История в истории

 - Хиляева, к  доске!
  - Аделаида  Филимоновна, а  можно, я  с  места?
  - Ты, пожалуй, вот  что, Зина, иди-ка, усаживайся  за  мой  стол, а  я  сяду  за  твою  парту.  И  расскажи-ка  нам  всё, что  ты  на  сегодняшний  день  выучила  по  мировой  истории.
  - Ну, история  мира, как  известно, ведёт  свой  отсчёт  от  времени  правления  царя  Гороха.
  - Продолжай, Хиляева, не  смущайся.  Станиславский  бы  тебе  не  поверил  и  поставил  двойку.  Возможно, я  сделаю  то  же  самое, но  прежде  даю  тебе  свободу  слова, иллюзий, заблуждений.  Есть  подозрение, что  ты  плохо  ориентируешься  в  исторических  событиях, а  я  хорошо.  Если  это  так, то  я  должна  установить, где  ты  застряла, или  потерялась  в  дебрях  этой  тернистой  науки.  Надеюсь  вывести  тебя  из  лабиринта.
  - Пусть  кричит  «ау!», или  «караул!».
  - Это  мудрёный  совет, Пафнутьев, и  мы  погодим  ему  следовать, пока  ты  в  моём  предмете  ни  бе, ни  ме.  Будем  говорить  на  равных, не  притворяясь, что  понимаем  друг  друга.  В  моём  арсенале  опыт  и  знание, у  вас -  смешки  и  заморочки.  Куй  железо, Хиляева, то  бишь, уродуй  историю  как  хошь, авось, ты  ей  кости  вправишь.
  - Вы  хотите  сказать, что  история  настолько  деформирована, что  хуже  не  будет?
  - Дело  в  том, Берёзкин, что  смерть  на миру  красна, а  Хиляевой  в  книгу  смотреть  бесполезно, она  писатель, а  не  читатель, только  мы  должны  её  подталкивать.  Я  её  усадила  на  своё  место, чтобы  убить  ученицу  и  прорастить  исследователя.
  - Какой  жук  вас  укусил, где  ваша  взыскательность?  Место  исследователя - за  моей  партой!
  - Допустим,  что  и  так, но, видишь  ли, Симохин, ты  привык, что  я  от  вас  требую  готовых  заученных  фактов  и  ругаю  за  отклонения.  Это  по- своему  правильно, у  тебя  же  есть  шанс, Хиляева, проявить  изобретательность.  Кто  выучил  урок– тот  повторяет  уже  имеющееся, кто  не  знает  урока-  выкручивается, не  так  ли?  Любая  наука  сложна  и  заковыриста  и  всегда  желательно  что-то  в  ней  упростить  и  выровнять, поэтому  вся  надежда  на  тебя, Зина, и  я  думаю, что  твои  сказки  будут, по  меньшей  мере, интересны.  Прояви  смекалку.  Подумаем  вместе:  вначале-  царь  Горох, и  мы  с  тобой-  на  данную  минуту.  История-  это  то, что  содержится  между  этими  двумя  точками.  Что  же  в  этот  период  происходило?
  - Воевали.  Хорошие  люди-  с  плохими, плохие-  с  хорошими, сильные  со  слабыми, глупые  с  умными.  Время  от  времени  кто-то  из  них  побеждал, и  тогда  победившие  радовались, воодушевлялись, и  приходили  к  выводу, что  жизнь  прекрасна, и  что  надо  продолжать  воевать.  И  если  несчастные  побеждали  счастливых, то несчастные становились  счастливыми.
  - Что  ж, только  и  делали, что  воевали?
  - Ага, воевали  и  продолжают  воевать.  Живут, чтобы  не  работать, за  это  и  воюют.  Но  история  состоит  из  поражений.   


Рецензии