Алиса Селезнёва - это героиня русских сказок в буд
Основные персонажи: Алиса Селезнёва, Павел Гераскин, Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная, Иван-дурак
Пейринг или персонажи: Павел Гераскин/Алиса Селезнёва, Василиса Премудрая/Иванушка-дурачок
Рейтинг: G
Жанры: Джен, Романтика, Флафф, Психология, Философия, Статьи
Размер: Мини, 9 страниц
Кол-во частей: 4
Статус: закончен
Описание:
Откуда явился образ Алисы Селезнёвой?
А Паши Гераскина?
Микро-исследование.
Фольклорные корни образов Алисы и Паши.
Образы Алисы и Паши будущего выросли из образов героев русского фольклора - Василисы Премудрой и Иванушки-дурачка.
***
Алиса - это Василиса Премудрая из русских сказок в будущем?
Читавшие и про Алису, и что-то ещё часто отдают должное уникальности образа Алисы Селезнёвой.
Уникальность образа заключается в особой цельности характера.
Характер близок к совершенству.
Близок к мечте об идеале.
Всё это навевает вопрос —, а откуда собственно говоря это чудо?
Откуда что взялось?
Не было, не было.
Ни в жизни, ни в фантазиях, ни в литературе.
И вдруг нате.
Нарисовалась собственной персоной.
Словно на пустом месте.
Ну нет никого похожего на Алису.
Напоминающие её — есть.
Немного, но есть.
А вот копий не было.
Можно думать, что образ пришёл из будущего.
Есть там в будущем такие люди, как Алиса.
И даже сама Алиса быть может есть.
Вот оттуда образ и пришёл.
Это вероятно.
Но даже в этом случае должны быть в прошлом какие-то прабабушки Алисы.
Какие-то предобразы.
Предшественницы.
Не может на пустом месте появиться даже Алиса.
Даже в будущем.
Где-то в прошлом должны быть корни образа.
И вот один из таких образов оказался особенно интересным.
Это — Василиса Премудрая.
И она же Василиса Прекрасная.
Даже имена созвучны: Алиса-Василиса.
100-%-ного совпадения образов может и нет.
Но 99 — вполне.
В чём-то Алиса превосходит Василису, в чём-то Василиса Алису.
Вроде бы.
Но в главном оба образа схожи.
Девушки отличаются совсем немного.
А различия между ними помогают глубже понять оба характера и прийти к выводу, что это всё же один и тот же облик.
Одна и та же личность.
Которая просто оказалась богаче, чем казалась.
Алиса и Василиса обе умницы.
Обе затейницы.
Обе с какой-то загадкой.
В обеих есть таинственность.
Обе что-то такое знают и умеют, что не даётся другим.
Василиса Премудрая обладает тайными знаниями.
А у Алисы знания — от её эпохи.
Но вдобавок к этому у Алисы есть интуиция и наитие, которые больше, чем просто знание.
Благодаря чему Алиса даже в детстве решает многие задачки успешнее именитых и более многознающих взрослых коллег.
Обе девушки склонны к озорству.
Просто Василису мы знаем из сказок уже взрослой девушкой. Не менее 14 лет, надо полагать, а то и все 20.
А Алису наоборот знаем по её детству, хоть она даже в нём часто серьёзнее и эффективнее многих взрослых.
Когда надо.
Такая вот неожиданная параллель.
Меня она поначалу очень удивила.
Но потом стало ясно, что параллель архизакономерная.
Что иначе и быть не могло.
Идеальный образ девочки будущего, РУССКОЙ девочки будущего, созданный (или нарисованный, уловленный в ноосфере) русским писателем (или воспитанным на русской культуре и хорошо знающим русскую историю) и не мог быть чужд русского фольклора.
Не мог быть чужд русских идеалов, русской мечты о совершенстве.
И русского образа совершенной девушки.
