Водоход-2016, удивление четвертое домашнее

или «По дороге из Питера в Москву и обратно».
Часть четвертая о гостинице, Северном речном вокзале, немного о парке вокруг него, Химкинском водохранилище и террасе-кафешке на его берегу.

     …Итак, время детское, около 19-00.
     Наша устойчивая туристическая группа (мы с женой и Младшенькой) возвращается из центра столицы домой (читай «Водоход-2016, удивление третье - шумное»)…

     Ну, правильней сказать не домой, а на свою станцию метро «Речной вокзал», где расположились и наша гостиница, и наш теплоход, куда мы перейдем прямо из неё через два дня. Но раз мы здесь, в незнакомом нам городе живем, значит, это и есть наш дом на сейчас.
     Почему?
     Да потому, что живем-то мы все сейчас и только сейчас, а не вчера и уж тем более не завтра.
     Так вот, повторюсь, если мы сейчас живем здесь, в гостинице у речного вокзала, значит это сейчас наш дом, а место вокруг него (в том числе и станция метро) наш двор, куда мы стремимся попасть после тяжелого туристического дня. И теперь так будет всегда! Это место в Москве навсегда останется в нашей памяти, как дом, и будет дорого и интересно нам именно таким, каким мы запомнили его теперь.
    
     …и, удачно пройдясь дворами, выходит прямо к «подмагистральному» переходу ужасно шумного Ленинградского проспекта.
     Теперь, в отличие от дневного нашего знакомства с ним, машины несутся из центра Москвы куда-то вдаль, загород, но нас это уже не так сильно беспокоит. Во-первых, солнце скрылось за домами, жара спала, а во-вторых, нам не приходится ползти с чемоданами, точнее «рюкзаканами», как при прибытии с вокзала, в трубе ураганного рёва машин в поисках гостиницы.
     Не долго думая, мы ныряем в широкий (в отличие от подземных переходов в центре) прохладный тоннель и оказываемся на углу парка пред речным вокзалом на противоположной стороне проспекта. В эту точку с другой стороны подходит и небольшой сквер, внутри которого и расположилась наша гостиница…

     Два слова о ней, правильней о нём, о нашем отеле (не стану говорить его названия, это совершенно не важно, пусть так и будет: просто отель у речного вокзала и все). На самом деле он очень удивителен. И удивителен, прежде всего, тем, что находится именно здесь, на этом супер современном Ленинградском проспекте. Конечно, он (магистрали подобный проспект) совсем уже и не Тверская улица (кстати, самая красивая, на мой взгляд, в Москве), но всё же ещё далеко и не Ленинградское шоссе, в которые он плавненько въезжает. И поэтому, крайне удивительно и очень приятно видеть здесь небольшой провинциальный и, мне показалось, некапитальный домик, появившееся тут когда-то в виде пристройки к другим громоздким, ныне почивших в безвременье, строениям. А внутри него (пока не открываешь окна) всё очень даже и здорово, люкс: в стекле и мраморе, в картинах и хрустале. При этом блюда, подаваемые кухней его маленького кафе, забегая вперед, скажу, были просто прелесть, много разнообразней и привлекательней большого (примерно на 100 мест) портового ресторана. Да и персонал гостиницы, оказался весьма приветлив, общителен и, как любой небольшой коллектив, очень внимателен к постояльцам. В общем, этот удивительный отель доставил нам массу приятных впечатлений. В результате на завтра после изнуряющей попытки доосилить наш туристический план по осмотру центра столицы мы, измученные жарой и пешеходными прогулками, вернемся на ужин именно сюда и, предварительно купив в гастрономе у перехода бутылку розовой «Кавы» (любимого, кстати, игристого вина Сальвадора Дали), устроим в номере праздник живота по поводу вчерашнего прибытия и… завтрашнего в 17-00 отплытия на теплоходе. Разнообразие выбора в меню, время подачи блюд и их качество, повторюсь, будет завтра на высшем столичном уровне. Ну, как и должно быть здесь, в Москве, в общем, как мы и ожидали.
     Впрочем, впрочем, это будет только завтра, а пока… пока, напомню, мы стоим на Ленинградском проспекте, на углу парка Северного речного вокзала Москвы в скверике нашей гостиницы.

