4. Салолейка

               
                Эпизоды нашей деревенской жизни

                4. Салолейка

   В этой главе я хочу рассказать о том, как нам несказанно повезло: мы попали именно в то село Лукина Поляна, которое находится ближе всего к почитаемым святым источникам Салолейки. Конечно, купив дом и поселившись там, мы ни о чём подобном и не подозревали. Но, когда местные жители просветили нас, то потом мы часто ходили на Салолейку.

       Немного  истории этого чудесного места.

     Салолейка — одно из самых известных паломнических мест Пензенской области, находится в четырех километрах к востоку от Лукиной поляны, в лесу, на правом берегу Мокши, в Барабановском лесничестве. На языке древних угро-финов «Салолейка» означает «овражный ручеек, текущий в лесной глуши». В 1660-х годах здесь возник Успенский женский монастырь, в 1689 г. переведенный в Верхний Ломов.

По преданию, первым сюда пришел с Тамбовщины монах Серафим. Он искал себе место для уединенной отшельнической жизни и, пораженный красотой пейзажа, решил остаться здесь. Вскоре собрались из окрестных сел иноки, и начали возведение храма и келий. Первым настоятелем монастыря (не позднее 1705 г.) стал иеромонах Гурий (ум. 1751 г.). В 1710–1711 годах была построена Успенская церковь. В 1752-м году весь монастырь сгорел, был восстановлен, а в 1764 г. упразднен.

     Но, очевидно, некоторые монашествующие еще оставались здесь, ибо, по легенде, окончательно была разгромлена Салолейка уже пугачевцами.
      Они убили здесь 40 иноков, и когда мученики были преданы земле, она заплакала горькими слезами — и из нее потекли 40 источников. Если хорошо присмотреться к камням на дне Салолейки, на многих проявляются лики.

      Впрочем, это предание не вполне сходится с реальностью, как и другое, подобное ему: согласно ему, все это произошло еще во времена Стеньки Разина, и командовал разбойниками атаман Василий Ус. Поздним вечером разинцы ворвались в обитель, разграбили ее и перебили большую часть иноков, лишь некоторые из них успели укрыться в пещерах, соединявших Салолейку со Скановым монастырем. Разбойники же гуляли несколько дней, после чего погрузили все драгоценности в лодку, убили 40 монахов и подожгли пустынь. Но на Мокше Василия Уса настигли царские войска и разбили их, а лодка с золотом утонула.





       С тех пор здесь построили часовню, и почти что постоянно шли к ней паломники, а особенно многолюдно бывало на десятую пятницу после Пасхи, на Духов день и на Успение.

         В конце XIX в. (1896 г.) на Салолейке стояла деревянная церковь, приписанная к Никольскому храму соседней Лукиной поляны (где, кстати, тоже был Успенский придел). Салолейскую церковку-часовню в 1930 г. закрыли, а через два года сломали.

К середине XX века отдельных источников осталось 30–35 (по подсчетам 1990-х годов — 27, сейчас еще меньше). Они стекали по желобкам в особый колодец, над которым был поставлены крест и икона. Напор воды в главном роднике был таким сильным, что человека отбрасывало на несколько метров, а ведро воды набрать было невозможно. Рядом располагалась купальня.

В советское время власти неоднократно разбирали все эти сооружения, но они восстанавливались верующими. В засушливые годы с окрестных селений сюда собирались бабы, и с молитвой на коленях ползли в гору. И через некоторое время набегали тучи, и начинался долгожданный дождь. Чтобы пресечь поток паломников, в 1959 г. рядом устроили колхозную пасеку.

Решением облисполкома от 12 ноября 1967 г. Салолейская местность была объявлена водным памятником природы.

С 1996 г. Салолейка стала постепенно благоустраиваться: летом 1997-го года на месте церкви был поставлен камень и крест, в 1998–2000 гг. проложена асфальтированная дорога.

Наверху горы в 2003–2004 гг. построена большая деревянная часовня. Сооружены мостки к каждому роднику через ручей, в который они все сливаются, раздевалка, под одной из струй — купальня (позже стало 2 купальни), лавочки, беседки, с западной стороны — вход. Рядом с купальней устроены киоты, где многие паломники оставляют иконы.




         От Лукиной Поляны до самой Салолейки идти всё-таки прилично: выйдя из села, сначала идёшь по берегу Мокши, потом надо перейти по мосту на противоположный берег и далее километра полтора по полю до леса. Когда мы пришли самый первый раз в это необыкновенное место, были несказанно удивлены, что там всё очень аккуратно и опрятно устроено. Кто -то обо всём позаботился и это приятно и трогательно. На большом дереве висела икона, рядом  на гвоздике- чистейшее полотенце, чтобы можно было вытереть руки, тут же стояла кружка. Неподалёку лавочка, если надо присесть и отдохнуть. К самому источнику, вернее к одному из них, надо спуститься вниз по небольшому склону, там неторопливо струится ручей, в который как мы потом узнали, и вытекают означенные сорок источников. Правда, сейчас их гораздо меньше, чем гласит легенда. Место совершенно тихое и располагает к доброте и раздумью. Вода  ледяная, хотя обычно мы приходили на Салолейку в жаркий день. Считается, что если искупаться или омыть ноги в этом ручье, то все хвори пройдут. Но я этого не могу подтвердить, так как попробовала просто ноги помочить и тут же горло заболело. Но может быть я как-то ни так и ни то сделала. Что могу подтвердить так это то, что вода набранная из источника стоит и не горкнет , мы таким образом сохраняли в ней сливочное масло, за неимением холодильника.
          На Салолейку мы водили и всех наших гостей, которые рискнули приехать к нам в такую даль и немного пожить.
          При разговоре с местным начальством однажды муж узнал, что на Салолейку имеют большие виды шведы: одна компания пообещала привести всё в порядок, в том числе и дорогу построить хорошую. Но в Пензе отказали по причине того, что это заповедное место сразу превратиться из святого места паломничества так дорогого местным жителям в обыкновенное коммерческое  предприятие. С того времени немало воды утекло( и не только из Салолеевских родников), поэтому не могу сказать как там сейчас обстоят дела. Но то, что Салолейка объявлена заповедником уже вселяет надежду, что это святое место сохранится для многих поколений.


Современное состояние

В настоящее время насчитывается 17 родников. До сих пор Салолейка почитается православными верующими как одно из святых мест Пензенской области.

За Салолейкой с древних времен ухаживали люди, которых в народе называли Сальниковы. Так появилась фамилия Сальников. Последний Сальников Митяй был лесничий, смотрящий за этим местом (Леший), ради спасения своих детей от репрессий он ушел на войну, где погиб, но дети остались живы, родились внуки. Внуки и правнуки по фамилии Сальниковы. Одному из внуков, Сальникову Вячеславу, лично Патриархом Всея Руси Алексием II и Митрополитом Пензенским и Кузнецким было поручено восстановить церковь и начать работы по благоустройству святого места. 2 декабря 1996 года было проведено освящение, установлен деревянный крест и начались работы по благоустройству святого места.


Рецензии
Да, Салолейка - это божественно красивое место!!! Я там когда-то несколько раз была...

Марина Попенова   28.09.2016 13:24     Заявить о нарушении
Да, и я вот теперь только вспоминаю...

Наталия Гурина-Корбова   28.09.2016 13:39   Заявить о нарушении