История в истории
- Аделаида Филимоновна, а можно, я с места?
- Ты, пожалуй, вот что, Зина, иди-ка, усаживайся за мой стол, а я сяду за твою парту. И расскажи-ка нам всё, что ты на сегодняшний день выучила по мировой истории.
- Ну, история мира, как известно, ведёт свой отсчёт от времени правления царя Гороха.
- Продолжай, Хиляева, не смущайся. Станиславский бы тебе не поверил и поставил двойку. Возможно, я сделаю то же самое, но прежде даю тебе свободу слова, иллюзий, заблуждений. Есть подозрение, что ты плохо ориентируешься в исторических событиях, а я хорошо. Если это так, то я должна установить, где ты застряла, или потерялась в дебрях этой тернистой науки. Надеюсь вывести тебя из лабиринта.
- Пусть кричит «ау!», или «караул!».
- Это мудрёный совет, Пафнутьев, и мы погодим ему следовать, пока ты в моём предмете ни бе, ни ме. Будем говорить на равных, не притворяясь, что понимаем друг друга. В моём арсенале опыт и знание, у вас - смешки и заморочки. Куй железо, Хиляева, то бишь, уродуй историю как хошь, авось, ты ей кости вправишь.
- Вы хотите сказать, что история настолько деформирована, что хуже не будет?
- Дело в том, Берёзкин, что смерть на миру красна, а Хиляевой в книгу смотреть бесполезно, она писатель, а не читатель, только мы должны её подталкивать. Я её усадила на своё место, чтобы убить ученицу и прорастить исследователя.
- Какой жук вас укусил, где ваша взыскательность? Место исследователя - за моей партой!
- Допустим, что и так, но, видишь ли, Симохин, ты привык, что я от вас требую готовых заученных фактов и ругаю за отклонения. Это по- своему правильно, у тебя же есть шанс, Хиляева, проявить изобретательность. Кто выучил урок– тот повторяет уже имеющееся, кто не знает урока- выкручивается, не так ли? Любая наука сложна и заковыриста и всегда желательно что-то в ней упростить и выровнять, поэтому вся надежда на тебя, Зина, и я думаю, что твои сказки будут, по меньшей мере, интересны. Прояви смекалку. Подумаем вместе: вначале- царь Горох, и мы с тобой- на данную минуту. История- это то, что содержится между этими двумя точками. Что же в этот период происходило?
- Воевали. Хорошие люди- с плохими, плохие- с хорошими, сильные со слабыми, глупые с умными. Время от времени кто-то из них побеждал, и тогда победившие радовались, воодушевлялись, и приходили к выводу, что жизнь прекрасна, и что надо продолжать воевать. И если несчастные побеждали счастливых, то несчастные становились счастливыми.
- Что ж, только и делали, что воевали?
- Ага, воевали и продолжают воевать. Живут, чтобы не работать, за это и воюют. Но история состоит из поражений.
Свидетельство о публикации №216092301235