Прогулки по Ярославлю. Церковь Рождества Христова

Мы идем вдоль Волжской набережной, любуясь рекой. У воды всегда снисходит чувство успокоения, как будто тревоги уносит течением. Вдоль набережной выстроены ряды домов, все строгие, с лаконичными фасадами, они напоминают затянутых на все пуговицы службистов. Екатерининский классицизм XVIII века органично сочетается со сталинскими постройками предвоенной поры.
Поворот направо. Беглый взгляд вглубь двора. Словно белая лебедь взмахнула крыльями среди серых утиц – так прекрасный каменный Храм возвышается, забаррикадированный жилой застройкой.
Храм Рождества Христова. Памятник архитектуры 1644 год.
Церковь Рождества Христова – вторая из сохранившихся каменных Храмов на Ярославском посаде. Она отличается многоликостью, в результате сложной пространственной игры с разных точек зрения открываются новые виды на Храм, привлекающие своей новизной и гармоничностью.
 Церковь возведена на подклете, с пятью приделами. В подклете – придел Николая Чудотворца, над ним – придел Петра и Павла, на южном окончании галереи – придел пяти персидских мучеников – Акиндина, Пегасия, Авфония, Елпидифора и Анемподиста, в диаконнике – придел Иокима и Анны. Главный придел – Казанский.
Первоначально Храм был увенчан пятью главами, но их разобрали еще в 1831-1832 годах по указу епископа Авраама Шумилина. Венчающее Храм пятиглавие было покрыто яркой глазурованной черепицей разнообразных оттенков зеленого и желтого цвета.
 С трех сторон Храм окружают двуярусные галереи. С западного фасада – крытое крыльцо, ведущее на верхний ярус галереи.
Реконструкция первоначального облика выполнена архитектором Э.Д.Добровольской, но таким нам Храм уже не увидеть.
Первоначально был освящен северный придел в нижней церкви в честь Николая Чудотворца, издревле считавшегося на Руси покровителем торговых людей и путешественников, что было неспроста, ибо строили Храм на свои деньги купчишки Назарьевы-Гурьевы.
Казанский придел к Храму Рождества Христова – четырехгранная башня, покрытая четырехскатной кровлей с левой стороны Храма, был пристроен к Храму в 1644 году, завершая его архитектурный облик.  Крыша придела раньше была выстлана крупными квадратными керамическими плитами, а венчающая главка была покрыта городчатой поливной зеленой черепицей. Изящная главка придела на стройном барабане заканчивается ажурным крестом, памятником ювелирного искусства XVIII века.
При строительстве своды Храма имели позакомарное покрытие, но позднее, к XVII веку закомары утратили свое конструктивное значение и превратились в декоративный элемент. О времени замены позакомарной кровли на четырехскатную крышу сведений нет.
Декоративное убранство фасадов Храма сдержано и элегантно. Полукружия закомаров, барабаны главок украшены карнизом из «сухариков», карниз Казанского придела – параллельные выступающие над фасадом ряды – словно отделка мережкой кромки убруса. Галереи Казанского придела украшены рядами ширинок, внутри каждой – квадратик с вогнутыми сторонами – «часты звезды».
Крыльцо Церкви – большое, домообразное, украшено изразцами. Аутентичные изразцы не сохранились, те, что мы видим – реконструкция на основе изучения осколков утраченных.
Изразцы украшают фасады не только крыльца, но и галерей, а также парапеты надвратной Церкви Колокольни, о которой речь впереди.
 Церковь Воскресения – первый Храм в Ярославле, украшенный изразцами. Есть предположение, что купцы Назарьевы-Гурьевы подсмотрели сие украшение в дальних странах мусульманского востока. Мало того, соревнуясь с благородным сословием, они заказали изразцовую посвятительную надпись, которая вьется кругом четверика  Церкви под закомарным пространством.
Надпись выполнена из крупных поливных керамических плит и гласит: Лета 7152 (I644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освещена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина. Выполнение такого заказа обошлось Гурьевым недешево: каждый слог надписи требовал отдельного клише.
Кем же были купцы Гурьевы-Назарьевы, что осмелились запечатлеть свои имена в новомодном дорогом материале на фасаде Церкви, наряду с именами Царя и Митрополита, и денег у них хватило, и гордости.
Люди это действительно были именитые. О них упоминает былина о Садко новгородского цикла.
