Ч. 246 Державная жертва

                §246. Державная жертва

«Если же пожертвуешь собой во имя сохранения Поднебесной, то это самопожертвование будет служить на пользу Поднебесной».
Так просто и ясно говорит о державной жертве древнекитайский философ Мо Ди в книге «Мо-Цзы».1
Как державная жертва способствует организации государства в виде несущей конструкции общества, так сохранение державных устоев требует приношений на алтарь Отечества.

   Само слово держава означает прочность, устойчивость, незыблемость основ.
Причем жертва державная может быть как служебной или подвигнутой утвержденными обязанностями, так и добровольной, основанной на правосознании гражданина.

   Яркий пример державной жертвы показан в опере М.И.Глинки «Жизнь за царя», повествующей о героизме легендарного костромского мужика Ивана Сусанина, который ценой своей жизни утвердил столп российской государственности в Смутное время.
Никто в то время не мог знать, чего ожидать в дальнейшем о династии Романовых. На тот исторический отрезок времени утверждение монархии было необходимо, тем более самодержец был выбран на Соборе.
Однако венценосные особы не всегда способны на самопожертвование во имя нации.
Наиболее значимой личностью в этом плане, по мнению В.О.Ключевского предстает Петр 1-й, недаром прозванный Великим.

    Действительно, Петр Алексеевич, несмотря на свое чрезмерное увлечение Западом, всегда был в гуще народа, участвовал в трудах и боях, которые вела Россия.
Не только жизнь Петра, но и его исход с земли были жертвенными. Известно, что погиб он после тяжкой болезни, обостренной простудой. Заболел державный титан, спасая матросов во время наводнения.
Монархи, как и президенты, бывают разными, поэтому нельзя говорить и утверждать, что пожизненная наследственная абсолютная монархия необходима стране как способ управления.

    Тем более смешна декоративная монархия, до сей поры сохранившаяся в некоторых странах Европы.
Великий русский историк В.О.Ключевский не был монархистом, поскольку настоящий ученый мог видеть, сколько самодурства и прямой глупости можно ожидать от деспота, находящегося на вершине государственной власти.
Однако крупнейший наш исторический мыслитель сказал, что «можно мириться с лицом, в котором эта противоестественная сила соединяется с самопожертвованием, когда самовластец, не жалея себя, самоотверженно идет напролом во имя общего блага, рискуя разбиться о неодолимые препятствия и даже о собственные дела».2
Государство должно быть не только неким освященным наднациональным жрецом или сообществом жрецов, которое, по словам замечательного русского мыслителя «может жить ценой общих и вольных жертв, как непрерывное горение костра, поддерживаемое валежником в лесу».3
Не зря видный русский мыслитель И.А.Ильин сказал, что «государство может требовать от граждан службы и жертв, но оно само должно служить и жертвовать». 4
Одним из первых выдающихся деятелей Славянской Державы был князь Святослав, который, по свидетельству летописцев, не требовал в свою пользу ничего лишнего. Полководец питался и отходил ко сну, равно как и любой его дружинник.
Державную жертвенность проявили в полной мере князь Мстислав Удалой, сразивший в единоборстве касожского богатыря  Редедю.

   Величайший державный подвиг совершил князь Александр Невский, отразивший чудовищный натиск шведских и немецких рыцарей. К тому же в тяжелейших условиях двойного наступления с Запада и с Востока Александр сделал верный выбор в пользу союзничества с Ордой, которая, несмотря на притеснения, всё же не применяла геноцид по отношению к Славянам.
Самоотверженным был князь Дмитрий Донской, рубившийся в первых рядах войска во время Куликовской битвы.
Во время славного боя, положившего начало освобождения Руси от власти Орды, полководец был тяжело контужен.