Так что идеальная Алиса будущего — кровь от крови и плоть от плоти от русской культуры, русского фольклора, русского менталитета.
Алиса — это русский человек в его идеальном проявлении.
Русская девушка в её идеальном проявлении.
Идеал русских людей.
Такая девушка, с таким характером, о котором мечтают русские мальчики и мужчины.
И образец для подражания для русских девочек.
Про Алису вполне можно сказать —
«коня на скаку остановит,
в горящую избу войдёт.»
И закономерно, что в русском фольклоре уже был идеал — Василиса Прекрасная она же Премудрая.
Показательно, кстати, то, что Прекрасность и Премудрость соседствуют в одном образе.
Давая всем понять, что для русские мудрое прекрасно.
Что русские заметили, что мудрость дает и красоту.
Что Красоты не бывает без мудрости.
Глупая красотка — это не то, что воспринимается в качестве идеала русскими.
Оно и понятно.
Выжить русские в суровом климате и в суровых условиях могли, только если среди женщин было много не просто красивых, но и разумных, благоразумных, со здравом смыслом, житейской мудростью и вообще.
Умниц, в общем.
С другими женщинами было просто не выжить.
Вот и в сказках идеал изображался Премудрым.
Так что жила была Василиса Премудрая в древности.
Повторяясь вновь и вновь в своих правнучках.
И стала одна из них в будущем Алисой.
Новым воплощением Василисы Премудрой.
Которая теперь и в космосе может путешествовать.
И очаровывать теперь и инопланетян.
Паша Гераскин - Иванушка"дурачок"
Если внимательно вчитаться в образ Паши Гераскина - закадычного друга Алисы и почти неизменного спутника, на равных действующего с ней в половине книг алисианы, то можно заметить, что Паша Гераскин имеет типичные черты положительного героя русских народных сказок.
И они же - типичные черты типичного русского человека.
Так что можно сказать, что образ Паши - архетипичен для русской культуры.
Это психологический портрет русского человека в его лучшем варианте.
Образ Паши "глубоко национален", как говорится.
В первую очередь речь идёт о таком герое русских народных сказок, как Иванушка-дурачок.
Который конечно никакой не дурачок.
А дурачком он кажется только тем, кто путает доброту и благородство, щедрость и открытость с глупостью.
И принимает доверчивость неподлого человека за глупость, надеясь обманывать лоха.
И не подозревая, что "лох" быстро поймёт, что к чему.
И тогда не доверит уже никогда.
И всё отнятое вернёт себе обратно.
Это понимание образа Иванушки очень удачно раскрыто у Пушкина (цитату можно привести в другой раз).
Паша, как и герой русских народных сказок, как и многие русские люди, простодушен, открыт, в меру наивен, прост, доверчив.
Но при этом не глуп, а иногда даже гениален.
Находчив, сообразителен, везуч.
Иногда может быть впечатление, что не просто везуч, а что его словно охраняют "высшие силы".
Они позволят ему хлебнуть последствий его ошибок, но совсем беды не допустят, и хотя бы в самый последний момент, но вытащат из беды.
Может учиться на ошибках.
Может быть казалось бы в не свойственной ему мере проницательным, хитрым, расчётливым до коварства.
К большому удивлению своих недругов, которые совершенно не ожидают чего-то подобного от человека открытого и щедрого, который всем свои видом словно умоляет "обмани меня, это же так просто, я же такой доверчивый".
Причинить ему вред не так-то просто.
Обидеть тех, кого он защищает - тоже непросто.
Брать под свою защиту склонен всех подряд.
Всех слабых и невинных в первую очередь.
Враги могут подловить его на доверчивости, склонности жалеть, покровительствовать.
Обмануть его можно.
Но не потому, что он глуп, а потому что склонен верить если не в благородство людей, то в отсутствие совсем уж запредельной подлости.
Поскольку сам благороден - подлость ему чужда.
Всё, как в наблюдении:
"Если вы обманули хорошего человека, то это не значит, что он глуп.
