развлечение – игрушка -  прихоть, хотя уже тогда была мягкой, грациозной, беззаботной и обладала тем бесконечным перечнем достоинств, которые каждый владелец видит в своей подопечной. Она сразу добилась уважения и почтения, поскольку стала оберегающим животным. Египет был сельскохозяйственной страной, а урожай, как известно, необходимо сберечь. Кошки в этой своей ипостаси были бесподобны. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где хранилась провизия. Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний, таких как чума. И они охотились и побеждали змей, что способствовало общей безопасности проживания людей и нашло самое прямое отражение в египетской мифологии. Согласно легенде, бог Солнца - Ра, превратившись в рыжего кота, каждую ночь переплывает подземную реку, чтобы вновь взойти на небосклоне и осветить Землю. Жадный и коварный змей Апоп, желая проглотить светило, выпивает воду из подземной реки, и стремится уничтожить священное животное. Борьба двух сил - тьмы и света - представлена, как жестокая схватка змея и кота.
Кот, конечно, победил. А в знак благодарности за спасение Земли от сил тьмы, люди построили в честь кота, олицетворяющего Солнце, священные храмы и проводили там обряды поклонения. Эти храмы действуют до сих пор, и люди с благодарностью относятся к котам, этим священным животным, которые каждую ночь в образе рыжего кота побеждают злого дракона.
Пожалуй, именно в Древнем Египте культ поклонения кошке достиг своего максимума за всю историю отношений с людьми. Это был Золотой век в истории кошки - человек ее обожествлял и ей поклонялся. Сложный метафорический смысл, которым мировая мифология наделила образ этого красивого умного животного, египтяне свели к позитивным, приятным для человеческого сознания понятиям: добро, домашний очаг, веселье, любовь, материнство, плодородие, защита. Египтяне называли кошку "May", что в переводе означает "видящий".
Кошки, обладали особым статусом. Благодаря загадочности ночного образа жизни, своей редкостной плодовитости и светящимся в темноте глазам, кошка в Египте была посвящена богине Луны, плодородия и деторождения, радости и веселья - Баст или Бастет, которая изображалась в виде женщины, у которой вместо человеческой головы была голова кошки, а в руке - систр. Иногда на изображениях она была с головой львицы, что соответствовало богоподобным Сехмет и Тефнут. В более поздние времена кошку наделили царственной силой и отождествили с богиней Исидой.
Кошек не только нельзя было убивать, но причинившего малейший вред их здоровью, ждало ужасное наказание. Сохранилось свидетельства греческого историка Диодора Сицилийского, который в 60 году до н.э. наблюдал такую сцену: «Один римлянин убил кошку (Переехал колесницей), и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести этого человека, хотя он и совершил это нечаянно».
Кошки были весьма почитаемыми домашними животными во дворцах фараонов, они жили в храмах, где к ним был приставлен «страж кошек» – важный пост, передаваемый по наследству, от отца к сыну. Они питались самой лучшей пищей, надо заметить, что для них специально разводили в резервуарах особую породу рыб без чешуи. Существовал целый класс жрецов, которые ждали сообщений от богини Баст и истолковывали эти сообщения, а также множество обрядов, связанных с волеизъявлением богини. Например, такой: «верующий, добивающийся помощи или желающий дать обет, обривал часть головы своего ребенка и относил настриг в храм. Волосы уравновешивали на весах серебром, которое жертвователь отдавал жрецу - смотрителю священных кошек. На это серебро жрец покупал рыбный корм для кошки».
Кошек также называли «добрыми духами жилища». Египтяне верили, что душа хозяйки дома после смерти переселяется в кошку – животное чистоплотное и не позволяющее мышам бегать по столу.

Если кошка умирала, то ее похороны проходили с большими почестями. Члены семьи, скорбя об ее утрате, брили головы и даже брови в дань уважения, когда кошки уходили в последний путь. Траур длился семьдесят дней (!) — время всей мумификации (как человека, так и кошки). Тело кошки обворачивали льняной тканью, умащивали травами и мумифицировали, используя бальзам. Чтобы кошки не голодали в загробной жизни, вместе с ними в саркофаг укладывались также мумифицированные мыши и землеройки. Похороны храмовых кошек были иногда такими помпезными и дорогими, что для их оплаты с населения взимались специальные пошлины.
Благодаря культу кошек, объединявшему тысячи почитателей и паломников, ежегодно на улицы города Бубаста прибывало огромное количество людей. Геродот сообщает о «700 000 людей обоего пола, кроме детей», ежегодно посещавших центр поклонения Баст.  В Саккаре в ее честь был воздвигнут храм – Бубастеон. В главном святилище возвышалась огромная статуя богини. Во время ежегодных весенних празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила.
С темным аспектом Луны была связана богиня-кошка по имени Пашт. Она являлась Госпожой Востока, матерью всех людей азиатской расы, женой бога Птаха. Она – символ справедливого наказания, ее девиз «Наказывай виновных и устраняй осквернение!»

В результате раскопок, проводившихся археологами в 1860 году неподалеку от города Бени Хасана в Египте, были обнаружены доказательства проявления любви и заботы хозяев к своим питомцам в виде кладбища, на котором покоились 180 тысяч кошек. Большинство из них были погребены в богато украшенные драгоценными камнями ящички из золота и серебра.
Всего же археологами было обнаружено около 300 тысяч мумий, относящихся к IV тысячелетию до н. э.

