Ход!

Чёт в понятии Хода

Мало кто задумывается над существом Хода.
Ход – это изменение координат одной фигуры на доске.
В какую бы игру вы не играли,  ход – это перемещение фигуры из пункта А в пункт Б.
Всё!
Всё?
Нет, не всё!
В Бэ из А перемещается фигура.
Но происходит это по воле игрока.
Или …
Например в нардах это происходит «по воле» кубика – игральной кости.
И здесь «версия кубика» и «воля игрока» «действуют» совместно.
Существует большое число ситуаций, при которых «воля игрока» предопределяется волей его противника-партнёра.
Например взятие в шашках: игрок ОБЯЗАН «рубить» подставленную под бой шашку. «Выбор» возникает лишь в ситуации, когда есть несколько вариантов «боя». То же самое происходит в случае шаха в шахматах.
Если король под ударом («шах»!), игрок ОБЯЗАН или прикрыть короля, или отвести его, или взять атакующую фигуру. Если ни одна из этих «версий» не реализуема – на доске стоит мат!
Таким образом помимо «воли игрока» или «выбора кубика» имеется целый ряд «обязательных» - диктуемых правилами данной игры – или, как мы их именуем – «приоритетных» «ходов».
В любом случае само перемещение фигуры из пункта А в пункт Б (например в лото – из мешочка на поле карточки) никоим образом не связано с содержанием перемещающей её (фигуру) силой.
Грубо говоря – само это перемещение не имманентно фигуре!
В конечном итоге оно – результат ДОГОВОРА между играющими, содержанием которого выступают взаимные обязательства выполнять ПРАВИЛА данной Игры.
Ходом фигуры всегда связываются ДВА поля: исходное и конечное.
По большому счёту фигура не «двигается» «по траектории», а «исчезает в одной точке пространства-времени игры и возникает в другой точке.
Для коня на а1 поля b1 не «существует». Из а1 конь сразу «перемещается» в пункт с2.  (Я привожу этот пример просто потому, что так не надо бесконечно переключать клавиатуру.)
Точно так же из пункта с2 он сразу попадает в пункт е1.
Причём «маршрут» а1-с2-е1 «существует» исключительно «в голове» «играющего», а для самой фигуры нет ничего, кроме поля её дислокации.
И хотя понятие «ход» включает в себя всегда ровно ДВА поля, для самой фигуры «существует» исключительно поле её «пребывания».
Любопытно, что ход белых и ход чёрных в шахматах – это один номер хода!
Например 1.е2-е4 с7-с5 (дебют «Сицилианская защита»).
Мы видим, что один номер хода «обеспечивает» «участие» в Игре ровно четырёх полей!
Здесь мы обязаны перевести дух и остановиться перед подробным рассмотрением понятия «взятия».
Классическая «формула хода» шахматной фигуры, это текст «ходит и бьёт».
Например: ладья ходит и бьёт по прямой, слон ходит и бьёт наискосок, пешка ходит прямо вперёд и бьёт наискосок.
Взятие мы рассмотрим подробно в следующий раз, а пока сконцентрируемся на идеологеме простого перемещения.   
Впервые с этой идеологемой я познакомился, когда открыл для себя простой пронумерованный квадрат 5х5.   В этом квадрате (табличке) числа от 1 до 25 расставлены в клетках в порядке возрастания слева направо и сверху вниз, то есть так, как мы обычно читаем.
Центральное поле в этом случае занимает поле с номером тринадцать.
Верхнее левое имеет первый номер, а правое нижнее – двадцать пятый.
Ставя на центральное поле шахматные фигуры (ладья, слон, конь, король) мы обнаруживаем, что каждый раз фигура из центрального поля «бьёт» ровно восемь полей, и сумма номеров всегда равна 104.
А 104 равно 8 х 13!
То есть увосьмерённый центр  - это сумма номеров полей, побитых каждой из четырёх основных фигур Чатуранги.
И тогда возникает представление о «ходе», как форме отражения симметрии числового ряда.
Возникает представление о ДВУХ состояниях полей доски: состоянии «хода» и состоянии «не хода».
В состоянии «хода» каждое поле «раскладывается на набор других полей, а в состоянии не-хода как бы «собирается» в одной точке.
Понятно, что пока мы имеем дело с чистыми абстракциями имеющими как бы нулевую «физическую» «значимость».
Но как часто такого рода «абстракции» со временем оказывались весьма значимыми для «реальности» физическими константами!
То есть «перемещение» фигурки с «поля» на «поле» есть акт вполне конкретный, осязаемый, но он лишь отражает некую пока абсолютно абстрактную реальность, в которой ход является квантованной, дискретной, не имеющей «протяжённости» акцией изменения координаты «фигуры».
Фигура же выступает здесь не более, как символическим отображением трёх пока математических абстракций: точки отсчёта, формулы «хода» и «знака».
«Знак» - «плюс» или «минус» всего лишь указывает, в каком состоянии пребывают «фигуры» одного цвета.
Состояний же ровно два: «хода» и «не-хода».
В состоянии хода поле «фигуры» раскладывается на некий комплекс полей, любое из которых может стать «фигурой».
И вот здесь как раз начинается самое интересное.
Фигура – это символ точки отсчета и формулы хода.
То есть символ комплекса других полей.
И вот теперь мы возвращаемся к понятию «поля» и понятию «доски».
Оказывается это поля доски пребывают в нескольких состояниях!
Перечислим их:
- состояние белой фигуры;
- состояние черной фигуры;
- состояние чистого поля;
- состояние возможности белой фигуры;
- состояние возможности черной фигуры;
А ход – это изменение состояний двух полей доски.


Рецензии