Студенческие каникулы

 Содержание:   С такелажниками.  У гальваников.

               
    Самое лучшее время года – это каникулы. Открываются широкие возможности для культурного отдыха и самовыражения. Можно вдоволь качаться на  волнах тёплого южного моря, или петь под  гитару у походного костра, или, извините, целоваться под луной.   У всякого свой интерес.
    Я тоже выбирал для себя занятие увлекательное и полезное – работу на каком нибудь производстве,  внося посильный вклад в экономику  Отечества и повышая (спасая) свое материальное благополучие. При всем разнообразии интересов, я уверен, что все сохранили о каникулах  незабываемые впечатления.

                С такелажниками

   На механический завод я устроился такелажником. Завод производил капитальный ремонт тракторов, бульдозеров и другой серьёзной техники. Такелажники с помощью крана перезагружали  эту технику на заводские платформы и отправляли в цеха, а после ремонта вновь загружали в вагоны. Приходилось также обеспечивать завод  сопутствующими грузами: металлом, коксом, отгружать металлолом и т.п.

     Работы было много, иногда, в две смены. Бригада состояла из четырёх человек и пятый, пусть даже студент, не был лишним. Еще был крановщик, но он относился к рабочей элите  и  свысока смотрел на нас из кабинки своего крана. Был еще  бригадир, который выплывал из административных глубин, чтобы поставить крестики в табеле и сообщить информацию о вагонах.

    Все ребята-такелажники были средних лет, все недавно вернулись из мест заключения и более престижных должностей им не предложили. По каким статьям они разминулись с законом, я не спрашивал. Работали они споро, не суетясь и не филоня. Крепкие выражения использовали «по делу», а в обиходе ими не злоупо- требляли,во всяком случае, меньше,чем современные деятели культуры. Их выдавал сленг. К бригадиру они обращались не иначе как «гражданин начальник».Меня звали по имени или «студент» и поначалу относились снисходительно, но с обретением мною такелажного опыта наш статус уравнялся.

    Какой-такой опыт нужен грузчику - такелажнику?   Оказывается, нужен.
«Нет такого малого дела, в котором не могла бы проявиться мудрость». Работа с краном. Жесткое закрепление техники в вагонах. Или,например, выгрузка из вагона металлических отливок. Стоя у самого вагона,нужно кувалдой выбить два удержива- ющих крюка.Пол секции вагона резко опускается и через секунду  лавина тридцати- килограммовых отливок оказывается на  месте открывающего.Но секунда – это много и,если не мешкать, то можно успеть это место освободить.

    В один из первых моих трудовых дней мы заканчивали погрузку вагона, и я получил указание: «Давай, студент, подгоняй следующий вагон».    «Следующий вагон» - это большой четырехосный грузовой вагон, стоящий метрах в двадцати
от площадки. Как бы Вы восприняли предложение сдвинуть его с места? Я отнес указание к серии тех же розыгрышей, что и поручение кока салаге-матросу продувать макароны.

   Однако, мой коллега, отпустив нелицеприятную реплику в адрес студенчества, пошел и показал, что это же элементарно.  Плоский конец лома подкладывается под колесо, опорой служит сам рельс, надавливая на свободный конец лома вниз, полу- чаем многократный рычаг. Возникает вращающий момент на колесе, и вагон трогается с места. Сопровождая движение вагона этим рычагом, можно без особого труда подогнать его к нужному месту.

  Я знал правило рычага, и даже читал, что с его помощью хотели перевернуть Землю.А эти работяги и об Архимеде не слышали. И оказалось, кто кого учит!?

  За ненормированный простой вагонов завод платил штраф, и поэтому приходилось работать и в поздние часы. В один из таких вечеров при свете прожекторов мы должны были подготовить к отправке два вагона.
    В проемы в торце вагона нужно было забить брусья, которые  затем использовать для крепления. Так получилось, что я встал внизу на шпалах, придерживая брус, а напарник, стоя на вагонной платформе, начал забивать брус. Удары: один, два, три… Вдруг я почувствовал, как сбив козырек моей кепки, по спецовке скатилось что-то тяжелое и упало к ногам. Посмотрел. Это была кувалда с обломанной рукоятью.Следом скатился сам напарник, заикающимся голосом твердя:
«Ты...ты…жи…живой». В неровном свете прожекторов он видел как  кувалда угодила мне в голову. Спасла самая малость… Если бы я стоял на несколько сантиметров правее, или удар обломившейся кувалды был бы на несколько сантиметров левее…

    На жизненном пути мой небесный покровитель еще неоднократно спасал меня в критических ситуациях.

