Как учить ребенка не умея играть?

Как учить ребенка игре в шахматы, самому (самой!) не умея в них играть?

                Светлой памяти моей тёти Роны

Семинар на такую тему запланирован в Урае. На 1 октября.
То есть это не шутка, не прикол.
Это очень серьёзный и обстоятельный разговор о существе дела.
Во-первых: необходимо усвоить, что основу игры составляют
ХОД, ФИГУРА, ПОЛЕ.
То есть ребёнок будет осваивать именно эти представления.
Представления предшествуют понятиям.
Ничего не требуется ребёнку «объяснять».
Требуется именно ПРЕДСТАВЛЯТЬ.

Первый этап:
Представление Доски

Вы представляете ребёнку шахматную доску.
Не надо говорить ничего лишнего.
Показываете на разложенную на столе (диване, табуретке, пуфике, ковре, полу, траве, скамейке – ненужное зачеркнуть) и говорите: «Доска!»
Включаете этот объект в ежедневный «урок» и, демонстрируя ребёнку доску каждый раз чётко произносите: «Доска!».
В день – 3-5 показов и называний, две недели, и малыш начинает вслед за вами или вместе с вами или даже раньше вас произносить: «Доска!»
Понятно, что это относится к деткам, не имеющим проблем со зрением.
Слепым детям демонстрируют на тактильном уровне рельефную поверхность доски и произносят тот же текст.
Глухим детям демонстрируют саму доску и нарисованный на отдельном плакатике текст «Доска».
Имеется большое число разнообразных проблем в этом сценарии и необходимо каждый раз деликатно корректировать эту процедуру под конкретного ребёнка.
Я исхожу из предположения, что вы прекрасно знаете своего малыша и сможете скорректировать указанную процедуру под него и его специфическую форму восприятия.

Второй этап:
Представление Фигуры

Вы представляете ребёнку Фигуру.
Подойдёт любая небольшая фигурка, умещающаяся на одной клетке вашей шахматной доски.
Предположим, это фигурка слона.
Здесь речь идёт именно о слонике, фигурке с хоботом и ножками.
Это может быть и бегемотик, и жираф, и лошадка, и фигурка робота или самолетик.
Важно, чтобы вы пользовались пока исключительно ОДНОЙ любой фигуркой, избранной для начала. Вам предстоит связать несколько объектов и пока нет нужды "разнообразить" "репертуар".
Я привожу пример со слоником, поскольку это просто весьма распространенная фигурка. Подойдут и курочка, и петушок, и волк и собачка.
Но я буду использовать фигурку Слона "для примера"
Вы демонстрируете эту фигурку ребёнку и отчетливо произносите: «Слон!»
Включаете вместо ладьи этот объект в ежедневный урок.
Слона вы каждый раз демонстрируете на вашей доске.
Но не связываете пока эти два объекта.
Слепому ребенку вы даете каждый раз ощупать фигурку.
Глухому ребенку вы показываете заранее заготовленный плакатик и наименованием фигурки.
То есть каждый раз индивидуализируете это Представление.

Третий этап:
Представление Хода

Вы представляете ребёнку ХОД следующим образом: берёте фигурку Слона (в нашем примере) и ставите его на одну из клеток доски. Теперь вы перемещаете Слона по клеточкам доски приговаривая на каждой клетке:
Топ-топ! Топ-топ!
Именно эту микроигру ребёнок усваивает ПЕРВОЙ!


Продолжение возможно и последует


Рецензии