Читая Тургенева

         Владмир Голдин

ЧИТАЯ ТУРГЕНЕВА

Я люблю по вечерам, когда уже усталость не дает сосредоточиться на каких-то серьёзных мыслях, пройтись вдоль книжных стеллажей моих библиотек на даче и в городской квартире. На даче такие путешествия, как мне представляется, более романтичны. Деревенский быт он своеобразен, не тороплив и время здесь имеет свою единицу движения. На даче я не пользуюсь ни Интернетом, ни телевизором. Интернет вещь интересная, всеобъемлющая и путанная, но в то же время незаменимая палочка выручалочка.

Но между Интернетом и личной библиотекой есть существенная разница. Она заключается в том, что к общению с Интернетом надо готовиться: продумывать заранее интересующий вопрос, правильно его сформировать и после этого ждать ответ. Интернет не посылает дополнительных импульсов, не порождает новых мыслей в сознание человека. К Интернету надо обращаться с готовыми мыслями.
Личная библиотека другое дело. К ней подходишь бесцельно, а отходишь с полной головой неожиданных идей. Так случилось и в этот раз. Глаза мои скользили по корешкам книг. На полках стояли, как солдаты в стою: Розанов, Рерих, Гумилёв. Всё это давно читано, и как-то не вызвало интереса. Скользью по книгам далее. Кони – юрист, писатель, любитель богемы, тоже читан, но рука почему-то потянулась к нему. Взял книгу в руки. Открыл оглавление. Сознание остановилось на очерке о Тургеневе.

«Иван Сергеевич, здрасте, когда же мы с Вами встречались в последний раз» - думаю я, - в школе. Нет поздней, но давно. Да, конечно, в последний раз мы встречались, когда я готовился поступать в университет. Ха – ха, - более полувека назад. Но что значит школа, при чтении Тургенева. Ни каких собственных мыслей не возникало, мал был ещё. Да и зачем напрягаться. Мнение о литературных героях Тургенева навязывалось школьным учителем. Тогда ещё не было ЕГЭ, но была зубрёжка. Зазубрил, сдал, ушёл. Ушёл от Тургенева, ушёл, как и от многих других писателей».
Вот здесь, через общение с живой книгой, со статьёи Кони, возникла идея вернуться к Тургеневу. Начался целенаправленный поиск книг Тургенева в домашней библиотеке, а затем уже и в Интернете.

Первой в руки попала старая книга в толстом картонном переплёте с матерчатым ребром, на котором было написаны цифры: 9-10, имя И.С. Тургеневъ и загадочные буквы «Е. У.Ж. Д.». Книга внушала уважение и звала к близкому знакомству. Книга оказалась отторгнутым когда-то и кем-то из полного собрания сочинений И. С. Тургенева в 12 томах, изданным приложением к журналу «Нива» за 1888 год, а затем переизданному издательством А. Ф. Маркса в 1898 году. Этому книжному тому более ста лет – солидный возраст. Купил я этот том по какому-то случаю на каком-то книжном развале, в каком городе уже трудно вспомнить в Свердловске, Перми или Ростове-на-Дону, сказать сложно, так как в своей жизни я много путешествовал и по СССР и по миру. На книге сохранился штамп «Новая цена 0 руб. 60 коп.», уценённая.  Удачная покупка.
Конечно, за век своего существования эта книга побывала в руках многих хозяев, о чем говорят карандашные записи на внутренней обложке книги. Здесь остались на память несложные арифметические расчёты столбиком, отдельные имена, и даже даты, по которым можно судить, что книга была в крестьянских руках: «Корова – 20/1Х – 46».
Прошу извинить читателя за столь длинное вступление, но такая уж у меня привычка рассмотреть книгу со всех сторон, прежде чем приступать к освоению её содержания.
Девятый тургеневский том в издании Маркса открывается повестью «Клара Милич». Прочитал. Задумался: «А что собственно хотел сказать в этой повести Автор? Как принимать это письмо читателю по прошествии свыше сотни лет после публикации этой повести? С позиций рядового читателя, или с позиций человека интересующегося историей литературы?»