      …Но идти в номер, нам как-то совсем ещё рано, к тому же вечер обещает быть упоительным, как в той песне, помнишь, про упоительные российские вечера. Она так и звучит у меня в голове сейчас, хотя слова её мне иногда кажутся весьма странными, необычными, даже несуразными, что не скажешь о музыке. Но это лишь иногда, не сейчас! К тому же действительно очень хочется кушать, пора ужинать, а про кафе нашего небольшого отеля мы еще не знаем, первый завтрак в ней будет только завтра. Вот мы и решаем пойти проведать речной вокзал, найти причал, где нам предстоит через два дня посадка на теплоход «Константин Федин» (не искать же его потом с полными «рюкзаканами»), а заодно и перекусить в портовом ресторане. Ну, или каком-нибудь парковом кафе, благо повторюсь, времени у нас в первый день пребывания в столице, как говорил кот Матроскин: «Ну, просто «завались».
     Ни вокзал, ни кафе, ни причал, ни даже сам теплоход (он, кстати, оказался уже на пристани, прямо напротив здания вокзала) нам не пришлось долго искать. Парк оказался, хотя и не маленьким, но очень функциональным. Все дороги в нём шли прямо к пристани, из любой точки которой открывается вид на бесподобный по своей красоте и величию дворец.
     Ах, что это за здание!
     Ах, что за волшебный замок!
     Это просто надо видеть!!!
     Оно достойно всяческих похвал, эпитетов и восклицаний. Какой шпиль (кстати, не свойствен Москве, больше Питеру)! Какая звезда на нём (а это уже точно по-московски)! И что интересно и удивительно, мы, никогда не видевшие это чудо раньше, вдруг не сговариваясь, почувствовали (во всяком случае, мы с женой) к нему необычную тягу, привязанность, будто к родному и очень-очень знакомому, близкому.
     Откуда???
     Как?
     Что это?
     …

     Читаю в Википедии:
     «Северный речной вокзал (СРВ или в обиходе — Речной вокзал, Речной, Речник) Московского речного пароходства - один из двух речных вокзалов Москвы (вместе с Южным). Расположен на берегу Химкинского водохранилища (Ленинградское шоссе, 51). Находится на территории Северного административного округа Москвы.
     Северный речной вокзал был построен одновременно с Каналом имени Москвы ещё до заполнения Химкинского водохранилища в 1937 году (архитекторы А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский, скульптор И. С. Ефимов и др., художник Н. Я. Данько и другие). Вокзал является памятником архитектуры и одним из символов Москвы - «порта пяти морей».

     …так вот в чем дело. Он знаком нам с детства, он смотрел на нас из наших букварей и учебников, где печатались лучшие виды столицы…

     Читаю дальше: «Здание выполнено в форме огромного корабля. Наиболее характерные архитектурные элементы здания вокзала - высокий шпиль и широкая центральная лестница. Шпиль увенчан звездой, которая в 1935-1937 годах находилась на Спасской башне Московского Кремля. Серп и молот инкрустированы уральскими самоцветами. Вход украшен майоликовыми панно, на которых в частности изображена «Москва будущего». Показаны Дворец советов, и станция метро «Киевская». Террасы вокзала украшают фонтаны «Север» и «Юг», символизирующие связь южных и северных водных путей в Москве. Уникальные куранты, стоящие в башне вокзала, перевезены сюда из Воскресенского собора города Волоколамска. В здании вокзала расположен ресторан.
     В башне имеется механизм, позволяющий опускать шпиль со звездой. По первоначальному замыслу звезду должны были опускать и поднимать каждый раз, когда заканчивалась и возобновлялась навигация. Однако звезду за все годы опускали лишь несколько раз.
     К вокзальному зданию примыкает парк площадью около 50 га. В нем установлен памятник - бюст Алексея Николаевича Крылова (кораблестроитель, специалист в области механики, математик, академик АН СССР).
     Общая длина причалов вокзала — около полутора километров, из них примерно половина была построена в 1960-е годы.
     От Северного речного вокзала отправляются суда, работающие на круизных маршрутах до Санкт-Петербурга, Астрахани, Ростова-на-Дону, Перми и суда, работающие на прогулочных маршрутах до бухты Радости, Троицкого.
     Наиболее популярны прогулки по Химкинскому водохранилищу без высадки на берег.
     До конца навигации 2005 года существовали рейсовые маршруты до Аксаково, Михалёво, Тишково, на которых работали теплоходы «Ракета». В настоящее время теплоходы «Ракета» работают только на прогулочных маршрутах».