                У гальваников

    Завод выпускал радио и телевизионную аппаратуру широкого назначения.
В гальваническом цехе производилось хромирование, никелирование, травление и  прочие операции.
   Моим шефом оказался невысокий мужичок пенсионного возраста, лысоватый, небритый, добродушный. Он выглядел по-стариковски. «Дед» знал составы и пропорции гальванических ванн не хуже штатного технолога, и в мои обязанности входило подтаскивать ему всякие кислоты, щелочи, растворители и помогать в наполнении и очистке ванн.

    В один из дней дед послал меня за бочкой керосина. Взяв тележку, я отправился на склад. Под навесом стояло десятка два бочек и почти все без маркировки.  Поразмышляв над тем, искать ли кладовщика или бочку с керосином, остановился на последнем, для чего решил использовать обоняния. Мой перебитый боксом нос плохо воспринимает запахи, и поэтому пришлось открывать у бочек пробки и принюхиваться. Осторожно понюхал одну бочку,вторую, посмелее - третью.В отверстие четвёртой сунул нос целиком.  В пятую… На мгновение  мелькнул запах нашатыря, и моя связь с внешним миром оборвалась.

    Когда я очнулся, то с удивлением обнаружил, что лежу на земле, обнимая бочку.Сколько времени я её обнимал, сказать не могу. Люди очумело шарахаются, когда им подносят жалкий пузырёк или ватку с нашатырём. Но когда им подсовывают целую бочку нашатыря! Это круто.
    Заткнув проклятую бочку, я с величайшей осторожностью нашел керосин и отвез его деду, который ждал меня, недоумевая – куда это я запропастился.

    В другой раз деду и мне  предстояло перезагрузить пришедшие на завод ядохимикаты в цеховой бункер. Работа считалась опасной, и поэтому проводилась под контролем комиссии из трёх человек. Председатель зачитал нам инструкцию по безопасности и получил под ней наши корявые подписи. Далее комиссия проверила противогазы. Противогаз деда оказался целым, а мой, вопреки строгой инструкции, был порван у подбородка. Других противогазов не было. Посовещавшись, комиссия приняла решение замотать мой противогазный подбородок полотенцем и дала указание не вертеть головой.

    Мы приступили к работе. Комиссия, находясь за тонкой изолированной переборкой, держала ситуацию под контролем. Председатель периодически спрашивал: «Как дела?» Дед мычал в противогазе, из чего комиссия делала заключение, что дела идут хорошо. Наконец, умаявшись от спецмешков  и противогазов, мы закончили работу и вышли  из камеры.

    Такой пикантной встречи не было даже у космонавтов!!!

   Председатель держал поднос, на котором светились два стаканчика со ста пятьюдесятью граммами водки  в обрамлении  хлебушка и огурчиков.  Стаканчики подносились по случаю трудовых успехов и для устранения из организма вредных примесей. Учитывая большую опасность работы, алкоголь был выписан, видимо, с запасом, и вся комиссия уже находилась в приподнятом, жизнерадостном  настроении.

    В моей дальнейшей трудовой деятельности мне неоднократно приходилось получать моральные и материальные поощрения. Но чтобы вот так душевно - стопарик с огурчиком на блюдечке с каёмочкой!  Такого больше не случалось.


Рецензии
Виктор! Интересно начинаете, есть, что рассказать и делаете Вы это умело! Успехов!

Михаил Туллер   29.09.2017 12:27     Заявить о нарушении
Уважаемый Михаил! Благодарю за внимание и завышенные отзывы.
Периодически с интересом читаю Ваши произведения, с улыбкой - остроумные афоризмы, с серьезностью - прозу. Всегда с удовольствием.
Наилучшие пожелания! Ковченко

Виктор Ковченко   29.09.2017 21:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.