Поездка в Павию и встреча с Марией Чибрарио

27 апреля в сопровождении Грацелли я отправился на автобусе в Павию. Павия — довольно старый провинциальный городок. Одно время он был центром одного из северных регионов Италии, в который входил и Милан. В течение нескольких лет в этом регионе работал Леонардо да Винчи.

Павия славится своим университетом, основанным в XV веке. Университет помещается в построенном в XV же веке огромном здании. На одной из его площадей стоит памятник известному итальянскому ученому Алессандро Вольта. В свое время в этом же университете работало много известных математиков, в частности, Бельтрам.
В сегодняшнем павийском университете существует департамент математики в виде научного учреждения, где работает до сорока математиков. Из них я хорошо знаком с профессором Энрико Мадженесом. Именно по его инициативе меня пригласили прочитать научный доклад сотрудникам департамента математики павийского университета.
Энрико Мадженес уже ожидал меня в своем кабинете. Он очень вежливо принял меня и, что самое главное, ввел меня в курс работы департамента математики. В настоящее время здесь успешно ведут научно-исследовательскую работу много способных математиков. Сам Мадженес руководит отделом прикладной математики. Одно время здесь работал известный итальянский специалист по вариационному исчислению Леонидэ Тонелли. С ним был близко знаком Андриа Размадзе. Воспоминания Леонидэ Тонелли об Андриа Размадзе напечатаны в первом томе трудов тбилисского Института математики (в настоящее время им. А. Размадзе). Эти воспоминания я читал еще в молодые годы.

Самым большим сюрпризом для меня было то, что блестящий математик Мария Чибрарио в течение 45 лет была профессором павийского университета. Я хорошо знаком с ее исследованиями в теории уравнений смешанного типа, напечатанными в начале 30-х годов в итальянских научных журналах. Большая часть этих исследований в виде отдельного параграфа под названием «Теория Чибрарио» внесена мною в мою монографию «Уравнения смешанного типа», изданную в 1959 году издательством Академии наук СССР (эта монография в 1964 году была издана на английском языке издательством «Пергамон пресс»). Особенно значительным я считаю тот результат М. Чибрарио, в котором указана и исправлена допущенная Ф. Трикоми ошибка.

Энрико Мадженес сказал мне, что Мария Чибрарио находится сейчас в весьма преклонном возрасте, давно на пенсии, живет в Павии, но вряд ли сможет увидеться со мной, хотя ей известно о том, что я сегодня выступаю с научным докладом. Во время этой беседы с Энрико дверь неожиданно открылась и в кабинет вошла пожилая, довольно полная седая женщина. Это была Мария Чинквини-Чибрарио.

— Вы, наверное, господин Бицадзе, — обратилась она ко мне на французском языке, — хорошо, что я успела повидать вас, прежде чем уйти из этого мира.
Отвечая этому замечательному человеку, я произнес несколько вежливых фраз тоже по-французски. Энрико Мадженес выделил нам специальный кабинет для беседы. Мария Чибрарио поведала много интересного из своей биографии. Вот что она мне рассказала:

«Я, в девичестве Мария Чибрарио, была последним представителем древней фамилии туринских виконтов. Внешне я была довольно худенькой, но настойчивой. Я очень рано почувствовала интерес к математике. Во время учебы в Туринском университете на меня засматривались многие парни, так как я была красивой девушкой. Кроме того, на меня, как на математика, обратили внимание известные профессора университета Пиано и Фубини. В то время под руководством Фубини научными исследованиями в области теории смешанных уравнений занимался Франческо Гордоне Трикоми. Я тоже заинтересовалась этой теорией и достигла определенных результатов.

Трикоми сначала с интересом следил за моей работой и даже оказывал мне покровительство. Положение резко изменилось после того, как я заметила значительные недоработки в трудах Трикоми и исправила их. После этого его доброе отношение ко мне сменилось на сдержанное. Я очень переживала по этому поводу. В это время (я, надо сказать, была тогда девушкой весьма приметной, а по мнению многих, даже красивой) на меня обратил внимание мой ровесник математик Чинквини из павийского университета. Я махнула рукой на математику и вышла замуж за этого человека. Однако через год, по совету мужа, вновь вернулась к математике и защитила докторскую диссертацию.

Я работала профессором в павийском университете вместе со своим мужем до 1981 года. Старость сильно изменила мою внешность, я стала меньше ростом, зато располнела так, что мне даже не хочется бывать на людях. Но сегодня я не могла удержаться и пришла в мой университет, чтобы повидаться с вами. Если вы не возражаете, я хотела бы послушать ваш доклад».

По окончании беседы она позвонила по телефону и сказала несколько фраз на итальянском, и, спустя 10 — 15 минут, в кабинет вошел представительный парень с фотоаппаратом в руках. Он попросил разрешения заснять нас на фотографии. Фотограф оказался младшим сыном Чибрарио и Чинквини. У них два сына, дочь и несколько внуков. Еще через некоторое время Мария представила мне своего супруга Чинквини, дородного пожилого мужчину.

В 15.00 я выступил перед довольно широкой (по сравнению с миланской) математической аудиторией павийского университета с двухчасовым научным докладом на тему «Function — Theoretic methods for singular integral equations» на английском языке. Вместе со всеми мой доклад внимательно слушали Мария Чибрарио и ее супруг. После доклада мне задали настоящий пир. В Милан я вернулся усталый, но весьма довольный тем, что побывал в павийском университете.


Рецензии