  Египту приходилось дорого платить за свою привязанность к кошкам. Согласно историку Птолемею, в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия (современный Порт-Саид) войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако, персидский царь прекрасно знал о культе кошек и повелел каждому впереди идущему солдату нести кошку, так чтобы она хорошо была видна. Когда армия персов двинулась вперед, защищенная живыми щитам, фараон Псамметих III не осмелился рисковать жизнями кошек, и египтяне, не имея возможности использовать копья и стрелы, сдались без боя. Так Камбиз завоевал Египет и основал 27-ю династию. Египетские кошки не утратили своего божественного статуса до завоевания страны греками, а затем римлянами и впоследствии распространились на территориях империй Дария, Александра Македонского и Цезаря.

Вывезти кошку из Древнего Египта - означало похитить ее у фараона, совершить преступление, наказуемое смертью. Когда египетские путешественники находили в других странах домашних кошек, они покупали или выкрадывали их, чтобы привезти обратно в Египет, которому, по их мнению, те принадлежали. Финикийцы, ведущие торговлю с Египтом, понимая, что кошки являются ценным товаром, тайно вывозили их из Египта и продавали богачам или правителям в других странах. Таким образом, домашние кошки впервые появились на финикийских торговых путях, распространившись позже по всему миру. Они были завезены в Грецию в 500 г. до н.э. Около 1500 г. до н.э. домашние кошки на торговых судах были завезены в Индию, Бирму (Мьянму), Сиам (Таиланд) и Китай. Однако вплоть до начала нашего тысячелетия кошка оставалась редким животным. В центральную в Европу кошки попали гораздо позже. Первые домашние кошки появились в Италии и Швейцарии лишь спустя несколько столетий после Рождества Христова.

Следы влияния египетского культа кошек можно обнаружить в Галлии, в частности в Тулузе, где были найдены амулеты, статуэтки, музыкальные инструменты — систры — с изображением кошек (местные археологические находки датируются скорее всего I в. до н.э.), и в Великобритании: в Бадбери, Гасседже, Олл-Сейнтсе и Дэнбери археологи раскопали массовые захоронения кошек.
Египетские художники изобразили сотни кошек на плитах гробниц и папирусе. Они ваяли их из бронзы, золота, камня и дерева, делали из глины, вырезали из слоновой кости. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек, которые назывались "утчат" и являлись символом плодородия. Девушки молили богов об исполнении желания иметь столько детей, сколько котят изображено на их амулете.
 
Античный мир органично принял традиции Египта, но уже без такого всепоглощающего пыла. Однако все «ключевые посты» в греческом, а впоследствии и римском пантеонах были отведены богиням – кошкам по сути. Артемида и Диана почитались как великие охотницы и богини Луны. Римляне заимствовали многие элементы культуры у других народов: богиня любви и плотских наслаждений Венера отождествлялась с Афродитой, египетской Бастет и скандинавской Фрейей. Венеру одновременно представляли и в виде привязчивой маленькой кошечки, и в виде дикой кошки с клыками и когтями, воплощавшей материнские инстинкты. В Древнем Риме кошка всегда сопровождала богиню свободы Либертас. Римские императоры, привыкшие держать власть в своих руках и жестоко подавлять любое восстание, недолюбливали кошек, однако, ничего не могли с ними поделать, как и с любовью людей. Не случайно знаменитый Спартак, возглавивший восстание рабов, поместил на свое знамя изображение кошки.


