Поиск Снежного человека

Сменяются Вожди: Сталин, Хрущев, Брежнев, Горбачев. Сменяются задания на работе, а мы живем своей жизнью и ходим во время отпуска в походы.
В 65ом году, когда правил Брежнев, а мы старались помочь человеку слетать на Луну, я на время отпуска организовал поход, связанный с легендами о «Снежном Человеке».
 
                Легенды  о  снежном  человеке.
В ХХ веке не меньшее внимание любопытствующих и любознательных, чем Лох-Несское  чудовище, привлекали легенды о «Снежном человеке». Этот субъект водится и в Тибете, и в Средней Азии, и в Сибири, и в Зауралье, и в Предуралье, и в Калифорнии, и в Закавказье, и на Северном Кавказе. О нем свидетельствовали «случайные» люди, которым «повезло», местные жители, военные, ученые, члены экспедиций, организованных  для его поиска. 
Его видели, о нем говорили, находили его следы, снимали кинокамерой, демонстрировали сквозь стекло в замороженном во льду виде, а научных свидетельств, кроме искусных подделок не было.
Меня, как примитивно любопытствующего, все это интересовало; накопилось много вырезок, и вот в «Неделе» № 36 за 1964 год я увидел статью «Существуют ли алмасты?». В ней говорилось о том, что француженка по национальности, хирург по специальности, инструктор десантного альпинистского отряда во время войны, участник боев,  действительный член Географического общества СССР – Жанна Иосифовна Кофман организовала поиск Снежного человека в Кабардино-Балкарии.
Это было близко, это было доступно. Я списался с Жанной Иосифовной и в очередной отпуск организовал поход через Кавказ по маршруту Сармаково, Учкулан, Домбай, Чхалта. Посмотрев место обитания Лабынкырского (Лох-Несского) чудовища, мне хотелось посмотреть место обитания алмастов (Снежного человека).
Перед выходом на маршрут, мы в Сармаково встретились с Жанной Иосифовной.
Она рассказывала про свои хлопоты, вплоть до посещения ЦК, о помощи в организации экспедиций. Все поддерживают, но только морально.
 По поводу реальной ситуации Жанна Иосифовна сказала, что вот только что, на днях, появились сведения, что алмасты замечен у полевого стана скотоводов – у кошары. Сейчас она повезет на мотоцикле туда девушку на дежурство. Я удивился:
- И что же она будет делать, если алмасты появится?
- Бросится к нему, вцепится в волосы и будет кричать.
- ???
- Ну, а что еще?
- Хотя бы несколько парней, или хотя бы просто парня.
- Да нет парней, девушки активнее их.
Жанна Иосифовна повезла хрупкую девушку на «дежурство», а мы пошли через те ущелья, примыкающие к ущелью реки Малка, где, по мнению Жанны Иосифовны, возможна встреча с лесным, или диким человеком. Так примерно переводится с местного языка название «алмасты». Когда мы шли, он, очевидно, прятался от нас.
Вышли из ущелья Малки и наткнулись на большую кошару, при которой работала бригада из 10 человек. Бригадир Масаев Хату Хасанович не отпустил нас без угощения и веселья. Они плясали  кабардинские танцы, мы – русские. На гармошке играла Шумеева Рая и от нас – Колючев Ильгиз. Покатались верхом.
Устали жутко, а перед сном в глазах все стоит сумасшедшая тропа, по которой мы местами карабкались, хватаясь за уступы скалы, что взметнулась вверх над нами на сотню метров и обрывалась вниз с высоты десятиэтажного дома.
Не все жители Кабардино-Балкарии были приветливы. В ауле на берегу р. Кубань сторож школы, куда нас пустил сын директора школы, встретил нас как нехороших людей. Он не разрешил пользоваться школьным туалетом во дворе школы. Был только один выход из положения – не подчиниться его запрету, но нам этого очень не хотелось.  Обычно, когда Ильгиз Колючев заговаривал на татарском, собеседник откликался: «А, мусульманин», и сразу устанавливался дружеский контакт, а сторож только спросил какой Ильгиз национальности. Не всех выслали из Кабардино-Балкарии, и среди единоверцев это провело пусть не глубокую, но борозду. Но постепенно Ильгиз разговорил его. Сторож  всю войну провел на фронте, был ранен, после ранения опять на фронт, а когда после войны вернулся домой, то это был уже не дом. Его жену с маленькими детьми выслали в Казахстан. Поехал он из гор в степи, к чужим людям. В довершение обрушившейся на него обидной несправедливости, в ссылке умерла жена.
 Он видел, что мы ему от всей души сочувствуем, и, излив душу, найдя среди русских отклик его горю, он смягчился –  только просил соблюдать в детском туалете чистоту и даже принял от нас кулек конфет. Утром попрощались по-доброму.
В Домбайской долине сходили на ледник, спускающийся до зелени.
  В Сухуми с интересом услышал от торговца на базаре, что родной язык у него турецкий. Вспомнил, что только 100 лет тому назад, в середине ХIХ веке мы отняли у Турции побережье Черного моря.
Ни Лабынкырского черта, ни алмасты мы не встретили; наступил ХХ1 век, а эти «««Проблемы!!!»»» все еще эксплуатируются любителями сенсаций. А почему бы нет? Логика здесь бессильна, к тому же она часто уводила в сторону.


Рецензии