Бериславская коммуна и её славные обитатели - В

     Знал я человека с очень плутарховским именем - Ликург, первый законник в древней Спарте. Возможно, начитанные родители хотели, чтобы их отпрыск вырос в какого мудреца? Наверняка мне известно лишь, что, работая в горбольнице Белгорода анестезиологом, будучи немного бабником и врачём средней руки, он об этом не задумывался. А вот тот человек, о котором и будет моё повествование, Гектор, тоже имя с греческим уклоном, родился в казацком Бериславе, как и его отец, и дед. Сейчас ему за восемьдесят, и нет близких, кому он хотел бы поведать свою историю на фоне своей малой родины. Занимаясь историографией родных мест, он впадает в такие дали и детали, что дивишься: почему ты об этом нигде не читал? Журналисты, прослышав о нём, пытаются выведать детали его знакомства с Эдуардом Фальц-Фейном, бароном, племянником основавателя заповедника в Аскания Нова, а Гектор там налаживал в своё время ирригацию и много чего может поведать потомкам... Его дед вспоминал деда Владимира Маяковского, чей отец в городской управе был секретарём, переведённым служить на Кавказ (с женой казачкой), знаком был с поэтом Бурлюком (другом поэта Маяковского - оба литератора в начале 20 века встречались в этом городке на правом берегу Днепра, что прямо напротив Каховки). А как он любит Днепр с его плавнями(и помнит его до возведения самого нижнего на Днепре каховского водохранилища, затопившего Великие Луга с 90 деревнями и колоссальныe виноградники его родственников!)
  Когда советская власть на Украине доживала последние годы, с женой Леной Гектор организовывал экскурсии по родным местам, желающих  - отбоя не было. Во время длительных переездов он развлекал пассажиров автобуса чудными историями.
- Маловероятно, что кто-то из вас вспомнит названия всех столицы, бывших на Украине. Сколько Ну, кто может их назвать, сколько их было,а?
Обычно все вспоминали "первую столицу", Харьков, где было украинское правительство до 1934 года, на этом знания туристов заканчивались...
- Должен всех разочаровать, широко улыбался Гектор, кроме Киева и Харькова было ещё аж восемь... Например, Батурин и Глухов, Гадяч и Чигирин, Трахтемиров с Галичем и Бахчисарай. А 100 лет подряд "командовал парадом" Львов - знаете? До тех пор, пока шляхтичи не разогнали оттуда украинских воевод, и не стал Львов польским городом. Он вкратце останавливался на каждом, особо отмечая столицу Крыма, Бажчисарай. Как разрушили его, Екатерина11 запретила и место обозначать! До того на месте Берислава как раз была крепость крымчаков и турок Кизикермен, взятая  гетманом Мазепой в 1695 - турками против казацких набегов как раз и была сооружена!
 А про Харьков - верно, аж в 1917 дали ему большевики первенство над Киевом, а в 1919 официально утвердили столицей. Почему не Киев? Так там в те годы была власть неправильная, именно из Харькова красные двинулись Украину освобождать от врагов советской власти. Там и первый советский небоскрёб построили - вручную!-, Госпром называется, и самую большую площать в Европе организовали, шутка ли - 20 гектаров. Но я вам сейчас расскажу нечто семейное, что мне ближе - история не только правдивая, но и душещипательная...Слухайте сюда, людыны!
Как Советы провозгласили коммуну главным инструментом построения бесклассового общества, коммунизма, весь мир всколыхнулся. Даже в Америке, за океаном начали их создавать... Но буржуи смекнули что к чему - да и перехитрили тамошних коммунаров: нате вам, господа коммунары, пароход с тракторами-сеялками и плывите вы в советскую Россию - обустраивайтесь, покажите нам пример - как что ладное получится - мы к вам и присоединимся. Желающих было - хоть отбавляй! Знаменитый Лев Троцкий тоже из Америки приплыл революцию в Россию доделывать, но раньше! Короче, вся эта коммуна, переплыв Атлантику с её заливами, Средиземным и Чёрным морями, поднялась вверх по Днепру, причалила как раз под Бериславом, разгрузилась и начала пахать да сеять\веять. Надо сказать, там, на пароходе-то, вовсе не пацаны какие-то плыли, напротив, люди убеждённые в правоте дела рабочих и крестьян - точно по Марксу. Или, если кому удобнее, по Ленину. Пароход был не один, не все с тракторами ехали, много было "перманентщиков",- заделать буржуям козу в сарафане "по самое не хочу"... Полно было с "аглицкими фамилиями"- евреи в большинстве!- часть этих героев потом будет  похоронена в кремлёвской стене на Красной площади, некоторые бросятся выполнять секретные параграфы Бресткого мира, например, "семья Николая второго в обмен на западные земли Российской империи", но это - отдельная захватывающая история (http://www.proza.ru/2016/02/18/2057), всяк волен ознакомиться - там всё к документам привязано, однако...