В иудаизме кошки выступают в качестве существ, отношение к которым довольно противоречиво. В Торе кошки не упоминаются ни разу. По поводу того, почему так сложилось, существуют разные версии. Одна из них гласит, что в ветхозаветные времена кошки просто еще не были приручены, поэтому никаких сведений о них в священных книгах евреев не зафиксировано. Однако это кажется весьма сомнительным, поскольку в то же самое время другие многочисленные народы и племена, обитающие на соседних землях, уже имели кошек в качестве домашних животных, а некоторые даже обожествляли их. Другая, более правдоподобная версия состоит в том, что игнорирование кошек в текстах Торы объясняется как раз тем, что древние иудеи уж слишком хорошо познакомились с этими животными, культ которых процветал в стране Гошен  - так евреи называли Египет, где божий народ проживал до Исхода в качестве рабов. Иудей воспринимал кошку как тройной степени нечистоту – некошерное животное, объект религиозного поклонения (идол) и олицетворение мертвечины, к которой строго запрещается прикасаться. Соответственно, чем меньше в еврейских священных книгах будет упоминаний об этих ужасных существах, тем лучше.
Позже, однако, приверженцы иудаизма несколько смягчили свое резкое неприятие к кошкам. В Талмуде, например, «хатуль» (то есть, кот или кошка) упоминается приблизительно раз десять в различных главах. Характеризуются там кошки очень по-разному: и как очень полезное домашние животные (например, рассказывается о кошках, которые ловили мелких змей, чтобы они не заползали в дома, причем, змеиный яд им вовсе не вреден), и как свирепые хищники, опасные для маленьких детей (история о том, как кошка откусила руку ребенку), и как достойный пример для подражания («Если бы не была дана Тора, мы учились чистоплотности у кошек»).
В сборнике под названием Пасхальная Агада, среди многочисленных забавных и поучительных народных песенок, служащих большей частью для развлечения детей, имеется одна, где тоже фигурирует кошка. Это «Хад гадья» («Один козленок»), песня с повторяющимся рефреном, которая повествует о том, как отец семейства купил на базаре козленка, козленка сожрала кошка, кошку укусила собака, собаку побила палка, палку сжег огонь, и т.д.
В книге Берешит (комментарии к Торе) указывается, что христиане похожи на собак, а кошки подобны иудеям – церемониальны, как фарисеи, степенны и независимы, мистически настроены и изнежены, и также пренебрежительно (хотя и без ненависти) относятся ко всем прочим живым существам.
Комментарии на книгу Исхода, написанные рабби Шломо Ицхаки, описывают меры ответственности за гибель взятого на постой животного, принадлежащего другому человеку. Если, так сказать, к этому неприятному событию «приложила лапу» именно кошка, владельцу следует выплатить компенсацию.
Sefer Chasidim (Книга Благочестивых) предписывает иудаисту быть милосердным ко всем тварям, которых создал Всевышний, и «не кидать камня ни в кошку, ни в собаку».
Харедим (евреям-ультраортодоксам) строжайше запрещено держать кошек в доме. Отношение к этим существам, равно как и к собакам (как к атрибутам гоев), исключительно брезгливое, агрессивное и болезненное, причем до такой степени, что не возбраняется благополучно забыть наставления о милосердии и просто-напросто забить «грязное гойское животное» камнями насмерть.
У евреев-хасидов имеется целая серия легенд о переселении душ. Самая известная из них — о девушке, которая по субботам шила и за этот грех была наказана: в следующем воплощении родилась кошкой.

В Азию кошка так же попала из Древнего Египта.

Согласно базовым понятиям индуизма, в жизни человека главным принципом является непричинение вреда. «Братья наши меньшие» — это звучит очень по-индуистски. Но, несмотря на законы этой религии и ее высокий уровень нравственности, требующий проявлять гуманность ко всем живым существам на земле, жизнь, как известно, вносит во все свои коррективы. Чему прекрасный и показательный пример, связанный с отношением индуистской традиции к кошкам.
У индуистов, особенно проживающих в сельскохозяйственных районах, с древности большим почтением пользовалось божество Шаштхи, или Сашти, одна из форм Дэви. Эта богиня покровительствовала преимущественно женским сферам бытия – материнству, семейному счастью, благополучию, домашнему очагу. Имя Шаштхи означает «шестерица», потому что в течение первых шести дней после рождения она персонифицировала младенца. Вот почему ее считали также и защитницей детей. Под именем Скандаматы ей молились женщины, желающие родить ребенка. Шаштхи даже изображали с дитятей на руках и восседающей верхом на кошке. Кошка является ее ваханой – священным ездовым животным, усиливающим мощь богини, а также ее символом. В Западных областях Индии и в Бенгалии и вовсе считалось, что кошка, особенно черная, и есть сама богиня.
Поэтому следовало обязательно держать в доме кошку, кормить ее и холить, дабы выразить уважение к этому божеству.
Еще одно обожаемое божество индуизма – это Ганеша, слоноголовый бог, сын Шивы и Парвати. Он тоже связан в какой-то мере с кошкой, причем, очень двояко. Один из мифов гласит, что когда Ганеша был маленьким, он очень любил играть с кошкой, причем игры эти были далеко не безобидны. Однажды, наигравшись и закончив терзать бедное животное, он отправился к своей матери Парвати и обнаружил ее в ужасном виде — грязную, измученную, избитую и исцарапанную. Как оказалось, Парвати и была той самой кошкой, над которой издевался ее сын Ганеша. С тех самых пор индуистам строжайше запрещается обижать кошек.
С другой стороны, кошек индуисты все-таки не жалуют и в домах не держат. Во-первых, не любят из-за того же Ганеши. Дело в том, что его вахана – мышь! А во-вторых, потому что кошки, как ни крути, все-таки плотоядные хищники, охотники, неисправимые мясоеды, неприспособленные природой к вегетарианству, принятому к обязательству в индуистской традиции.
«Махабхарата» рассказывает историю о хитрости и коварстве кошки, которая, притворившись набожной, приобрела репутацию добродетельнейшего существа по всему берегу священной реки Ганг. Чем и пользовалась – брала в ученики мышей, предпочитая тех, кто пришел учиться мудрости издалека, уводила их в лесную чащу и там съедала.