   Хотя славные полководцы России А.В.Суворов, М.И.Кутузов, П.И.Багратион, адмиралы Ф.Ушаков, П.С.Нахимов, Корнилов, Истомин и не были главами государства, но державная жертвенность обнаружила себя именно на примерах верного служения этих сынов Отчизны.
В отличие о западных венценосных воителей, часто бросавших армию на произвол судьбы / Карл 12, Наполеон 1/, вожди Восточнославянской Державы часто были вместе с бойцами и в жизни и в смерти.
Одной из могучих личностей, в полной мере проявивших себя как жертву Славянской Державности, является Емельян Иванович Пугачев, возглавивший крестьянскую войну, направленную не только против крепостничества, но и ради сокрушения засилья иноземцев во всех сферах государственного служения.
Ради обретения в народе уважения к миропомазанному властителю, Емельян Иванович был вынужден принять имя императора Петра 3-го, который был, незадолго до того, свергнут с престола, и умерщвлен с попущения его бывшей супруги Екатерины 2-й.
Этот упомянутый царек, хотя и недолго удерживал «бразды правления», но все же принес немало зла Державе, даровав дворянству «вольность», чем подвигнул часть служилого сословия, и до этого не всегда отличавшегося жертвенностью, на разврат и безделье.
Петр 3-й пал жертвой западнической государственности, безвольной и бражной.
Пугачев же, имеющий под своей властью не всегда строго организованную армию, показал себя государственным человеком во всех отношениях.
Например, на освобожденных заводах Урала продолжалась работа по вооружению народного воинства, как бы ни хотелось отдохнуть подневольному люду от каторжного труда.
К тому же народным лидером была учреждена Военная коллегия. Достаточно вспомнить лишь несколько имен администраторов, с которыми яростно боролся народный царь, чтобы стало ясно: губернатор Оренбургской области Рейнсдорп, генералы Корф, Михельсон и так далее.
После окончания русско-турецкой войны из района боевых действий на разгром народной армии был направлен военный гений России Александр Васильевич Суворов, однако ему не пришлось запятнать себя братоубийством.
Ни Александр 1-й, ни Николай 1-й отнюдь не проявляли себя как державные жертвенники, но были всего лишь посвященными жрецами.
Стоит вспомнить лишь печально известные «военные поселения», появившиеся при Александре 1-м и продолжившие свою убийственную деятельность при Николае 1-м.
С большим допущением можно посчитать императора Александра 2-го государственной жертвой, поскольку им все-таки были освобождены крестьяне, а также проведены многие достаточно успешные реформы: земская, судебная, военная.
Согласно некоторым из них мы жили даже во время Советской власти. В частности, приписное освидетельствование перед призывом на действительную военную службу сохраняло своё значение на протяжении многих десятков лет.
Таким образом, и в монархии, и в республике можно видеть власть какой-либо сильной или слабой личности.
Несмотря на всю трагичность гибели царской семьи в 1918 году, мы не можем назвать Николая 2-го державной жертвой.
Все-таки человек, отрекшийся от престола, оставивший на произвол судьбы свой народ, недостоин высокого звания державной жертвы.
Ведь в народе все ещё оставалась значительная прослойка людей, уповающих на «государя» как на «отца народа».
Тем не менее, отречение, ввергшее государство в хаос, состоялось.
Державной жертвой можно и нужно именовать только властную личность, до конца оставшуюся на своём «боевом посту», то есть у государственного руля, у «кормила власти».
К сожалению, у «кормила власти» чаще всего просто-напросто кормятся, а не управляют.
На рубеже 20 и 21-го веков Николая 2-го объявили Святым в связи с его мученической кончиной.
Однако для Святости необходима не столько бесславная смерть, сколько сама жизнь подвижника.
Вспомянем 60 тысяч наших братьев, буквально проданных во Францию в 1916-м на «пушечное мясо».
Итак, власть после отказа Николая 2-го перешла в руки Родзянко, Керенского, Милюкова, Гучкова и других олигархов и их марионеток.
Однако управлять великой страной оказалось гораздо сложнее, чем извлекать сверхприбыли из труда рабочих.
Поэтому к власти пришли большевики. Да, они не пришли, они взяли власть, которую необходимо было обрести, чтобы тем самым спасти Россию и даже отчасти Восток от западного засилья.
То, что именно большевики смогли создать могучее государство, которое сокрушило гитлеровскую Германию, признал даже такой либерал как Н.А.Бердяев.
Конечно, в процессе созидания Советской России было допущено немало ошибок и кровавых эксцессов по отношению не только к высшим сословиям, но и к народным массам.
Вот что говорил о государственном служении лидер социалистического государства его создатель В.И.Ленин: «Полная выборность, сменяемость в любое время всех без изъятия должностных лиц, сведение их жалованья к обычной «заработной плате рабочего», эти простые и «само собою понятные» демократические мероприятия, объединяя вполне интересы рабочих и большинства крестьян, служат в то же время мостиком, ведущим от капитализма к социализму».5
Да. Советская власть на протяжении первых лет своего существования применяла жестокий террор по отношению к людям, сопротивляющимся изъятию своего имущества и лишению своих привилегий.
И все же многим из наркомов был присущ революционный аскетизм, что является верным признаком жертвенности. Нарком продовольствия Цурюпа падал в голодный обморок. Дзержинский, Киров, Фрунзе и сам Ленин были неприхотливы в быту и того же хотели от всех сотрудников учреждений.

