Простит ли его Бог?

Почему-то память уносит меня в далекие восьмидесятые… .
Может, просто проанализировать некоторые моменты из жизни захотелось… а скорее всего-покоя не дают некоторые эпизоды из жизни..

Во второй половине восьмидесятых в Казахстане начали открывать службы помощи одиноким престарелым гражданам. В нашем городе эту миссию возложили на меня.  Я бегала по всей Караганде в поисках нуждающихся. Но не все попадали в мой список – нужны были одинокие, у кого нет родственников в данном регионе.
Их набралось немало. Составила план, как охватить всех, как обслуживать, какой персонал подобрать и прррр…
Все удалось, работа началась. Ходила (и ездила) с проверками, посетила  каждого, люди были гостеприимными, открытыми, делились со всем сокровенным, плакали, улыбались, некоторые жаловались на обслуживание – в основном, это были те, кто недоволен жизнью вообще… таких, конечно, понять трудно. Да, у каждого из нас свои сложности – в прошлом, в настоящем, но не надо забывать, что возврата к прошлому нет, потому - надо радоваться и быть благодарными каждому сегодняшнему дню. Потому - приходилось убеждать и быть чуточку построже – к некоторым – это тоже помогало. Иногда эти пожилые люди казались детьми – обидчивыми, плаксивыми, непонимающими того, что происходит в мире – для таких существует только одна важная личность – они сами.
А в основном – это открытые, добрые люди, которые исстрадались от одиночества, нуждаются в общении, всему верят, принимают все за чистую монету и всем довольны.
Мне нравилось быть у них, рядом с ними, и я уже не слишком беспокоилась о времени, которое у меня таяло-таяло… я была с ними, пока у меня не родился четвертый ребенок..
Зачем я обо всем этом? – Просто хочется рассказать о двух случаях, которые до сих пор не могу забыть.
Совсем недавно я начала вспоминать все это – захотелось - пофамильно вспомнить – хотя бы тех, с кем очень близко общалась... . Только позавчера вспомнила двоих – о которых нельзя забыть.
Понимаю, все мы грешные, у каждого свои провалы, свои неисправимые ошибки…

... Александр Степанович представился мне ветераном Великой Отечественной войны – документ я не просила да и неважно мне это было – ко всем мы должны одинаково тепло относиться. Он получал определенные льготы от государства – как и все ветераны.
Ну вот натура моя такая – если закрадется какое-то сомнение в меня – обязательно я бываю права. Этот человек постоянно жаловался на мою соц. работницу. Причем, на нее только он один жаловался – из всех, кого она обслуживала. И потому – всегда меня вызывал – пожаловаться – телефона ему не хватало…
Я приезжаю к нему, он меня усаживает, начинает угощать, разговорчики всякие – а что мне остается – не могу резко оборвать – сижу, слушаю. Потом начинает жаловаться на мою работницу – требует заменить и прр…
Потом начинает руками своими двигать… ну это перебор уже… . Как-то успокою, уезжаю, потом повторяется то же самое. А их у меня около ста… и всех надо посетить – выслушать – что не так…
Ох, надоел он мне – другое слово трудно подобрать.
И вот... время вспомнить о своем  сомнении – а ветеран ли он? – Решила выяснить этот вопрос. Ну не было подобного ветерана среди наших обслуживаемых – не похож он на такового…
Да, выяснила – я была права. С него сняли все льготы… да, были обиды, но стал тихеньким.

Был еще один обслуживаемый, о котором я до сих пор думала, но фамилию вспомнила только позавчера – Молдаванов Ефим Федорович. Очень тихий, скромный, спокойный человек. Я к нему приходила – он усаживал меня на диван, давал мне свою скрипку – чтобы я любовалась ею-он сделал ее своими руками, относился к ней как к ребеночку… а сам рассказывал историю о том, как его незаслуженно арестовали… и он отсидел… 25 лет. Просил меня похлопотать о реабилитации. Я написала, пришел ответ: Реабилитации не подлежит – подробности не сообщали.
Он плакал… говорил-не виноват ни в чем. До боли жалко было мне его. Жил один, в квартире чистенько, душа-человек…
… И вот эти две фамилии я доооолго вспоминала – позавчера вспомнила…
Того «ветерана» не нашла в интернете, а вот «скрипача» нашла. Горько и больно мне стало.
Читаю: Молдаванов Ефим Федорович - начальник окружной национальной жандармерии. Подумала – не может быть, ну может, однофамильцы…
В другом месте – все подробности…

Вот обрывками:
БЕЛАЯ шторка в цветочек. Чистая, уютная кухня. За столом старик с погасшими глазами. Он недослышит. У него плохая память. И между вопросом и ответом часто провисает тягучая пауза. Голос старика глух и монотонен.
- Что вы знаете о расстреле в Ровеньках?
- Ничего не знаю, не слыхал.
- Вы просили германского подданства?
- Кто это придумал?

- Вы любите музыку?
- Безумно. Сам сделал скрипку. Пойдемте, покажу.
В комнате тоже чисто и уютно. В высокой вазе - кисти.
- Вы рисуете?
- Да, пишу, и акварели, и маслом.. В лагерях, знаете, постоянно занимался портретами, пейзажами.

… Ему выдали двуязычный, на немецком и украинском, аусвайс, в котором позволяли носить при себе оружие и заверяли, что аусвайс действителен весь год. Но документ потерял силу гораздо раньше. Уже в феврале того же сорок третьего под аккомпанемент ближней канонады немецкие обозы покатились на запад. Вместе с ними уехал и Ефим Молдаванов

… В январе - феврале 43 года Молдаванов неоднократно выезжал в Краснодон, где подчиненной ему краснодонской полицией была разгромлена «Молодая гвардия». Он лично участвовал в допросе Любови Шевцовой, а 9 -10 февраля присутствовал при расстреле 20 человек (в том числе и Любы) в ровеньковском лесу…
И т.д.
А подробнее можно здесь почитать:
-
эта статья датирована годом позже после моего обращения.

У каждого своя судьба… своя история…
Одинокий пожилой человек… наверное, он раскаивается, но жизнь не переиначить, историю не переписать, не возвратить назад пройденный путь, но продолжать жить с тем багажом, с тем грузом, который так тяжел, который так давит на каждую клеточку организма…
Простить нам его?
Простит ли он сам себя?
Простит ли его Бог?

У каждого свой ответ найдется…


Рецензии
Простит ли он сам себя?
Простит ли его Бог?

Всё от него, наверное, зависит, Светлана? Ежели искренне покаялся пред Богом и людьми, то Бог и люди простят... Но, судя по вашему рассказу, он пытается выдать себя за невинно пострадавшего. То есть покаяния нет.

Борис Пинаев   29.09.2016 13:32     Заявить о нарушении
Да, именно так.
Или лукавит, или правду говорит.
Зачем тогда попросил меня - написать - вот это мне непонятно.
А глазки его при этом как-то бегали, но со слезками где-то в глубине...

Спасибо, Борис, за внимание.

С теплом души!

Светлана Мангутова   30.09.2016 13:35   Заявить о нарушении