Мифы древнего Востока приписывают котам силу и ум, на Тибете их называют "небесным оком". Кошка символизирует женскую энергию - Инь и наделена тайной силой. Светящиеся в темноте большие круглые глаза кошки, превратили её в таинственного ночного зверя. Считается, что она способна общаться с потусторонними силами и, благодаря этому, может трансформировать и рассеивать негативную энергию.
В буддийской традиции кошкам придавалось особенное значение. В силу определенных причин, отношение к этим животным тяготеет, если так можно выразиться, к отрицательному полюсу. Но это только на первый взгляд. Всему виной та самая знаменитая история о смерти Будды.
Согласно индийской версии легенды, кошка была единственным животным, отсутствующим в тот момент, когда великий Будда был на пути к своему освобождению. Все животные, кроме кошки и змеи, собрались вокруг его тела и горько оплакивали его. Кошка же в это время была занята более важным делом – ловлей мышей. Такое пренебрежение к столь важному событию как кончина Будды и послужило причиной того, что кошка даже была исключена из списка животных, подлежащих защите.
Однако существует еще один вариант этой легенды, который делает упор на двойственность кошки. Когда Будда умирал, у его смертного одра собрались все звери, оплакивая его. Крыса принялась лизать масло из лампы, а кошка поймала ее на этом преступлении и съела. С одной стороны, это деяние было благом, так как кошка спасла благовонное масло для воскурения во славу Будды. С другой стороны, кошка поступила дурно, вопреки велению Будды всем существам любить друг друга. С тех пор кошка считается приносящей как добро, так и зло.
Легенда об умирающем Будде несет еще одну очень важную идею: кошка в ней выступает символом низших астральных сил, низменных качеств человека, которых не должно быть в буддисте, желающем достичь просветления и освобождения.
Но следует отметить, что ничто, даже дурное поведение, не помешает кошке, равно как и любому другому живому существу, достичь нирваны.
Вот так первоначально, из-за истории с Буддой, отношение к кошкам было, мягко сказать, не очень позитивное, но позже было пересмотрено. Произошло это благодаря тайским королям и буддийским монахам.
 Тайские буддисты считали (и считают до сих пор), что дух умершего короля переселяется в кошку, следовательно, на церемонии коронации нового монарха эти животные обязательно должны присутствовать в качестве почетных гостей. Умерших тайских королей даже погребали особым образом – каждого со своей «персональной» кошкой. Еще в 1920-х годах кошка, олицетворявшая душу усопшего короля, «участвовала» в коронационной процессии, чтобы умерший мог увидеть церемонию восхождения на трон своего преемника.
У буддийских монахов, особенно китайских, кошки пользовались большим почтением. Прежде всего, они ценились за свое спокойствие, которое демонстрировалось практически в любых ситуациях. Монахи занимались разведением священных кошек, которых называли «маленькими тиграми» и «грозой зла» и специально обучали охранять сокровища храмов. В буддийской традиции в общем кошке приписывалась склонность к медитации, способность видеть в темноте, что помогало ей отгонять злых духов. Поэтому в буддийских храмах кошек как раз для этого и держали. Ну и как отменных ловцов мышей, конечно.
Буддисты древнего Китая почитали «самодостаточность» кошек. Их «склонность к медитации» вызывала уважение и обеспечивала кошкам покровительство. В Китае фигурки и амулеты с изображением кошек использовали для отпугивания, как злых духов, так и крыс.
Таким образом, кошка была охотничьим животным и предназначалась именно для защиты амбаров – ловли грызунов. Кошки высоко ценились и как следствие дорого стоили. Существовала даже специальная профессия, нечто вроде специалиста-эксперта в области кошек. Культура Китая также преобразилась с появлением животного. Множество изображений кошек обнаружено при раскопках – картины, скульптуры из дерева, глины, фарфора. Всё это свидетельство того, что кошек в этой стране любили и уважали. Известнейший философ и мыслитель Конфуций был большим любителем кошек, который ценил их не только за охотничьи качества, но и за неординарность окраса, предпочитая «черные облака на снегу». Китайцы до сих пор любят абсолютно белых кошек с черным хвостом и пестрых котов. Но и другие кошки снискали любовь, ибо им посвящаются произведения искусства.
Животные с точки зрения фэн-шуй приносят активную энергетику янь в помещение и жизнь хозяев. Кошка считается явным проводником космической энергии. Внешнее спокойствие сочетается с осторожностью и постоянной готовностью защитить себя и своё пространство. Ни одного движения кошка не делает просто так. Каждый шаг, каждое движение этого животного наполнено смыслом. Кот постоянно следит за порядком в доме, ищет, где плохо, где нужно очистить пространство и кого из членов семьи необходимо поддержать. Кошки хорошо видят призраков, прекрасно чувствуют магнитные поля и колебания земли. Так что вне всяких сомнений кошки — прекрасные экстрасенсы. Кошка может прекрасно справиться с существами из астрального мира и защитить своего хозяина от отрицательной энергии. Кроме того, кошка может отвести беду от дома и уберечь хозяина даже от смерти. Нельзя обижать или наказывать кота без причины. Тот, кто ударил кошку без вины, обязательно получит травму. В Китае кошка считается ещё и символом долголетия.

