Фрося. Часть3. Глава 12

глава 12

Похороны для Фроси прошли, как в тумане...впоследствии в её памяти всплывали только фрагменты из траурного процесса, обрывками кружились в голове слова, звуки и перемещения.
Для Фроси было, совершенно, не важно, как прошли похороны.
Важно, было то, что её мама Клара покинула её и навсегда.
Душу разрывал духовой оркестр, слёзы застилали глаза и хорошо, что её вели под руки Аня с Сёмкой, иначе она могла просто завалиться, потому что дороги под ногами не видела.
Кто-то из бывших сослуживцев или партийных товарищей Клары Израилевны под карканье ворон произнёс проникновенную речь.
И вот, последний момент прощания, Фрося упала на колени перед гробом, обняла худенькое тело мамы Клары, и поцеловала её в лоб, шепча сквозь слёзы:

 - Мамочка Клара, скоро ты встретишься со своим сыночком Сёмочкой, передавай ему привет, скажи ему, что я его никогда не забуду, что у него есть сыночек, пусть у вас там не будет тех трудностей, что вы перенесли на земле, мамочка Клара, я тебя очень, очень любила, как мне тебя будет не хватать, и мне и твоему внуку...

Сильные руки Стаса подхватили мать и поставили на ноги:

 - Всё, мам, хватит, жизнь продолжается.
Аня, уведи маму подальше от могилы, постойте с Андреем с ней рядом, пока тут всё закончится...

В ушах стоял скрип лопат об песок и стук грунта по крышке гроба, а потом опять душу разорвал протяжный вой труб духового оркестра, и затем...сплошной туман.
Очнулась Фрося уже в своей квартире, перед ней стояли во всю длину зала столы, ломящиеся от яств и бутылок. Даже не верилось, что здесь совсем недавно находился гроб с Кларой Израилевной.
Пришло помянуть хорошего человека очень много людей, поэтому поминки сделали в несколько этапов.
Самые близкие Клары Израилевны и Фроси за стол не садились, пока не разошлись сослуживцы, соседи, многочисленные приятели, несколько дальних родственников и последними удалились товарищи по партии, так много им было, что рассказать о славной покойнице, о её боевом революционном пути…
Фрося грустно подумала: а, вот, никто не вспомнит из них, как эту боевую женщину и её мужа, командира Красной армии, под белы ручки и в застенки, а сына их на сиротскую долю, фу, противные лицемеры…
Если бы не Аглая этому застолью не было бы конца, но та быстро пресекла затянувшиеся разговоры и поминальные слова, и вежливо, но настойчиво выпроводила засидевшихся подвыпивших людей.
И, вдруг в квартире стало необычайно тихо, только звякала чистая посуда, которую расставляли Аглая с дочерью Лидой, Аня и дочь Розы Израилевны, Соня.
Фрося обвела взглядом присутствующих за столом, здесь была единственная сестра мамы Клары, её дочь Соня с мужем Марком и их девчонки.
Все как будто её родственники и друзья были на месте.
Однако нет, рядом с Аней отсутствовал Миша:

 - Анютка, а где твой муж?

 - Мамуль, он должен сейчас подойти, у него какие-то дела в Москве, он сразу после похорон взял такси и отъехал, обещал, как только справится, вернуться.

 - Ох, Анюточка, не влез бы он ещё в какое-нибудь дерьмо.

 - Ой, мамочка, не знаю, он всё воюет и воюет...

Фрося посмотрела на своих старших сыновей, стоящих в дальнем конце зала, ожидающих, когда накроют стол.
Она увидела, как они обмолвились между собой парочкой слов и затоптались рядом, не находя темы для продолжения разговора.
Сердце матери защемило от тоски, давно уже старшие её сыновья не находят общего языка, словно не от одной матери, словно не одного воспитания, печально, но ничего не поделаешь, насильно любить и дружить не заставишь.
Мишу ждать не стали.
Помянули, предварительно произнося тёплые слова в адрес человека, оставившего после себя светлый след на земле из добрых дел и дружеского внимания.
Фрося почувствовала на своих плечах широкие ладони Стасика:

 - Мам, я уже поеду, хочу к утру быть дома, сама понимаешь, Нинка то на сносях, не ровён час, ещё родит без меня, а там дети, хозяйство, да, и так надо побыть рядом, как ты считаешь...

Фрося улыбнулась, хоть сын и похож внешне и привычками на своего отца, но всё же он, совершенно, другой по отношению к своей жене:

 - Сынок, ты же выпил...

 - Нет, мама, я не пил, ведь знал, что скоро мне в обратную дорогу.

Стас поцеловал мать в щёку, пожал всем руки и в сопровождении Ани покинул дом.
Фрося отметила, что Стасик и Анютка, в отсутствии своих половинок, по-прежнему сохраняют друг к другу тёплые чувства и всегда находят, о чём поговорить между собой.
Через некоторое время Аня вернулась в квартиру уже в сопровождении Миши, который ей что-то взволнованно шептал на ухо, а та только печально качала в ответ головой.


Рецензии