Стал Садко поторговывать \ получать барыши великие…
Потом Садко-купец, богатый гость \ зазвал к себе на почестен пир
Тыих мужиков новогородскиих \ и тыих настоятелей новогородскиих
Фому Назарьева и Луку Зиновьева
Опа! Как ярославский именитый купец оказался в Новгороде на Волхове? Очень просто! – отвечают официальные историки. После захвата Новгорода Иваном Грозным (которым из двух?) купцы Назарьевы слиняли в Ярославль, причем умудрились прихватить с собой все свои богатства, и развернулись они в Ярославле на широкую ногу. Вроде бы все логично, вот только это камешек  в копилку альтернативщиков, которые доказывают, что истинным Новгородом был Ярославль, а вовсе не немецкий форт по скупке беличьих шкурок на Волхове, который современная наука выдает за Новгород Великий.
Во времена Смутного Времени Акиндин Назарьев вместе со своим братом Гурием активно поддерживали «Совет всея земли», а затем и нового Царя Михаила Романова. В летописи сказано, что Акиндин Назарьев «стоял против них (поляков) крепко и непоколебимо в твердости ума своего безо всякого сомнения и ни к каким воровским советам не приставал, и Московскому государству во всем помогал, и малодушных людей от всякого дурна отговаривал».
В 1608 году Ярославль был захвачен поляками. В это время в деревянной Церкви Рождества Христова, на месте которой позднее купцы воздвигли каменный Храм, находящейся на их подворье, ярославцы прятали особо чтимую икону Казанской Божьей Матери.
 В 1609 году Ярославль освободили вологодские ополченцы под предводительством воеводы Никиты Вышеславцева. Попытка поляков вновь захватить город окончилась неудачно. В числе ратников, обороняющих город, был и Акиндин Назарьев, видимо, тогда получивший прозвище Дружина.
За заслуги перед Отечеством в 1613 году братья Гурий и Акиндин Назарьевы получили от молодого Царя Михаила Романова звание «гостей». В данной им грамоте говорилось, что «они и неотделимые члены их  семьи подлежат только царскому суду или особому лицу, назначенному царским указом». В соответствии со статусом, «гости» освобождались от общинных служб, имели право получать поместье, могли выезжать за границу с товарами и т.д. «Гости» по назначению царя несли финансовую службу и должны были иметь в обороте 20 000 и более рублей. Купцы Назарьевы торговали с Сибирью, Астраханью, Казанью.
Предприимчивый Гурий Назарьев в 1640 году основал близь реки Яик (Урал) крупные рыбные промыслы, на которых трудились несколько сотен работных людей. Купец заручился поддержкой царского правительства и уплатил дань Ногайскому бекству, владевшему рекой. С помощью астраханских воевод он возвел у реки Яик деревянный острог, который назвали тогда Усть-яицким городком. Спустя несколько лет городок окреп настолько, что братья отказались платить дань ногайцам, но пришла беда, откуда не ждали: на острог налетали с целью пограбить то вольные казаки, то калмыки. Не понравился рыбный промысел братьев Назарьевых и астраханцам, которые пытались даже убить сыновей Гурия.
Но купчишки тоже были не лыком шиты. Михаил Гурьев обратился напрямую к Царю и в 1645 году получил грамоту на право постройки каменной крепости. Государственный контракт имел следующие условия: Гурьевы обязывались построить крепость за свой счет, казна же обязалась поставлять ежегодно 600 строителей, также Гурьевы были освобождены на 7 лет от налога на промыслы. Строительство, как оно часто бывает, затянулось на 15 лет и стоило братьям 290 000 рублей.
Казаки и кочевники продолжали тревожить промыслы, правительство не выполняло свои условия, в результате Гурьевы разорились и спустя 30 лет рыбные промыслы были переданы в управление приказа Большого двора.
Однако город был выстроен, он стал крупной пограничной крепостью, в XIX веке  в честь основателей он стал носить имя Гурьев. После Социалистической революции 1917 года город, основанный русским купцом для русских людей на собственные средства при поддержке Московских Царей, без зазрения совести был отдан под юрисдикцию Казахской республики. В 1992 году, после развала СССР казахи переименовали русский город Гурьев в Атерау. Напоминанием об отцах-основателях города остается название одной из центральных улиц теперь уже Атерау, которая именуется Гурьевской
Купцы Гурьевы, кроме построенного на собственные средства города, возвели на своем подворье в Ярославле на месте деревянной церковки каменную Храмину. Братья Михаил и Иван в 1671 году отгрохали для себя в Москве каменные палаты.
Эти люди могли позволить себе увековечить свои имена в изразцовой надписи.
Рядом с Церковью Рождества стоит еще одно архитектурное чудо: колокольня.
Белая башня, напоминающая торт-бизе, кажется, она сделана не из камня, а из чего-то легкого, воздушного, кружевного. Этот уникальный памятник высотой 38,34 метра, не имеющий аналогов в русской архитектуре, был возведен в 50-ые годы XVII века. На втором ярусе массивного четверика, окруженного открытой галереей, расположена небольшая церковь Гурия, Самона и Авива. Она была возведена в память Гурия Назарова и для богослужений не использовалась.