  Гражданская война тем временем закончилась, нАчало что-то хорошее у тамошних коммунаров прорисовываться. Понятное дело, сплошная почти молодёжь, переженились все, детишек нарожали... Впрочем, были среди молодёжи люди даже за тридцатник, об этом чуть позже. Местные казаки не больно-то их поддерживали, но не мешали. И тут одна из коммунарок... влюбилась без памяти, вручает первенца мужу - и едет в Николаев строить - надо же!- новую жизнь со свежим возлюбленным...

  Бедный Давид, муж брошенный! Младенца кормить, в коммуне работать, за девушками бегать - всё вместе в одно и то же время! Тут-то его Тамара, медсестра из местных, "зацепила", попалась на глаза - и зажили они втроём, потихоньку, но дружно. Нелёгкие были годы! Коллективизация началась, пароход с тракторами-плугами большевики прикарманили и загнали всех в колхоз - мол та же коммуна, только от имени советской власти трудящихся, а кому это не понравилось - известно что было, сослали, а чтоб добить инициативу - голодомор организовали. И инициативы не стало! А ведь среди коммунаров-то были и венгры, соратники Белы Куна недобитые, и немцы из не согласных с Карлом Либкнехтом, и просто большевики\меньшевики из лагеря Троцкого... Можно не сомневаться, что в скором будущем вся эта публика попадёт в лагерь "иностранных агентов", да только они об этом тогда и не догадывались - идея, марксисткий "призрак коммунизма" высоко летал над ними, не разглядишь с земли. И сгинули почти все - за призрак.

   Но я не об этом, а про судьбу пацанёнка скажу, брошенного матерью. У него, Гриши, вскоре обнаружились способности феноменальные по музыкальной части. После установки радиоточек в почти всех селениях, прежде всего в школах и сельсоветах. мальца было не оторвать от них даже пряниками, если музыкальная классика - за уши силой не оттащищь! Но это пол беды - он эту музыку всю потом...пел! И все арии  всех опер наизусть знал, и все скрипичные или какие ни есть концерты насвистывал - заслушаешься!

    И на десятилетие потребовал себе в подарок...Скрипку! Хочу инструмент "скрыпочка"- хоть умри (тресни, окочурься - нужное подчеркнуть). Пришлось изловчиться да и купить. Бродячие доброхоты-цыгане да кое-кто из местных показали, как из неё звуки извлекаются - и началось! Всё, что он слышал, Гриша перекладывал на струны - выходило "лучше оригинала" - так о приёмном сыне Тамара рассказывала, впрочем, он её называл мамой без всяких кавычек. Так и закончил школу со скрипочкой под мышкой, там и повестка пришла ему в Красную Армию - и в аккурат перед началом войны с фашистами. Попал наш слухач феноменальный в музыкальный отряд, что бойцов и на передовой, и по госпиталям развлекал всю войну. В анкете у него родители не числились - что с сироты возьмёшь?- так и кантовался по дорогам войны. А что, сказать про отца, что он "американский коммунар"? - ну так прощай ансамбль, здравствуй Сибирь с 58-й статьёй: это он понимал и везде писал "сирота"- так оно спокойнее. Для всех...

    И что же отец? Да тоже научился понимать - обучила его советская, стало быть родная, власть с небольшими перегибами - "лес рубят - шепки летят", пусть они и коммунистические. С началом войны встал вопрос - куда деваться? На восток - так под каким видом? Американским шпионом стать - загремишь по статье, это в пятьдесят-то лет? И порешили коммунары, уже видавшие виды, заховаться, спрятаться. Давид был не одинок в своих сомнения, подумалось им, что лучше немцев пересидеть под "американским флагом". Так и случилось: он с соседом по двору, брадобреем, венгерским евреем, переговаривались исключительно по-английски на людях, а чинить технику тоже кому-то нужно - он пристроился механиком по починке всего на свете, а парикмахер Лайош - как стриг\брил сначала коммунаров, потом продолжил и немцев - всё под пристальным оком полицаев, в основном, украинцев. Немцы, надо сказать, составляли солидную часть населения южной Украины до войны, но не высовывались, и не все из двухсоттысячной их популяции юга Украины, "Новый порядок" гитлеровцев приветствовали... В конце-концов, этот немецкий порядок не сильно отличался от их, уже установленного - в том же Бериславе была отдельная немецкая улица, чистая, с добротными домами и палисадниками, с уважительным отношением к своим работящим соседям - украинцам, евреям, русским.