Сильнее, чем в Китае кошек любят в Японии. Благодаря их неоценимой помощи в охоте и охране урожая, кошек японцы называют золотыми, чему способствует и золотистый окрас шерсти. Долгое время они были большой редкостью и жили в монастырях и дворцах императоров, став символом высокого статуса, богатства, и возможно, счастья. Изначально кошки были редки и дороги и использовались только в библиотеках для охраны книг и рукописей от грызунов. Первые кошки принадлежали императору или же преподносились в качестве подарков отличившимся придворным. Японцы полагали, что кошка наделена сверхъестественной силой, а крысы боятся одного её вида, поэтому люди, не способные купить кошку, ставили дома её изображения, считая, что кошачий облик защитит их от крыс. Кошек любили водить на поводках из золотых нитей.
Однако история кошки в Японии также имеет несколько темных пятен. Примерно в ХII веке кошка в Японии теряет свой статус и приравнивается к порождению зла. Тогда же появилась легенда о гигантской кошке Некомата, которая насылала на людей горе и болезни. Легенда гласила, что у Некомата был раздвоенный на конце хвост, из которого и появлялись болезни.
В XVII веке японский император издал декрет, по которому кошки не считались более источниками зла.
В Японии периода Хэйан (794 – 1185 годы) кошки получали придворные ранги и ценились много выше жизни простого крестьянина. Держали их на поводках, чтобы не убежали. Но в период Эдо (1603 – 1868 годы) производству и торговле шёлком начали всерьёз угрожать мыши. И тогда вышел указ, по которому кошек надлежало спустить с поводков, однако, чтобы не дать кошке убежать и потеряться им стали подвешивать колокольчик. Мышей или птичек гонять можно, а поймать – вряд ли получится. К сожалению, мнение кошек по этому вопросу дотошные японцы не описали.
С давних времён кошки в Японии играют две противоположные по существу роли. С одной стороны - милый шерстяной клубочек и забава, а с другой безжалостный демон – оборотень (бакенэко). В бакенэко превращаются взрослые и старые кошки, при этом они могут превратиться в любой понравившийся образ. У них может вырасти второй хвост, как в мифе о лисе-демоне китцунэ... Японцы, дабы обезопасить себя и свою кошку от превращений вывели породу короткохвостых кошек. Им же принадлежит новаторство в создании символов счастья и дома - «приглашающих кошек» с пожеланием удачи и здоровья. Ежегодно 22 февраля японцы отмечают общенациональный День Кошек. Цифра 22.02 – три двойки – звучит как «нян-нян–нян», то есть соответствует мяуканью.


В традиционном исламе кошки – животные однозначно любимые и уважаемые. С древнейших времен они были компаньонами мусульман, обитали в домах людей разного достатка и социального статуса, восхищая своей неповторимой грацией, достойным поведением, отчаянной чистоплотностью и несравненным талантом ловца грызунов, змей и скорпионов. За это выдающиеся люди арабского мира даже восхваляли кошек в стихах.
Древние, предположительно еще доисламские, верования арабов рассказывают о так называемых кариинах (qariina) – добрых духах, которые способны принимать, особенно по ночам, облик некоторых животных, например, лошадей, собак, голубей, змей и, чаще всего, кошек. Кариина — это дух-защитник, советчик человека в трудное время, сопровождающий его по жизни и никогда не оставляющий без помощи. Поэтому обидеть, случайно покалечить и уж тем более убить кошку не осмелится ни один мусульманин (к слову сказать, и ни один копт-христианин тоже; вот насколько живучи и сильны древние верования, прорастающие из глубины тысячелетий в различные религии). Говорят, легендарному шаху Исмаилу Сафави помогал кариина в образе красивого кота-чудотворца.
В мире ислама в связи с кошками существует множество поучительных историй, записанных суфиями, и хадисов; об этих животных писались научные трактаты (упомянем роскошную книгу о животных «Kitab Al-Hayawan») и слагались предания. И повсюду кошка трактовалась как существо, служащее достойным примером для мусульманина. Есть замечательный рассказ о каирском грамматисте Ибн Бабшаде. Однажды, пируя с друзьями, он подкормил случайно пробегавшую мимо кошку. Животное схватило еду и убежало, а потом вернулось снова. Несколько раз кошка возвращалась за едой, пока любопытные гости не проследили, куда она уносит пищу. Оказалось, что на крышу соседнего дома, где обитала другая кошка, старая, слепая и неспособная добывать себе пропитание самостоятельно. Такая забота так поразила грамматиста, что он бросил свою прежнюю комфортную жизнь, чтобы посвятить себя крайней аскезе и помощи ближним.
 Кошке, единственной из всех животных, позволен вход в мечеть и полная свобода действий там. По одному из мифов все началось еще с любимой кошки Пророка Мухаммада. Звали ее Муэцца. Пророк любил ее настолько, что никогда не тревожил ее сна, а воду, которую она пила, использовал для омовения перед молитвой. Частенько она спала на его коленях во время проповедей. В общем, вела себя как обыкновенная любимая домашняя кошка. Однажды она уснула на рукаве хозяйского халата, приготовленного для утренней молитвы. Мухаммад не согнал кошку, он просто отрезал рукав, на котором она дремала, и оделся. Когда Мухаммад вернулся после молитвы, Муэцца проснулась и поклонилась Пророку, а он трижды погладил кошку по спине. Из-за того, что рука Посланника Аллаха коснулась спинки животного, кошки почти никогда не падают на спину, а приземляются на лапки.
Другой миф рассказывает, что тёмные полосы на шкуре животного – след от пальцев пророка.  Однажды кошка убила змею, забравшуюся в рукав и собиравшуюся ужалить Мухаммада. Опередив Пророка, собиравшегося надеть одежду с затаившейся в ней смертью, кошка отважно прыгнула на рукав, загрызла змею и гордо показала добычу Мухаммаду. Была ли это Муэцца? За свое спасение Пророк коснулся лба кошки и навсегда оставил на нем четыре четкие линии, отмечая благословенное животное. Кроме того, Мухаммад запретил продавать котов за деньги, или обменивать на товары. Это свободное существо, а не собственность, с уважением считал Пророк.
Любовь Мухаммада к котам разделяли и его близкие. Так, друг Пророка Абд аль Рахман даже заслужил прозвище Абу Хурайра - отца котов, поскольку всюду, куда бы он ни шел, с ним был котенок. Кроме того, будучи смотрителем мечети, он заботился о том, чтобы окрестные коты были всегда сыты. Из-за этого кошачье племя в самой мечети значительно увеличилось.
Со времен Пророка кошки почитаются всеми мусульманами. Мурлыканье кошки суфии сравнивали с исполнением зикра — ритмичным повторением имени бога, из-за чего уже в стародавние времена их использовали в больницах, веря в целебную силу их мурлыканья. Коты даже ставились в пример другим мусульманам.
Суфийские легенды рассказывают также о коте шейха, помогавшем учителям наводить порядок в школе. Однажды этот кот пожертвовал собой ради спасения дервишей. Другой шейх, Абу Бакр аль Шибли после своей смерти явился во сне одному из учеников и поведал, что попал в рай. Однако такой милости он удостоился не за религиозное рвение. Аллах сказал ему: "Помнишь ли холодный снежный день в Багдаде, когда ты брел, укутавшись в теплый плащ, и вдруг встретил замерзающего котенка. Ты взял его и согрел под плащом. Из-за этого котенка ты и прощен".
В XIII веке мамлюкский султан Египта и Сирии аль-Захир Бейбарс повелел основать особый "кошачий сад", где кошки Каира могли бы найти убежище, еду и питье в любое время. С тех пор это место многократно переходило из рук в руки, но указ султана исполнялся неукоснительно, и исполняется по сей день. Каждый вечер тысячи каирских кошек стекаются в сад, куда приходят люди с полными корзинами еды для них. Какие бы перемены ни сулил новый век, кошки должны быть накормлены.
И сегодня многие исламские города наводнены кошками, которых холят, лелеют и пускают везде, куда бы это свободолюбивое, но удивительно ласковое существо ни решило пройти. Ведь после смерти кот попадает прямо в рай, где может рассказать о вашей доброте Пророку.