Это значит, что он о вас более хорошего мнения, чем вы заслужили".
Он конечно мягок, склонен к сочувствию, но после утраты его доверия разжалобить его не удастся. -
Если он разобрался в ситуации, и понял, кто чего стоит, то может показаться беспощадным.
Кроме Иванушки-дурачка, удачным примером героя, похожего на Пашу, является образ ГГ из сказки "Конёк-горбунок", автором которой всерьёз считают (тот же Булычёв в книге "Исторические тайны российской империи") Пушкина.
Кстати, сам Пушкин тоже во многом - яркое проявление русского народного характера, несмотря на то, что у него прадед из Эфиопии, а в Эфиопии Пушкина считают эфиопским народным поэтом, и поставили ему памятник.
Неслучайно в одной из книг ("Дети динозавров") Паша предстаёт в роли Пушкина.
Пейринг Паша-Алиса с точки зрения фольклора
И несколько слов о пейринге.
В сказках Иванушка-дурачок или Иван-царевич добивается внимания, уважения, а затем и любви Василисы Премудрой и Прекрасной своими душевными качествами.
Добротой, находчивостью, способностью решать задачи.
В том числе загаданные хитроумной Василисой.
Которая служит катализатором для проявления психологических достоинств Ивана.
Это, кстати, вообще интересный феномен.
Василиса не являет образа пассивного апатичного равнодушного женского начала ни вообще, ни в отношения с «половинкой».
Она и сама что называется не промах в делах и творчестве.
И Ивана разводит.
Но не «на бабки» (это для неё как минимум просто мелко и неинтересно), а на душевную работу.
На работу в особом режиме.
Высшем режиме работы психики.
На включение высших духовных качеств — не только смекалки и мудрости, а — интуиции.
На грани прозрения.
И деваться Ивану особо некуда.
Хочешь Премудрую? — тогда и сам становись премудрым.
Да Иван и не против.
Ему не претит саморазвитие.
Отчего бы не подтянуться и не дотянуться до самого себя.
И он охотно тянется.
И дотягивается и до большего собственного совершенства.
И до Василисы.
Таким образом, Василиса играет роль фактора, побуждающего Ивана к эволюции.
Ускоряющего её.
То есть роль катализатора.
Примечательно, что у Ивана нет на провокации Василисы (её загадки, задачки, поручения) жлобской реакции.
Нет раздражения, нет недовольства.
Нет высокомерного презрения, стремлений избежать заданий.
Он словно понимает развивающий характер заданий Василисы.
И соглашается развиваться.
Или доказать свою развитость.
Он не говорит «чего тут мудрит, всё равно моя будет».
Он реагирует со спокойствием мужчины, который уверен в себе и доверяет мудрости женщины.
Тем более своей избранницы.
Тем более женщины, которая кажется ему явной умницей.
Он знает, что у неё то не блажь.
И считает нормальным, что женщина его в некотором смысле испытывает.
Испытывает его мудрость, интуицию, доброту, неагрессивность.
Он признаёт за женщиной право на эти испытания.
И они его не раздражают.
Он спокойно доказывает свою состоятельность.
Часто он при этом не думает о том, что чего-то доказывает.
А просто делает то, что попросили.
По принципу — если хорошая девушка просит — почему бы и не помочь.
В этих нюансах отношений примечательны и такие моменты:
1 — женщина ведёт себя достойно, без закидонов, без блажи,
2 — мужчина ДОВЕРЯЕТ женщине.
Потому что знает, что ей можно доверять.
Она достойна доверия.
Она не подведёт.
Она не попросит дурного.
Очень похвальные нюансы.
Можно подобное найти в других сказках?
Попробуйте найти.
***
После беглого обзора отношений Василисы и Ивана обратимся к образам их потомков в далёком будущем — Алисе и Паше.
Всё, что быдло сказано выше, мы можем найти в пейринге Паша-Алиса.