     …Вот так!
     Поистине, человек никогда не знает, что поджидает его буквально за углом. Мы весь день провели в центре в поисках, запавших нам когда-то в детстве памятных мест, расстраиваясь, при этом, что не находим их (наши памятные виды) на месте, а тут на тебе, памятная картинка детства сама явилась к нам вдруг из ниоткуда.
     И какая картинка!
     Конечно, мне трудно хвастаться искушенным знанием тонкостей архитектуры и мое дилетантское мнение о нем ограничивается лишь бытовыми понятиями: красиво – некрасиво, понравилось или не понравилось, но этот чудо-дворец больше чем просто новодел советской эпохи. Много больше! Это здание не столько символ Москвы, сколько символ всей нашей Родины, всего нашего народа, России, и даже моего Питера в его шпиле. В нём есть всё от нашей «Великой и Необъятной». Каждый найдет в нем что-нибудь родное и близкое: неподражаемая «Потемкинская» лестница, Адмиралтейский шпиль, Кремлевская звезда, Петродворцовые фонтаны, черноморская ротонда, греческая колоннада, римские скульптуры, Ломоносовская мозаика, палатная лепнина. Ну, в общем, не заметить величия этого здания просто не возможно.
     Не веришь?
     Взгляни на него сам, полюбуйся картинкой и представь своим, безусловно, очень богатым воображением (здесь на «прозе.ру» других не бывает), как оно выглядит в натуральную величину в лучах вечернего солнца жаркого дня у прохладной воды.
     Повторюсь – это, поистине, бесподобно!!!
     За исключением маленького пустячка.
     Какого?
     Здание закрыто на ремонт… и закрыто, похоже, давно, потому как даже забор ограждающий его выглядит весьма обветшавшим, а центральная лестница кое-где заросла неприличной растительностью.
     Ну, как же так?
     Какие там пробки (ужас, как не люблю в них сидеть в Питере, особенно по пути домой с работы) могут быть важней перед лицом одного (наряду с Кремлем, кстати) из самых важных символов Москвы? Какие магистрали или развязки тоннами вводимые сейчас в эксплуатацию здесь? Какая там новая стройка, безусловно, очень тоже нужных стадионов? Но что может быть важней, когда…
     …когда, смешно сказать, наш родной всем детский символ «порта пяти морей» стоит в виде никому ненужной «заброшки» (так у нас звали недостроенный детский садик во дворе), а все функции порта выполняют два невзрачных железных фургончика (о них позже) и терраса-кафешка на причале…

     Если так дело пойдет, то скоро здесь, на берегу уникального Химкинского водохранилища неожиданно вырастит новое невзрачное, но функциональное здание из стека и металла (как в Питере в Уткиной гавани), которое намного экономичней нашего волшебного замка выполнит все функции современного речного вокзала. А наш с тобой, современник, символ просто станет окончательно никому не нужен.
     Вот так-то.
     А потому я, Питер, кричу тебе, моя Москва, не упусти… не упусти в небытие одно из самых своих светлых и замечательных зданий эпохи двадцатого века, ни в коем случае не допусти этого. Это моя тебе просьба, поручение, наказ, если хочешь. В конце концов, никто не знает, что есть в мире истина и любовь, а потому пора, давно пора закончить эту губительную практику отвергать всё, что было сделано в предыдущую эпоху, возрождая «предпредыдущую». Зачем двадцатый век отвергал девятнадцатый, а тот в свою очередь восемнадцатый, возрождая «предпредыдущее» в виде нового новодела? Неужели так будет всегда? Ну, разве не проще остановиться и сохранить то, что уже возрождено в новом виде, так как есть. Да «неужто» наши отцы и деды были глупее нас? К тому же их рукоделие просто прекрасно.
     Вот так!

     …И, дабы не останавливаться на этом позже, сразу отмечу, что кухня в этой террасе-кафе была, далека от столичного уровня, совершено несоответствующая открывающему из него виду на широкое водохранилище и парк со среза портового причала, а про цены, так и говорить бы в других обстоятельствах не стоило. Они, к нашему удивлению, превысили все разумные пределы, даже в сравнении с общепитом аэропортов Мира, где мы бывали (читай другие удивления). Но, да и Бог бы с ними (ценами), если б только мы ужинали на борту нашего великолепного лайнера, чудо-дворца, замка по имени Северный речной порт города Москвы.


Автор благодарит критика и корректора (ЕМЮ) за оказанную помощь.
23.09.2016г.


Рецензии