Пожалуй, самое неоднозначное и противоречивое отношение к кошкам существует в христианской традиции. В Библии кошка упоминается всего два раза; первый раз — в Книге пророка Исайи (это часть Ветхого Завета) и второй раз – в неканоническом Послании Иеремии. Причем, эти редкие упоминания не несут в себе никакого религиозного либо философского контекста. В текстах Писания кошки — это лишь ординарные домашние животные, вечно крутящиеся возле людей.
Раннее христианство вобрало в себя многие идеи древности, в том числе и касательно кошек. Например, очень ярко это заметно у христиан-коптов. В коптском Евангелии, в частности, упоминались кошки, вершащие суд над людьми после смерти. По всей видимости, это – отголоски культа бога мертвых Осириса, который часто изображался в виде кота.
Из раннехристианских времен, впитавших в себя языческое почитание природы, вышли и святые покровительницы кошек. Например, Св. Гертруда из Нивеля, которой молились садоводы, вдовы и путешественники, изображалась с кошечкой. В день Св. Агаты, 5 февраля, француженкам запрещалось работать, а тем женщинам, которые пренебрегали этим правилом, могло здорово достаться от святой, являющейся к ним в облике рассвирепевшей кошки. Св. Агата и Св. Гертруда Нивельская до сих пор весьма чтимые католические святые.
Ну и, конечно, стоит упомянуть и покровителя всех без исключения животных Св. Франциска Ассизского. Говорят, что во время эпидемии его спас от чумной крысы кот, неожиданно выскочивший у святого из рукава. Сегодня в день памяти Св. Франциска в католических церквях совершается богослужение с благословением домашних животных, в том числе и кошек.
На Кипре, около города Лимассол, имеется монастырь Св. Николая-кошатника (Ayios Nilolaos ton Gaton), при котором на полном обеспечении живет множество кошек. Такой трогательной заботе они подлежат в благодарность за то, что когда-то избавили окрестности монастыря от ядовитых змей. 19 декабря, в день Св. Николая, весь утренний улов местных рыбаков отдают кошкам, чтобы следующий год святой был благосклонен к тем, чья работа связана с морем.
Одна старинная французская легенда утверждала, что кошка является единственным живым существом, которому было дано право запомнить обратную дорогу в Эдемский сад после изгнания оттуда Адама и Евы. Позже она воспользовалась своим знанием, чтобы привести к райским вратам Иакова.
Также в раннехристианские времена пользовались большим почтением и уважением кошки, у которых на лбу была особая метка в виде буквы «М». Это считалось свидетельством божественной награды. Предание гласит, что когда Дева Мария родила Иисуса, в хлеву, где это произошло, было очень холодно, и Новорожденный дрожал и плакал от стужи так, что Мать никак не могла успокоить его. Откуда ни возьмись, пришла кошка, легла рядом с Младенцем, согрела его и успокоила своим мурлыканьем, так что вскоре Божественное Дитя мирно уснуло. В благодарность за этот благородный поступок Мария поместила на лбу у доброй кошки первую букву своего имени – «М».
 