Не простые вопросы! Мистики и надуманности в повести «Клара Милич» хоть отбавляй. Тема любви, тема отношений между мужчиной и женщиной, тема восприятия мужчиной поступков женщины и наоборот любимая тургеневская тема во всех его повестях и романах. Идеализируя женщину в романах, Тургенев предоставляет право дать им оценку другим литературным героям и эта оценка далеко не лестная в адрес противоположного пола, об этом поговорим поздней. А пока «Клара Милич».
Своеобразная, упрямая девица Катерина Миловидова физически растёт и формирует характер в небогатой семье, она недовольна результатами трудовой деятельности своего отца – художника средней руки – упрямая в своих поступках, она отвергает замужество, предложенное ей родителями и, заявляет сестре, что выйдет замуж только за того мужчину, которого выберет сама. На вопрос сестры: «А если не примет её любви, выбранный ею мужчина, то она решит судьбу своей жизни собственными руками».

Катерина бежит из родительского дома и становится актрисой – Кларой Милич. Затасканная мечта сотен девушек – стать артисткой -  со времен Очакова и покорения Крыма, особенно получившая широкий размах в 20 и 21 столетиях.
Но повесть открывается не капризами Милич-Миловидовой, а представлением парня-тюфяка, затворника - Аратова, для которого копание в книгах и в фото проявителях – смысл жизни. Его не интересуют женщины. Но когда одному человеку хорошо, то всегда найдется другой человек, который сознательно или нет, испортит ритм жизни другого.

Единственный друг Аратова – Купфер тащит затворника на литературный вечер к грузинской княгине, «пустой бабе», как выразился о ней один умник.
Когда человека настигает любовь? На этот вопрос может ответить любой человек, у каждого это личное, индивидуальное ощущение, в большинстве случаев даже не реальное, а надуманное под влиянием различных обстоятельств.
Вот такая, надуманная любовь и настигла Аратова.

В небольшом салоне «пустой бабы» Аратов слушал выступление новой артистической звезды, которая почему-то выделила среди всех именно Аратова и часто бросала взгляд на его лицо. Аратову не понравилась ни сама артистка, ни её исполнение романсов, но в сознании этого тюфяка что-то зашевелилось и мешало сосредоточиться на главном для Аратова деле.

На деле оказалось, что Клара серьёзно полюбила Аратова с первого взгляда. За что? Кто бы ответил на этот вопрос. Такую любовь можно сравнить с искрой аппарата, который зажигает двигатель внутреннего сгорания  автомобиля. Мотор заработал – автомашина двинулась в путь. Но мотор глохнет по воле техники или решению человека. Так и здесь любовь не может быть вечной, она быстро затухает.

Взбалмошная Клара пишет письмо Аратову, назначает встречу. Герой волнуется, не понимает этого поступка, но идет на свидание и отказывается понимать Клару. Девушка возмущена и бежит прочь, покидает Москву, уезжает в Казань, и там во время спектакля принимает яд и умирает на сцене – мелодрама.

Аратов узнает об этой трагедии из газет, его начинают мучить совестливые мысли, не он ли первопричина этой трагедии? Аратов едет в Казань, узнает подробности жизни и смерти актрисы. Факты из жизни Клары Милич не дают покоя Аратову, он впадает в мистику, и счастливый тем, что полюбил виртуально уже не существующую девственницу, под молитву «Господи, помози!» своей тётки, Платониды Ивановны, непорочный человек – умирает.

Очередной сюжет Ромео и Джульетты.

Но если все предыдущие произведения Ивана Сергеевича читаются легко, при этом чувствуется согласованное единство действия мысли и руки, то в этой повести, ощущаются какие-то запинки, натяжки, остановки пера на бумаге, так как мысль не обеспечивала руку трудом.

Это одна из последних повестей Тургенева была закончена в октябре 1882 года, когда великий писатель тяжело заболел, за десять месяцев до кончины. Далее ещё последуют повести «Песнь торжествующей любви?» и «После смерти».
Зачем я так подробно остановился на этой повести? – ведь каждый может взять в руки эту повесть Тургенева и прочитать её самостоятельно и сделать свои выводы. Конечно, может, но каждый ли возьмется читать Тургенева – старо, скажут многие и будут правы.

Но это потом, когда вернусь из путешествия…


Рецензии
Я возьмусь читать Тургенева, и Бунина. Не ради новизны, а чтобы не морщиться от современных текстов, пустых, сосущих моё время и не дающих взамен тонкости, изящества, певучести, ритмики, поэтичности... Ничего не дающих, кроме жвачности редких и бесхарактерных мыслей.

Созерцист   05.07.2017 15:25     Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.