Глусчанин с европейской известностью

Любите живопись, поэты,
Ведь ей единственной дано
Судьбы изменчивой приметы
Переносить на полотно...

Николай Заболоцкий

В начале 17 века в оформлении книг ксилографию всё чаще заменяет медерит –гравюра на металле (чаще на меди). Этот жанр на долгое время становится ведущим в искусстве и именно с им связаны самые высокие достижения тогдашней нашей графики.
Самым умелым, непревзойдённым среди мастеров медерита был наш земляк Александр Тарасевич. Его произведения не уступали работам лучших западноевропейских гравёров. Более того, по единодушному утверждению его тогдашних коллег он превосходил многих художников Восточной Европы, куда его приглашали поработать.
О жизни А. Тарасевича известно не так уже и много. Дата рождения затерялась где–то в 16 веке, хотя склонны считать такой 1640 год. Свою непрерывную связь с родным краем гравёр подчёркивал и в подписях под медеритами. Вероятность, что знаменитый белорусский гравёр происходит из Глуска – говорит его подписная и датированная работа – титульный лист Розариума: Alexander Tarasowicz sculpsit Anno 1672 w Hlusku (Александр Тарасович вырезал года 1672 в Глуске).
В Глуске Тарасевич или Тарасович, как он иногда подписывался, появился уже оформившимся художником. В изобразительном искусстве, как и в других его видах, есть такое понятие, как школа. Это когда автор уверен, что он является последователем классических традиций. У Тарасевича она оказалась блистательной, ибо довелось учиться в немецком городе Авгсбурге (Бовария) у знаменитых Килиянов. Необычно одарённый, разносторонний, профессионально зрелый мастер, владевший редким чувством композиции, безупречным рисунком, огромной творческой фантазией, богатой тональностью, плотностью и сложностью штриха, глубиной и яркостью характеристики портретов... Хотя поездить и повидеть пришлось немало, глубокими корнями всегда был связан с родной Белорусью. Более того, можно заметить, что наблюдения за трудовыми буднями белорусов отобразились во многих его работах. Сорок иллюстраций книги «Розариум» по задумке, стилю и исполнению очевидно делятся на две группы: календарный цикл и гравюры на евангелийские сюжеты. Гравюры первого цикла отображают в основном крестьянскую работу во все месяцы года. В их тонкость наблюдений, внимательное око художника и сила реализма. Произведения свидетельствуют, что в работе А.Тарасевич широко пользовался натурой, реалиями окружающей жизни. Живя в Глуске, художник имел возможность непосредственно наблюдать жизнь крестьян. А значит, потом её передавать с глубоким знанием народного быта, фальклора, одежды... С большим мастерством иллюстрированы белорусские пейзажи. И что особенно приятно, как свидетельствуют подписи, большинство из них сделаны в Глуске. Его гравюры долгое время находились и в Глусском костёле монахов–бернардинцев, но в 30-е прошлого столетия бесследно исчезли.
Над своим первым большим циклом художник работал в местечке Глуск около пяти лет – с 1672 года. Подписавшись в авторстве титульного листа к молитвеннику, Алесандр Тарасевич, видимо, и подумать не мог-какая слава его ожидает. Ведь издание начал крупный магнат, известный политический и военный деятель Великого Княжества Литовского Александр–Гиларий Полубанский (1626 – 1679), и он не мог не взять к себе в резиденцию как бы на работу талантливого художника. Сам же занимался подбором текстов, заказывал Тарасевичу иллюстрации. Печатанье книги так же шло под его надзором и было доведено до конца после его смерти.
«Розариум» - одно из самых известных и красивейших среди латинопольских изданий в Беларуси 17 века. Сегодня известны 8 экземпляров молитвенников в Польше ( 6 латинских и 2 польских), латинские и польские в Санкт–Петербурге и Вильнюсе, и 2 на латыни в Национальной библиотеке в Беларуси, в Минске.
Кроме книжной иллюстрации, где гравёр более ярко проявил себя как художник книги, много работал как портретист. Им созданы произведения, имеющие большую художественную ценность. До недавнего времени были известны 9 графических портретов Александра Тарасевича. Сегодня к ним добавился ещё один – гравюра на меди, найденная в фондах библиотеки Вильнюского университета. Портрет, олицетворяющий Николая Слупского, известного в 1670-х годах бело-русского общественного деятеля, поражает реалистической трактовкой образа. Художник правдиво, без какой–либо идеализации показывает человека, внешне некрасивого, но по–всему чувствуется с упрямым, настойчивым характером. Особенно важная для нас та деталь, что портрет подписан и на нём сохранился автограф художника–гравёра. На овальной рамке выразительно читается дата: 24 февраля 1677 года, когда был выполнен портрет. Под ней–дарственная надпись на латинском языке и подпись автора: Александр Тарасевич. Он указывает, что собственноручно рисовал, графировал и печатал портрет, находясь в то время в городку Глуск в Беларуси.
Портрет А. Тарасевича значительно  отличается от современных ему западноевропейских помпезных графических портретов высокой степенью индивидуализации и подчёркнутой выразительностью характерных черт портретируемых. Сказаное в полной мере относится и к портрету, который появился в Глуске.
Приблизительно в 1688 году Тарасевич покинул Вильню и переехал в Киев, где принял постриг в монахи Киево–Печёрской лавры, взяв себе духовное имя Антоний. В лавре возглавил типографию и впервые в её истории выгравировал медериты к книге Варлаама Ясинского «Три венца...» и ряд станковых гравюр «Арктика и Антарктика», «Иван Креститель», «Богородица-утешительница страждующих». Считают, что наш земляк организовал особую школу гравюр и что его труды для последователей остались недосягаемыми.
Окончил Александр Тарасевич свой жизненный путь игуменом Киево–Печерской лавры. По архивным документам довелось почти точно установить дату его смерти – между 12 июля и 15 августа 1727 года.
Жалко, что так много деталей из жизни нашего земляка бесследно исчезло  в круговороте времени. Зато остались его творения и это–главное. И они способны рассказать о творце больше, чем иные биографические сведения. Важно то, что Тарасевича считают самым ярким представителем белорусского барокко в истории нашего национального искусства. У настоящего таланта не бывает национальных рамок. Большие художники творят для всех. И их искусство в одинаковой степени понятно каждому, кто имеет вкус и способен воспринять его. Александру Тарасевичу удалось с присущим ему талантом и подчерком перенести в свои работы дыхание и судьбу своего времени. За это мы ему благодарны.
И напоследок. В годы жизни и деятельности Александра Тарасевича проявил себя известным мастером медерита ещё один Тарасевич – Леонтий, которого, которого склонны считать родным братом Александра. Он также был крупнейшим гравёром Восточной Европы, произведения которого можно поставить на один уровень с найлучшими европейскими гравюрами. В жизненной и творческой биографии мастеров много общего, о чём говорят многочисленные исследования. И если немного пофантазировать, то можно представить, что у нас был не один, а два знаменитых художника – гравёра.


Рецензии