Христианство, а особенно Святая Инквизиция отразились на взаимоотношениях людей и кошек очень печально. И с большими потерями как кошек, так и людей. Христиане впервые начали ассоциировать кошек со злом в 7 в., когда гностики уже проповедовали дуализм, который признавал равное значение учений Иисуса, Будды и Зороастра. Церковь сочла гностиков еретиками и обвинила их в том, что они скрыто исповедуют дьявола в образе черного кота. Репутацию ей также испортила книга X века «Житие Св. Григория», принадлежащая перу талантливого венецианского историка Иоанна Диакона, где красочно описывалось, как демон в обличии кота во сне мучил некоего монаха. Еще больше усугубила ситуацию, казалось бы, случайная вещь – сходство наименования христианской секты катаров и названий кошек во многих европейских языках. Так, греческий термин kafaros («чистый, неоскверненный») по чьему-то злому наущению исказился и трансформировался в латинский cattar и французский cattier («котопоклонник»). Еретические, якобы с участием кошек, ритуалы катаров, в течение продолжительного времени бывших, кстати, на ножах с римско-католической церковью и Папой, стали очень удобным предлогом для жестокого уничтожения этого христианского течения. А для европейских кошек предопределилась их дальнейшая весьма печальная судьба.
Через пятьсот лет подобные обвинения в ереси стали в Европе обычными. В 1232 г. папа Григорий XI учредил инквизицию для выявления еретиков, которые, как было объявлено, тоже почитали дьявола в образе черного кота. В 1344 г. во французском городе Мец состоялось публичное сожжение кошек. В 1347-1348 гг. по Европе пронеслась эпидемия чумы – «черная смерть», унесшая жизни трети населения (!!!). Болезнь распространяли крысы, но обвинили кошек. Лорд-мэр Лондона был одним из тех, кто отдавал приказание истреблять кошек, тем самым невольно устраняя главное препятствие на пути болезни.
В начале XV века орден рыцарей-тамплиеров, основанный 250 годами ранее для защиты паломников, направлявшихся в святую землю, был обвинен в почитании дьявола в образе черного кота. Преследование церковью людей, чьи убеждения отличались от ортодоксальной христианской догмы, и ее стремление ассоциировать их с кошками приводило к тому, что животные превращались в символы язычества и колдовства.
В XV веке в Германии и двух областях Европы происходило возрождение языческих обрядов. Культ Фрейи превозносил плодовитость кошек. Почитателей этого культа поначалу обвиняли в ереси, но вскоре последовали обвинения и в колдовстве. В 1484 г. папа Иннокентий VIII заявил, что ведьмы почитают сатану и могут принимать образ животных, которые являются их сообщниками. Самым обычным сообщником ведьмы считалась кошка.
По всей римско-католической Европе людей пытали и убивали только потому, что они держали кошек и заботились о них. Непонимание кошачьего поведения способствовало упрочению мифов. Кошки спали (или притворялись спящими) днем, чтобы бодрствовать ночью, «вызывая злых духов». Крики кошек в брачный период считали криками невинных людей, которых пожирают «сообщники дьявола». В Венгрии говорили, что все кошки по своей природе становятся ведьмами в возрасте 7-12 лет, если только на коже новорожденного котенка не сделать надрез в форме креста. Старух обвиняли в том, что ночью они превращаются в черных кошек и проникают в стойла, где вредят скоту. Охота на ведьм распространилась по всей Европе и через Атлантический океан перебросилась в американские колонии, где достигла своей кульминации в 1692 г., когда во время судебных процессов в Салеме, штат Массачусетс, 150 человек были обвинены в колдовстве и 20 из них казнены. В Европе убеждение многих людей в том, что кошки причастны к ереси и колдовству, вызвало появление «кошачьих празднеств», когда кошек мучили и убивали. Пример тому – «Кошачьи шествия» в Ипре (Франция), ведущие свое начало примерно с 962 года. Кошек сбрасывали с колоколен за то, что они помогали ведьмам. Например, шотландцы верили: чтобы получить возможность видеть то, что сокрыто для человеческого взора, необходимо сжечь на огне сорок кошек! В Германии кошка была символом супружеской измены. Всех неверных супругов топили вместе с кошками в большом мешке.

Но, несмотря на это кошка всегда была рядом с человеком, помогая ему в борьбе с грызунами, болезнями и другими бедами.

Впрочем, была одна европейская страна, в которой даже в Средние Века хорошо относились к кошкам – это Англия. Здравомыслящие англичане крайне негативно относились и подвергали осуждению изуверские обычаи континентальной Европы, и даже приняли закон об охране кошек. Не удивительно, что именно в Англии родился замечательный сказочный сюжет о коте, что приносил своему хозяину-сиротке разнообразные богатства («Кот в сапогах»).
В Х веке в Англии кошка была фаворитным животным. Кошек держали при дворе в большом количестве. Предусматривалась защита кошки законом: за убийство или кражу кошки – смертная казнь. В средневековой Великобритании кошка также нередко бывала символом борьбы за свободу. Вообще, жители туманного Альбиона придавали кошке воинственные черты. На гербах многих знатных шотландских родов, принимавших участие в кровопролитных битвах, можно найти изображения кошек. Когда же королева Виктория завела двух голубых персов и взяла эту породу под свое покровительство, начался настоящий «персидский бум», продолжавшийся всю викторианскую эпоху и даже немного после нее.