    Понятно, что фашисты назначили главой оккупированного Бериславля человека из "фольксдойче", как бы своих. И посыпались к нему доносы: тот - еврей, этот - коммунист, а эти две девицы - из комсомольской ячейки. Но не все доносчики владели немецким, так что рапорта наверх о выявленных "злодеях" писал сам бургомистр со товарищи, и выходило, что как раз... заявители и выходили врагами нового порядка! И наказание им одно на всех - вешать. И висели в острастку прочим холуям - пример "как Не Надо себя вести". Помогало! Сколько жизней спас этот "фашист"! В частных беседах он простыми словами объяснял гражданам, что нехорошо доносить на ни в чём не повинного человека, вернётся прежняя власть - как в глаза соседу будешь смотреть? И это доводил до сознания населения Немец, не коммунист упаси господи, а просто верующий в Бога человек, лютеранин. И эти слова люди запомнили! Когда Советы вернулись и арестовали этого бургомистра(по доносу спасённых им же человечков верноподданных!), весь посёлок вышел на площадь - воспрепятствовать аресту достойнейшего из них! Не помогло. Зато несколько человек исчезло из поля зрения односельчан за короткий промежуток времени... По слухам, они нашли своё прибежище в мешках с грузилами, которые скидывали в Днепр ночью втихаря - старинный казацкий способ казни врагов. Некоторые из жителей Бериславля ушли с немцами на запад - от греха подальше - неровен час кто донесёт, как он брил оккупантов, и ни единой глотки им не перерезал при этом. Казаки о таких вот и побеспокоились.

А что же наш скрипач Ягодкин из ансамбля? Он сильно продвинулся - и совсем не по струнной линии. Однажды на гастролях ангина прихватила солиста большого театра, где он к концу войны уже подвизался. Провал! Скандал! Кто арию петь-то будет? Где за сутки до заявленного концерта солиста найдёшь на гастролях в провинции-то? И тут Ягодкин наш и проявился: знаю эту партию как свои пять пальцев. И спел! На бис! Довольно быстро он освоился в ГАБТе уже в основном составе - на зависть кое-кому. И квартиру получил в Москве, и женился, и двух дочек родил, и подкопаться никто не может. Жил себе припеваючи, что сыр в масле катался. А на дворе стояли крещенские морозы сталинского террора, печатают статью Фадеева о бесклассовой позиции некоторых псевдописателей, вроде А.Ахматовой, вот уже дело врачей на передовицах газет - евреям грозит отправка в лагеря "для спасения от праведного гнева толпы"- ничем не лучше фашистких лозунгов. Тут-то товарищу Сталину товарищ Берия и помог умереть... Обвинения с политических снимут за отсутствием состава преступления, пройдёт 20 съезд КПСС, заклеймивший режим  сталинский как террор против народа(и сделает это Хрущёв, безобидный правительственный паяц в бытность "пахана", на лысину которого Сталин пепел из трубки своей, постукивая, вытряхивал!)    

Вернувшийся домой в Берислав Ласло приехал, продолжая работать цирюльником на благо односельчан, опять оказавшись соседом Ягодкина-отца. Однажды, будучи в Москве, он проходил возле ГАБТа и увидел на афише фамилию "Ягодкин". Зашёл в кассы, осведомился - откуда он. Откуда-то с юга Украины. И его осенило: он попросил - и получил!- телефон гримёрной... День выступления был известен, и Ласло с соседом ошарашенным бросились на почту - именно оттуда можно было заказать междугородный телефонный разговор. И он состоялся! Ягодкин-младший нехотя, в гриме, подошёл к телефону и нет, не упал в обморок - после минуты разговора он... расплакался! Сомнений не было: он узнал голос родного отца(не мудрено при абсолютом слухе). Почему не искали друг друга после войны? Да боялись! Один запрос мог погубить и "сына врага народа", и "американского шпиона". Такое было время! Зато выдержка спасла обоих... Потом уже сын пригласил телеграммой отца, говорил по телефону из московской своей квартиры, не боясь даже доносов и обвинений  в непатриотизме...

   На лето он привёз к дедушке всю семью - и жену, и дочек, критически выслушав рассказ о спасении семьи на фоне истории несостоявшейся бериславской коммуны. Оттуда съездил в Николаев с подарками, нашёл там биологическую мать, простил её - муж второй к тому времени у неё погиб, других детей у неё не было. А дочки его потом весь год вспоминами свои каникулы на Днепре и всё спрашивали, когда же ещё их повезут к родному дедушке в гости, на речку.

....История эта от начала до конца истинная, и пришлось лишь изменить имена - рассказчик очень не хотел, чтобы его "вычислили"- всё это разворачивалась у него на глазах, он сам был в оккупации, видел повешенных предателей, а его отец жил бок о бок в Бериславе с обоими бывшими коммунарами - он во время войны был пленён, попал в американскую зону оккупации и вернулся домой, уцелев... Ему было о чём поговорить потом с бывшими "американскими коммунарами", соседями по родному Бериславу...

Автобус прослушал рассказ экскурсовода не пикнув, и в конце разразился овациями.
24.9.2016   
         


Рецензии
Гриша,рассказ очень хороший.Так держать.
ЛЕОНИД ЛЕВИТАН

Григорий Сухман   30.01.2021 19:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.