На четверике стоит восьмерик, прорезанный большими «звонами» - проемами для колоколов. Над восьмериком устремился ввысь стройный шатер. По бокам шатра поставлены две небольшие шатровые башенки, на фото они сливаются с основным шатром, усиливая впечатления устремленности всего здания ввысь. Одна из башен когда-то была предназначена для часового механизма и имела специальную шахту для гирь, в другой была лестница на колокольню.
С западной стороны по углам расположены парные столбики с округлыми резными навершиями. Это уникальное украшение, не встречающееся более ни в одной другой церкви. Историки искусства сравнивают их с минаретами мечетей и предполагают, что купцы Гурьевы, видевшие минареты во время своих торговых поездок по Восточным странам, предложили зодчим использовать этот мотив. Оставим это утверждение на совести официалов.
 Богатый западный фасад колокольни замыкал перспективу одной из улиц центральной части посада. В настоящее время Церковь зажата со всех сторон современной застройкой, белая лебедь, посаженная в клетку.
До революции на колокольне было восемь колоколов, самый большой из которых весил около 100 пудов. Некоторые колокола из звонницы были отлиты на заказ в Голландии в первой половине XVII века. В 1929 году колокольные звоны были запрещены, как «мешающие строительству социалистического уклада жизни», а колокола отправлены на переплавку.
Строительство всего комплекса Храма велось с 1636 года по 1644 год. Его начали братья Гурий и Анкидин Назарьевы, а закончили уже сыновья Гурия.
Первый иконостас был заменен в XVIII веке шестиярусным резным иконостасом в стиле барокко. Иконы написаны в первой половине XVII века, это единственный сохранившийся в Ярославле цельный ансамбль, выполненный до раскола Церкви.
Интерьер расписан на средства ярославских купцов Гурьевых. Имена живописцев остались неизвестными, но искусствоведы склоняются к мысли, что они могли быть сделаны ярославскими мастерами Федором Игнатьевым и Дмитрием Семеновым. Заказ был вызван временным приездом Гурьевых в Ярославль из Москвы во время стрелецкого бунта 1682 года, начата роспись была 28 мая и закончена 25 мая уже 1683 года. По каким-то причинам живописцы не закончили роспись в одно лето, как было принято. Расписаны были стены основного Храма и три портала паперти. Своды и стены паперти никогда не были расписаны.
Живопись не избежала подновлений. В 1840-е годы подмазали клеевыми красками. В 1869 году на средства старосты Ф.Д. Бочарова переписали наново алтарь. В 1966 – 1970-ых годах стенопись взялись научно реставрировать В.И.Васин, Е.А.Криулин, В.Ф.Николаев, Ю.Ф.Медведев, В.Г.Зайцев при научном консультировании О.Ф.Плющ.
Посмотреть уникальные фрески простым смертным невозможно, храм закрыт. Вход только по предварительным заявкам в летнее время.
В 1861 году согласно документам при Храме числилось 295 прихожан. Местная икона Рождества Христова особо почиталась, как приносящая легкие роды беременным женщинам.
В 1921 году советские власти закрыли Храм, но уже в 1928 – 1929 отреставрировали и передали в ведение научного отдела Главнауки. Те  не нашли лучшего применения архитектурному памятнику XVII  столетия, как отдать его под складские и жилые помещения.
Однако же в 1959-1968 годах была проведена реставрация Храма по проекту Э.Д.Добровольской, и с 1970 года Храм был передан Ярославскому историко-архитектурному музею – заповеднику, где он тихо ветшал «под охраной государства».
В конце 1990-х начала рушиться  стена колокольни, но деньги на восстановление уникального памятника нашли, Храм привели в порядок.  В настоящее время он находится в совместном управлении музейщиков и Церкви, время от времени в нем проводятся службы.
В 1989 году из иконостаса Храма похитили уникальные иконы, которые вывезли за границу и продали на аукционе в Германии в 1995 году. Коллекционер из Саратова Владимир Рощин приобрел их за 200 тысяч долларов «для личного пользования», но узнав об их истории, он возвратил иконы музею. И в наше время встречаются люди широкой души.
Кланяемся Храму и памяти тороватых купцов, которые своими деньгами служили государству, как иные копьем и пищалями. Это они раздвинули русское пространство во все стороны света. Богатые, свободные, с чувством собственного достоинства, они строили города и Церкви, вписывая собственные имена в Историю. А нам, потомкам, нужно знать собственную историю и гордиться ей.


Рецензии