Что нужно для счастья?

          Поговорим о счастье?

          Несколько дней тому назад прочел я статью, которая никак не выходит из головы. Правда, не помню уже где ее нашел, не вспомню имени автора, и название  вылетело напрочь. А вот содержание не отпускает до сих пор.
          Писала девушка, живущая в Штатах.
          Речь в статье шла о счастье.
          Извечная тема, не правда ли? Мне тогда подумалось: до чего же мы, люди, все одинаковы! Даже живущие на разных сторонах планеты, разделенные языком, культурой, океаном. Всем нам нужно оно – человеческое счастье. Видимо, цель нашего существования одна  – быть счастливыми, не так ли?
 
          "Много ли мне нужно для счастья?" – спрашивала девушка в своей статье. И сама же отвечала: "Вовсе нет! Я молода, здорова, мне не надо тратиться на врачей. Я не увлекаюсь яхтами, дорогими автомобилями, горными лыжами. У меня самые скромные потребности – ничего лишнего. Я хочу всего лишь маленький двухэтажный домик с садом на берегу тихого озера, пару слуг – горничную и садовника, чтоб помогали в доме и в саду. Раз в месяц я бы выбиралась в оперу, или на балет, или посещала б интересную выставку. А что мне еще нужно? Интернет, телевизор, мольберт с красками...." Она даже подсчитала, во что обошлась бы ее мечта. "Какие-то паршивые шесть миллионов долларов – неужели это так много?" – спрашивала она с укором в конце статьи.
           И так эта статья задела "за живое", всколыхнула память…
 
           Вот, помню, в детстве счастье было каждодневным и бесплатным. И складывалось из простых и нужных слов: конфетка, улыбка, мама.
Когда подрос, счастье стало сложней: пятерка по алгебре, забитый гол, велосипед.
           Потом со счастьем стало как-то сложновато. Не то, чтоб его не было вовсе, но оно заглядывало на миг, эфемерное и маленькое, и отодвигалось куда-то на "потом", обещая быть огромным, всепоглощающим, но лишь как мираж манило издали, колтыхаясь в воздухе...
 
           Как-то на уроке литературы в восьмом классе задали написать сочинение на тему: "Что нужно для счастья?". Я совершенно растерялся. Мне бы кто объяснил!  Напрочь изгрыз кончик ручки в лихорадочных раздумьях – безрезультатно! Попытался заглянуть в тетрадь соседки по парте Наташки, чтобы найти хотя бы зацепку, но та, противная, закрыла от меня свое девичье счастье, и я так и не узнал, в чем оно заключается и как его достичь. Не придумав ничего, встретил звонок с урока над первозданно чистым тетрадным листком...
           Через неделю роздали проверенные работы, объявили оценки. Наташка получила 5, но так и не дала прочитать свое сочинение.
Нет, двойку мне тогда не поставили. Хуже. В продолжение моих мук, обязали написать сочинение на заданную тему дома.
           Помню, я тогда тоже подсчитывал: сколько же стоит мое счастье? "Миллион рублей!" – решил сходу. А потом долго думал: на что можно потратить такие деньжищи в стране Советов, не вступая в конфликт с властью? Кооперативная квартира, дача, "Жигули", гараж – все вместе еле дотягивали до ста тысяч при всей фантазии. И разве это счастье? А ничего большего советскому человеку иметь не полагалось. Получалось, что предел достигнут, а счастья все же нет.
           Я кинулся в библиотеку. Уж там-то, в сокровищнице человеческих знаний, должен быть ответ!
 
          "Скажите, Шура, честно, сколько вам нужно денег для счастья?" - спросил Остап. - "Только подсчитайте все".
          "Сто рублей", - ответил Балаганов, с сожалением отрываясь от хлеба с колбасой.
          "Да нет, вы меня не поняли. Не на сегодняшний день, а вообще. Для счастья. Ясно? Чтобы вам было хорошо на свете".
          Балаганов долго думал, несмело улыбаясь, и, наконец, объявил, что для полного счастья ему нужно шесть тысяч четыреста рублей и что с этой суммой ему будет на свете очень хорошо.
          (  И.Ильф и Е.Петров,  « Золотой теленок», 1931.)
 
