Предисловие

                Эпизоды нашей деревенской жизни

               

                Предисловие

   
      Мой дед, мой прадед были традиционно волостными писарями  в селе Ивановская Вирга  Пензенской губернии Нижне-Ломовского уезда. Этот факт я знала  с самого моего детства, потом из Вирги  дед перебрался с семьёй жить в Нижний Ломов.

       В 1928 году дед со всей большой семьёй уехал их тех мест и больше ни сам он, и никто другой из моих ближайших родственников там, в тех краях не появлялся. Уже после войны отец наладил связь со своей крёстной-родной сестрой отца , а так же со своей двоюродной сестрой. Долгие годы они переписывались, несколько раз папина двоюродная сестра приезжала к нам в гости и одна, и со старшим сыном, А вот у моего отца приехать  в родные места, в Нижний Ломов  так и не получилось, хотя неизменно каждый отпуск он планировал эту поездку осуществить.

      И вот я по прошествию многих-многих лет решила побывать в тех местах, откуда родом были мои предки по отцовской линии, это желание возникло отчасти из необходимости выполнить то, что не успел мой отец, а отчасти из-за простого любопытства.

        В начале осени 1991 года мы с мужем приехали в Нижний Ломов к моей двоюродной тёте.  Сестра отца и вся её семья  жили тогда  на Октябрьской улице в большом деревянном доме, построенном на фундаменте старого прадедовского дома. Приняли нас с мужем, как самых близких и родных людей, очень тепло и радушно,собрались для знакомства и какие-то ещё другие родственники, но более далёкие.
 
        Мы долго бродили по самому Н- Ломову, посетили кладбище, где покоилось много моих предков. История города весьма интересна.

  Оказалось, что Нижний Ломов основан как острог в 1636 году. Вместе с Верхним Ломовом он стал одним из главных опорных пунктов в системе Белгородской засечной черты, охраняя важную переправу Козляцкий брод, находившийся на перекрестке дорог из Дикого поля на Наровчат и Идовскую дорогу и предположительно около 1645 года он стал уездным городом-крепостью. Горожане неоднократно отражали набеги крымских, кубанских татар, поэтому Нижний Ломов играл важную роль в заселении западной и юго-западной части Пензенского края.

      В 1708 году Нижний Ломов приписан к Азовской (Воронежской) губернии, но после 1717 года свои оборонительные функции города -крепости он  утрачивает. Далее  развитию города способствовала крупная ярмарка (с середины XVIII в.).
     Через город проходили торговые караваны с Дона, Украины, из Средней Азии, Ирана, Индии и Китая на ярмарку в Нижний Новгород; в 1767 году здесь насчитывалось 300 лавок и до 8 тыс. покупателей.
С 1780 года  город становится уездным, то есть  Нижнеломовского уезда Пензенского наместничества. К середине XIX века торговое значение города упало, основным занятием жителей стало сельское хозяйство. Первоначально развивался на левом берегу р. Ломов, на горе. Городское строительство велось по плану регулярной застройки (1785).

       В 1858 крестьянин С. П. Камендровский основал в городе спичечную фабрику, которая к концу века превратилась в крупное предприятие. К началу Первой мировой войны в Нижнем Ломове имелось 20 предприятий с числом рабочих 1405 чел.:три  спичечные фабрики, два водочных завода, две канатные фабрики и две  частные типографии.

        В 1926 году заработал городской радиоузел. В 1927 провели  железнодорожную ветку до Выглядовки , позже в ознаменование этого важного для города события в городе установили памятник первому паровозу.
 С 1928 года Нижний Ломов становится районным центром  Нижнеломовского района Пензенского округа Средне-Волжской области, а с 1939 года входит в состав Пензенской области.

         В годы Великой Отечественной войны в городе размещалось 2 эвакогоспиталя. Был создан Нижнеломовский электромеханический завод, на базе эвакуированного в 1941 году из города Шостки Украинской СССР (часть завода после войны опять возвратилась в г. Шостку).
 С 1980 по 1998 год Нижний Ломов являлся городом областного подчинения.

      Такова краткая история самого города.

      Мы были там в 1991 году, и хорошенько поразмыслив, решили купить в тех краях небольшой домик.


Рецензии
Да, Наташа, вот какая древняя история у нашего города. Я рада, что твои предки связаны с Н-Ломовом и хорошо, что ты тут была и близко всё знаешь, эх, жаль, что тогда не были мы знакомы, а то бы в 1991 году зашла к нам.В одной из частных типографий Е. Пискунова работала совсем молоденькой моя бабуля ( мамина мама).

Марина Попенова   28.09.2016 12:58     Заявить о нарушении
Марина, выходит, что ты коренная жительница?

Наталия Гурина-Корбова   28.09.2016 13:32   Заявить о нарушении
да, я родилась в Ломове,а потом мы все поехали на Алтай ( мама, папа там работали), а потом в 1961 году снова вернулись в Ломов. Папа мой с Урала, но жил с нами здесь здесь в Ломове. В 1970 г. папа, к великому горю, умер...

Марина Попенова   28.09.2016 17:28   Заявить о нарушении
Мариночка, сочувствую, у меня тоже отец рано умер и до сих пор мне его не хватает. ... Смотрю на твоё фото - ты удивительно похожа на мою тётю из Н-Ломова, когда ей было лет 40-45, такая же красавица блондинка, она преподавала русский и литературу, Николотова Александра Владимировна, может твоя мама слышала?
Обнимаю. Наташа.

Наталия Гурина-Корбова   28.09.2016 17:34   Заявить о нарушении
Наташа, как я нашла в интернете твоя тётя видимо работала в школе № 3. Вот недавно собирались у нас бывшие пионеры и учителя третьей школы и поминали учителей ветеранов, которых уже нет в живых(Среди них твоя тётя, видимо). Прочти:

http://nijniylomov.bezformata.ru/listnews/pionerskij-otryad-vstrecha/39451025/

Мама моя не знает твою тётю, так как она работала в школе-интернате обычной, а потом в детском доме для детей-инвалидов работала воспитателем.

Марина Попенова   28.09.2016 19:26   Заявить о нарушении
Мариночка, спасибо за ссылку, посмотрю. Жаль, что не знакомы. Всё хочется какие-то ниточки найти!!!

Наталия Гурина-Корбова   28.09.2016 20:09   Заявить о нарушении
Наташа, я тебя понимаю, если удастся что-то узнать, я тебе напишу.

Марина Попенова   28.09.2016 22:54   Заявить о нарушении