   Выдающийся русский писатель Михаил Михайлович Пришвин недаром сказал в своём дневнике: «Решение Ленина – взять власть, то есть то, что всякому интеллигенту было ненавистно, есть решение гения. Он шёл против всех и в этом был прост, как ребёнок». 6
Сталин и его наркомы, вскоре ставшие министрами, имели привилегии, пайки и дачи, которые были всё же государственными, а не частными.
Сталин был оболган вначале в период «оттепели», а затем во время «перестройки». Однако личность вождя, сумевшего победить троцкизм, разоблачить внутренние и международные заговоры против Советского государства, всё равно пользовалась доверием народа.

  Не зря даже Черчилль, которого никак нельзя заподозрить ни в явных, ни в тайных пристрастиях к России, признал заслуги Иосифа Виссарионовича, «принявшего Россию с сохой, а оставившего её с атомной бомбой».
Страна, которая не желает быть в подчинении у западного империализма, обязана быть мобилизованной.
Мобилизация - слово родственное «мобильности», то есть движению. Мобильность - напряжение сил.
В отличие от «демобилизации», предполагающей расслабленность, обездвиженность, безвольность, дряблость, изнеженность и да и мало чего ещё…
Однако постепенно власть предержащие стали обрастать незаслуженными льготами и привилегиями, отчего Советская власть стала утрачивать свой жертвенный облик, что и привело к её крушению.
К сожалению, Сталин на смог обеспечить преемственность жертвенной власти, и потому Хрущёву удалось несколько расшатать государственные устои.
Можно только сожалеть о том, что вождём Державы не был назначен маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.
Тогда была бы обеспечена дисциплина и взаимное уважение всех слоёв общества. Именно уважение, а не страх и преклонение перед деспотом способствует жертвенной жизни народа.
У высших и средних партийных функционеров постепенно пропала вера в построение социализма. Веру же в Бога они так и не смогли обрести, хотя усердно ставят свечки в храмах.
Державным может называться не только лидер, радеющий о сохранении собственности бывших партийных бонз и профсоюзных боссов, но заботящийся о взращивании нравственности в широких слоях народа.
Хочется закончить этот параграф словами видного русского мыслителя евразийца Николая Алексеева: «Служение и жертвенность по существу своему суть понятия нравственные и религиозные. Оттого и государство, как стихия жертвенности есть явление по идее своей более нравственные, чем правовое» 7

1 Мо Цзы // Древнекитайская философия.- Том 2.- М.,1994.- С.85-86

2Ключевский В.О. Афоризмы и мысли об истории.- М.,1993.- С.81
 3 Федотов Г.П. Лицо России // Судьба и грехи России.- СПб.,1991.- С.42
 4  Ильин И.А. Путь духовного обновления // Соч. в 10-ти томах. Том 1.- М.,1993.- С.247

 5 Ленин В.И. Государство и революция //Избранные произв. в 4-х томах.- Том 2.- М.: Политиздат,1988.- C.353
 6 Пришвин М.М. Дневники //Соч. в 8-ми томах. – М.:Художественная литература,1986.- С327
7 Алексеев Н. Русский народ и государство.- С.532



               


Рецензии