Сентябрь
С утра голосят динамики в соседних школах о чудесных годах с дружбою, с книгою и тэ-пэ. Тянутся вереницы нарядных девочек и мальчиков, каждый возраст со своим представлением о нарядности.
Младшая школа в белоснежных бантах, колготках и рубашках, с мощными букетами, и мамашами – кажется, еще более нарядными - авторами всех этих излишеств. Средние классы, еще торжественные, но уже без сопровождения и без иллюзий. Старшеклассники – аскетично обозначившие праздник одиноким цветком в хрустящей упаковке, или белой блузкой, покуривающие за школой, убрав цветы за спину.
Дальше – все по-питерски. Осенний прозрачный, сухой и ядреный холодок. Счастливый пересменок между дождями. Еще несколько дней бабьего лета - чисто чтобы показать легкие кофточки и загар, и в путь – снова дожди, но уже такие – не оставляющие надежды - все! - дальше плащи и зонтики. Плащи, плащи. И зонтики.
Кое-кто уезжает на юг, но в основном летний сезон закрыли все. Добросовестные дачники копают картошку и плачут, это не картошка, а какой-то конец света! Такое лето! Чего было и ждать? Грибники наелись и устали, бабушки продают астры и яблоки. В деревнях началась клюква. В городах студенческий бум. Студенты получают комнаты, ключи и матрасы, прибивают полочки и расставляют учебники. Учителя обкатывают новые платья и планы уроков.
Каждый раз, погружаясь в сентябрь, наша героиня удивлялась, до чего же органична осень для настоящей жизни. Температура, воздух, длина светового дня, цвет, запах, звук...
«…осень дарит в подарок, словно зубу – пломбир,
обожженному сердцу остывающий мир», что-то такое…
Всегда были сомнения по поводу этого «пломбир».
Все-таки осень – взрослое время года - жара спала, фантазии улеглись, мысли остыли, можно снова укутаться в свитер, надеть длинную юбку и чулки, собраться и пережить еще один трудовой год.
Когда-то, когда она была девушкой, она в это время устраивалась на работу, а увольнялась накануне очередной абитуры - в мае, как уже где-то говорилось, в молодости ее не выносили менеджеры по персоналу в силу очевидной сезонности ее трудовой активности.
У нее было много знакомых с такой болезнью, правда, пути миграции у всех были разные: кто-то на весь сезон уходил в горы, и возвращался в жизнь только с первым снегом. Кто-то из года в год штурмовал театральные институты обоих столиц, став там старожилом и проводником для неофитов. Кто-то уезжал к морю и там пристраивался где-то по лайту поработать, чисто на «прожить», чтобы осенью вернуться в родной город – до весны. Кто-то никогда не возвращался в прошлогодний приют и ехал куда-нибудь с новыми знакомыми в неосвоенный Саратов или Екатеринбург. Не так и важно, где пережить зиму, если ты все равно живешь только летом.
А осень после бесприютного и непредсказуемого лета всегда служила убежищем. Все становилось на свои места, обретало перспективы и единицы измерения, как то: названия городов и улиц, номера домов, даты, учебные планы или должностные инструкции, рубли, часы и квадратные метры. Легкомысленность лета была приятна и имела смысл только в контексте сентября. Но и сентябрь был хорош не сам по себе.
Сентябрь был с одной стороны платой за жар, а с другой – избавлением от него. Осенью она с удовольствием и с оттяжечкой переваривала лето, как змея, проглотившая слона целиком. И эта возможность осмыслить и пережить снова была едва ли не лучше первоисточника.
Поэтому она любила осень за защищенность, отстраненность, созерцательность и рефлексию. За наполненность, пищу для мозга, и души, иногда и для сердца. За тишину. За пустынные пляжи, теплые одежды, закрытые тела. И даже отсутствие событий осенью воспринималось как благо, в отличие от всегда страждущего лета.
Но сентябрь не был осенью собственно, это была такая увертюра, особенно на питерской почве. Потому что сама опера под названием «Осень» приходилась на октябрь - пору кленов. Питерские клены - это нереальное зрелище! А сентябрь был еще - так – соль с перцем – полуседой. Желтизны пополам с зеленью, серо-бурый. Такое неустойчивое состояние между буржуа и аристократом. И хорош собой, и румян, и девушки оборачиваются, а породы, как будто не хватает, и костюмчик подкачал, или просто в возраст не вошел, или рукава коротковаты, или шляпа просится другая. То ли чего-то не хватает, то ли лишнее.
И она чувствовала себя в этом сентябре в таком же состояние. Неустойчивости. С одной стороны это было удивительное чувство приближения к Магическому Совершенству. Оно расцветало примерно в области грудной клетки, росло, ширилось, и грозило попортить диафрагму.
С другой стороны, с костюмчиком был ровно такой же абзац, как у Питера. А в устойчивом состояние она с безнадежной регулярностью превращалась в собачку с маленькой бородкой. И этому чертовски способствовал ее виртуальный роман.
С той третьей стороны превращения были просто синхронными, и герой плавно менял человеческий облик на волчий, и где-то в промежуточном состояние тоже сильно смахивал на дворового пса. Все эти полу-пелевинские ассоциации можно было бы отбросить, если бы…
если бы от этого не зависело душевное здоровье одного из участников. Каким-то звериным чутьем партнер нащупал больное место собачки, и давил на него жестким мохнатым носом, в лучших семейных традициях. Ее семейных традициях. Находил, или просто провоцировал повод, а после изводил капризами и непрощением. Было ли оно и вправду непрощением или игрой, но она реально обнаруживала у себя бородку, начинала подкашливать по-собачьи и при ходьбе ставить ноги иксиком.
Это при том, что в социальном плане она оказалась заперта в своей конуре, и все попытки из нее выбраться встречали нет, не отчаянное сопротивление среды, а холодное неприятие, и неизвестно, что из этого было хуже.
Нужно было объясниться, но они не могли - они оборачивались в противофазе, каждый раз, когда один говорил по-человечески, другой пребывал в состояние зверя. И в человеческом обличье каждый из них слышал только рык. В конце концов, она отчаялась и написала записку: « Я люблю тебе, не слушай того, что я рычу по ночам…» и спрятала от себя подальше.
Свидетельство о публикации №216092400031