Всё это в полной мере можно повторить и для Паши и Алисы.
Алиса тоже часто выступает в роли того фактора, ради которого Паша склонен проявлять свои лучшие качества.
Развиваться, трудиться, совершать подвиги и так далее.
«Тому мы тьму примеров сыщем».
Алиса обычно более рассудительна, серьёзна, деловита.
Паша больше склонен к авантюрам.
На грани легкомыслия.
Хотя трудно сказать, сколько там легкомыслия, а сколько тайного жаления влипнуть во что-то, чтобы пообщаться с Алисой в экстремальных условиях.
Как бы то ни было, но Алиса обычно ведёт себя более взросло.
А Паша как бы ведомый.
Он стремится поспеть за ней.
Стремится соответствовать её запросам об ответственном спутнике.
Стремится проявить лучшие качества, чтобы она приняла его предложение заниматься каким-то делом вместе.
Старается оправдать доверие.
Исправить ошибки.
Не ошибаться впредь.
Нужно отметить, что он в этом вполне преуспел.
И в более поздних книгах Паша уже сильно отличается от мальчишки в первых книгах.
Чего часто совершенно не замечают, и продолжают считать, что Паша такой, каким показан в начале — легкомысленный до инфантильности.
А на самом деле Паша поздних книг уже не просто серьёзный и надёжный товарищ.
Они с Алисой едва ли не поменялись местами.
Теперь уже Паша осмотрительный, а Алиса неосторожна.
Пример — «Подземная лодка».
Именно Алиса там стала виновницей того, что ребята попали в плен.
А Паша хотел принять меры для предотвращения такого развития событий.
Можно отметить, что в русских народных сказках такой линии нет или не выражена.
Чтобы Василиса там начала так неосторожничать.
Словно призывая друга проявить ещё больше труда по их вытаскиванию из неприятностей.
Но в общем в образе отношений Алисы и Паши мы находим много милых подробностей возможных отношений Василисы и её друга.
Как бы то ни было, Алиса и Паша — это Василиса и Иванушка уже будущего.
Перед которыми теперь весь космос.
И свою роль защитников и хранителей они реализуют теперь уже в масштабах Галактики.
Ведя себя и там в соответствии с идеалами русской ментальности — защищать жизнь, помогать слабым, спасать невинных.
Примечание для русофобов
Спешэл фо интернационалистов и тех, кто ими называется, но не является.
Для тех, кто не может спокойно пройти мимо, когда хвалят какой-то народ и особенно когда этот народ русский.
Ну вот не могут они слушать, когда русских хвалят - вот если бы называли алкашами, тупыми лодырями и т.д. - тогда друогоооое дело.
Тогда они бы радостно поддакнули, не вспомнив про то, что оскорблять плохо, и не посчитав, что оскорбляют.
А вот когда русских хвалят - надо непременно сразу возразить и сказать, что это плохо очень плохо, вредно, социально опасно и т.д..
Естественно, что сказанное выше это не означает чего-то негативного для нерусских.
У всех есть свои идеалы.
У разных народов свои герои.
Робин Губ, Гарун аль Рашил, Гэсер Хан и так далее.
У всех народов есть свои герои и свои проекции их в будущее. Ну или могут быть.
Я просто пока не знаю, какие образы будущих героев из будущего уже проявились у других народов.
Можно только не сомневаться, что они способны дружить.
Алиса с Робином и т.д.
Неслучайно даже в книгах про Алису писатель свёл свою героиню с некоторыми героями других народов. -
И с Жанной французов, и с Робином и Артуром англичан, и с Шехерезадой, и т.д..
Или просто с симпатичными иностранцами - с японцем Юдзо, например.
С кем успел.
С кем ему интересно было.
А с кем не успел - ну напишите сами фанфики про других.
Во имя дружбы народов.
там есть: https://ficbook.net/readfic/4048648
Свидетельство о публикации №216092400263