 « Вы спросите:
   сколько денег
   Нужно иметь для счастья?
   Отвечу я:
   две копейки,
   В крайнем случае - пять.
 
   За две - в телефонной будке
   Услышу желанный голос,
   За пять - я письмо отправлю
   И буду ответа ждать.
 
   А если за эти деньги
   Мне не дается счастье,
   Знаю, что бесполезно
   Цену ему набавлять.»
 
(Наталья Гуревич. Причастность. Стихи. - Л.: ЛО изд-ва "Советский писатель", 1980.)
 
           Это только два примера, как два полюса того, что я накопал в библиотеке.
           Ответ, содержащийся в стихотворении показался все ж не реальным.
 
           Потом, много позже, вспомнил я свои муки, читая одно из многочисленных интервью Билла Гейтса – самого богатого человека планеты.
           Уж вы-то, спросил корреспондент, конечно счастливы?
           Нет, ответил Билл. Мне не хватает денег для полного счастья.
           Как так? – искренне удивился журналист.
           Да вот – закатил глаза Билл – мечтаю я, чтобы всемирная паутина была доступна с каждого домашнего компьютера без всяких проводов, где бы он ни находился - в глухой Африканской деревушке, или в джунглях Лаоса. А для этого надо запустить хотя бы тридцать два спутника…
           О чем мечтает человек?! – подумалось. Но кончится ресурс у спутников, и они просто упадут, сгорят в атмосфере, полоснув красивым огненным росчерком по синему небу как космическая станция "Мир" ... И счастье кончится?
 
           Решительно не помню, как ответил тогда на поставленный в теме сочинения вопрос. Сдал какую-то отписку из надерганных цитат классиков, больше похожую на невнятное бормотание, чем на сочинение. Стыдно за ту халявную пятерку по сей день.
           В сущности, пытаюсь всю свою жизнь дописать то сочинение, отрабатываю незаслуженно полученное. И все мучаюсь над вопросом: "Что нужно для счастья?"
   
P.S.
           Как-то душным летним днем пробирался  некошеным лугом напрямки с железнодорожного полустанка к городскому жилью, что в паре километров белел впереди. Обходить было далеко, и я решил пройти полем.
           Солнце палило нещадно. В воздухе висела смесь из смрада накреазоченных шпал, испарений полузатопленного луга, вони стихийной свалки, устроенной кем-то по новоприобретенной российской привычке. Тропинка вилась среди высоких трав, обходя ямы да ухабы, часто теряясь. Было жарко, душно, тошнота подступала к горлу, мокрая рубашка прилипла к спине, под ногами противно хлюпало...
           Вдруг, подняв глаза, увидел впереди себя молодую женщину, цыганку. Она шла мне навстречу по той же тропинке с высоко поднятой головой и громко пела! Не знаю, о чем была ее песня. Слова незнакомого языка лились свободно и радостно, счастьем светились глаза, раскраснелось в радости ее лицо. Более счастливого человека я никогда не видел!
           Несла она ведро воды в табор с колодца, что в двух километрах от нас с ней в тот момент. И идти ей до табора тоже не близко, к станции, я видел его шатры, спрыгивая на перрон. К ее спине платком был привязан ребенок, за подол держался другой, постарше.
          Встретились мы с ней глазами на миг. Засмеялась она звонким колокольчиком:
         – Ай, мальчонка! Ай, пригожий! Айда со мной в табор! Жизни научишься, петь научишься, счастливым будешь!


Рецензии
Как сказал поэт: "Счастье — что онo? Та же птица:
упустишь — и не поймаешь.
А в клетке ему томиться
тоже ведь не годиться,
трудно с ним, понимаешь?"

Альбина Алдошина   20.02.2024 14:21     Заявить о нарушении
Наверное, он прав. Вроде соловушки, что поет где-то рядом - и ты счастлив. А начнешь ловить - упорхнет, и не прилетит никогда более.
С ув.,

Альвидас Ачюс   20.02.2024 15:11   Заявить о нарушении
Творческих успехов и радости вдохновения Вам желаю! С уважением, Альбина

Альбина Алдошина   20.02.2024 16:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.