Родительское благословение
«Мать приветная – ограда каменная» (Русск. пог.)
Я живу в новом микрорайоне города Петропавловска, вдали, так сказать, от шума городского, на берегу реки Ишим, и мне здесь очень нравится. Но иногда хочется побывать в толчее, среди людей. Тогда я еду в центр погулять по бывшей улице Ленина, по аллеям нашего старинного парка. Людей здесь много, но знакомое лицо теперь редко встретишь. Ни-ко-го! Просто другая планета! Как будто мне уже сто лет!
Нет! Вон знакомое лицо! Я точно знаю эту женщину, но откуда?.. Оказалось – Лида Строкова, учились в одной школе в Рабочем посёлке, в разных классах. Она даже помнит моё имя, а мне так знакома эта фамилия! Часто слышала от отца в детстве – Строков, Молчанов, Калинин, Мартынов, Кириченко… Это отец рассказывал матери о событиях, произошедших за день на работе. А работал он шофёром в «Главмука». На старом элеваторе, на старенькой машине, в старинные уже времена…
С соседями-пьяницами он не якшался, и на работе от всяких выпивок уходил если не откровенно, то обманом, за что очень порицался товарищами, и закадычных друзей на этой почве не имел. А вот несколько хороших товарищей, ведущих трезвый образ жизни, у него были – Строков, Молчанов, Калинин. Иногда по выходным или по праздникам он ходил с ними повидаться не для того, чтобы посидеть за столом, а поговорить об огородных делах, сидя на лавочке на усадьбе или у ворот. Все они были хорошие огородники.
Огород был большим подспорьем в те послевоенные голодноватые времена. Я помню наш колодезь, от которого по всему огороду были проведены пожарные брезентовые рукава для полива. Ледяная вода легко доставалась из колодца с помощью «журавля» даже моими детскими руками и выливалась в большую бочку рядом. Когда вода прогревалась, открывался кран, вода сама растекалась по грядкам, и больших усилий для полива не требовалось.
Ещё колодезь отлично использовался как холодильник, и я долго недоумевала - зачем холодильники нужны вообще, сопротивляясь прогрессу. Ещё у нас во дворе был и погреб для хранения картофеля и других овощей. Помидоры и огурцы солили в бочках. А у моей тёти, тёти Нюси, родной сестры матери и нашей соседки, даже доводилось лакомиться солёными арбузами из такой же бочки и такого же погреба. Арбузы из бочки были небольшие, с мягкой коркой, и необычным вкусом.
Тётя Нюся дружила с приезжавшей из какой-то деревни тётей Настей, которая и привозила арбузы и дыни, а выращивались они тогда прямо на полях в колхозах, и в большом количестве. Сейчас арбузы и дыни даже на дачах не растут, даже несмотря на потепление климата. Воду из колодцев доставать не надо – она приведена из Ишима. Дороги передавили подземные водные артерии, и теперь она находится прямо под половицами в ветшающих домах Рабочего посёлка, поэтому погребов не роют. Картофель хранить негде, а прочее лежит в холодильниках – прогресс!
Отец мой умел делать всё своими руками – лудил, паял, подшивал валенки, сам построил наш небольшой дом, мастерил мебель. И очень любил читать. Книги он приносил из библиотеки, а газеты выписывал. Прочитывал всё от первой строчки до последней в нашей оптимистической тогда прессе. Глядя на него, и я записалась библиотеку Дома Пионеров, таская книги целыми пачками, и с большим энтузиазмом погружалась в иллюзорный мир литературы, иногда в ущерб учёбе в школе. Дух захватывало от приключений Тома Сойера, Гули Королёвой, героев Жюля Верна,Джека Лондона и Беляева! А позже от книг Мапассана, Бальзака, Золя, Фейхтвангера, Голсуорси, братьев Манн...
Любовь, привитую отцом к чтению, я считаю родительским благословением. Да и трёхкомнатная квартира, купленная для меня матерью на деньги, собранные ценой больших лишений, в которой я сейчас живу - чем не материнское благословение?
Мы гуляли с Лидой по бывшей улице Ленина, и вспоминали былые времена. Да, она – дочь того самого Строкова, с которым дружил мой отец. Мы учились с ней в одной школе имени Красина. Я узнала, что у неё удачный брак и один сын, который долго не женился.
- Мы всё ждали, ждали с мужем, а сын всё никак не мог встретить подходящую девушку. Наконец, встретил. Стали жить вместе. Договорились, что распишутся, когда она забеременеет. А та всё – никак. Уже и расходились, и сходились – никак! Съездили вместе отдохнуть в Тайланд – никак. К каким только средствам не обращались – не получается забеременеть.
- У меня уже всякое терпение лопнуло, - рассказывает Лида. – Однажды после больницы,куда я попала с серьёзным диагнозом, я к ним обратилась: «Так что вы решили? Пора определяться, годы ваши уже не маленькие. С детьми или без детей, а надо принять решение. Будете расписываться?» «Будем!» - Сказали они. Я, обрадовалась - сын будет надёжно пристроен - и, недолго думая, принесла из кухни булку непочатого хлеба, над ним сказала все слова родительского напутствия в общую жизнь, как положено, благословила их, чтобы не передумали. Мы с мужем люди уже немолодые – хоть что может случиться – останутся молодые без благословения. Наскоро всё сделала – они куда-то уезжали. Потом расписались. И что же? Скоро невестка забеременела, родила девочку, а через полтора года – и мальчика. Теперь растим их общими силами.
Всласть наговорившись, мы расстались с Лидой в надежде на новую встречу. Прошло три года... Мы опять не видимся... И это - в небольшом городе!
На фото и представлен один из видов моего родного и любимого Петропавловска.
Свидетельство о публикации №216092400219