В средневековой Франции ситуация складывалась противоположная - кошки считались чудовищами, а люди, в доме которых находили кошку, считались в сговоре с дьяволом, как и вообще в материковой Европе. Однако во времена абсолютизма отношение изменилось кардинально. Обожал кошек герцог де Ришелье (его даже прозвали "кошачьим кардиналом"), а короли - Людовик XIV, затем Людовик XV, а также Мария Антуанетта - были страстными почитателями кошек.
Кошка оказала несомненное влияние на средневековую геральдику. У этих животных есть понимание свободы, так как кошка не желает быть ни пойманной, ни заключенной. Поэтому, наделяя кошек символом свободы старинные роды швабов, швейцарцев и бургундцев вводили их в свои гербы. В средние века во Франции и Швейцарии кот был изображён на гербах наиболее известных и древних родов. Независимость и свободолюбие этого животного во все века были достойны уважения. Кот - ярый защитник своей территории, он весел и хитёр.


Славянские народы связывали образ кота с тёмными силами, приписывая ему похоть и лень, и чего уж греха таить, нечистую сулу. Считалось, что он был связан с потусторонним миром, с миром снов и видений. Однако позднее появились мифы о том, что кошка сотворена из рукавицы Девы Марии, «носит сон в рукаве", бережет малых деток и гонит прочь всякую нечисть. Именно поэтому так много существует колыбельных песен о котах.

На Руси домашние кошки появились только в начале XI в., благодаря путешественникам и мореплавателям. И, конечно, они сразу завоевали всеобщую любовь и популярность, а как же иначе? Примерно в это же время возникло утверждение «без кошки не изба», и прежде, чем в жилище заходили люди, туда запускали котенка. А уж где он ложился, там и ставили кровать…
 Кстати, кража кошки в те времена на Руси наказывалась денежным штрафом, который в несколько раз превышал аналог за кражу коровы!
 Трёхцветная кошка, по поверьям, приносила счастье своим хозяевам, а чёрный кот спасал от грозы и от воров. Вероятно, были многократные подтверждения…Перелистывая старые добрые сказки, мы видим величественную фигуру Кота Баюна, что сидит на столбе, побивает весь люд, напускает неодолимый сон и сказывает сказки, и Кота Котофеича, который тоже победил Змея (вспоминаете Древний Египет?). Мотив превращения героя в Кота известен и в восточнославянском цикле сказок об Иване-Кошкином сыне (чаще — Иван Сучич или Иван-крестьянский сын, Иван Попялов, герой одноименной белорусской сказки). В некоторых таких сказках Кот (наряду с ним иногда выступает Кот Котович, брат Ивана Царевича) может быть и воплощением или помощником змея и змееборцем. Обе эти функции соединяются в сказке о Воле Воловиче, который после каждого сражения со змеем встречается с «Котищем - вытаращи глазища», грозящимся его съесть. Герой убивает Кота, надевает на себя его шкуру и под видом Кота входит к Бабе-Яге.
А еще кот научил людей добывать огонь, -  на Руси всегда жили выдумщики. Чего стоит Кот учёный у Александра Сергеевича Пушкина, который совсем не прост: образ Дуба – символ Мирового Древа, или Дерева Жизни, златая цепь – символ Путей, по которым днём и ночью сей учёный муж ходит. Это усмирённый и облагороженный вариант Кота Баюна, на дворе уже был просвещенный девятнадцатый век.
Появление Уральской Земляной Кошки – отражение интересов горных старателей. По их поверьям огромная кошка стережет подземные клады, позволяя выглядывать на поверхность лишь своим огненным ушам, которые отпугивают волков и защищают людей. И, конечно, эти кошки служат Хозяйке Медной Горы.
И все-таки, на Руси в кошке видели прежде всего хранительницу домашнего очага, символ уюта и тепла.

Кошка – это гордое и независимое, чуткое и отзывчивое на доброту существо, живёт рядом с человеком уже более пяти тысяч лет. Мягкие, нежные, маленькие пушистые комочки дарят человеку тепло и ласку, пробуждают в нас лучшие чувства. Удивительный парадокс - люди всегда считали, что это они заводят кошек, но на самом деле все совершенно наоборот. С древнейших времен кошки всегда сопровождали человека, но при этом они никогда не служили ему, как остальные домашние животные. Они умеют сохранять полную самостоятельность и дружелюбный нейтралитет. 
Конечно, в этой статье я сделала лишь небольшую попытку проследить историю отношений человечества и кошачьего мира. Одно сомнений не вызывает – мы живем вместе со времени возникновения наших общностей, мы заинтересованы в наших покровителях – подопечных, и мы, люди, хотим знать о них все больше и больше.

А они, как кажется, хотят только любви и ласки.


* - молитва в Древнем Египте


При подготовке статьи использовались следующие ресурсы:
http://ancientart.ru
http://cat-antique.com/2012/08/cat-and-religion/
http://ru.wikipedia.org/
http://vsookoshkax.ru/istoriya/istoriya.htm
http://www.amonra.ru
http://humandes.ru/lunacats.html
http://vk.com/cat_cult


Рецензии
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.