Две души

13 июля 2016 г.

Есть люди, души которых при общении, при соприкосновении с моей душой (а проще говоря, собственно, с главной частью моего существа) вызывают в ней ощущение как бы лёгкого мороза, при котором выпадает иней поутру. Есть такие, души которых – как зажжённые тонкие свечи для моей души: светят слабо и не согревают. И таких душ очень много, большинство. Моя душа испытывает совсем еле заметную дрожь и от морозца, и от почти неразличимого тепла этого множества снежиночек и свечей. Но это ощущение не даёт душе ни радости, ни печали; тают без следа и льдинки, и восковые палочки. Есть люди – их меньше – души которых горят для моей души как очаги в деревенских домах; или сверкают, как отдельные рощицы, полностью окованные прозрачной ледяной коркой. У таких очагов и в таких рощицах моя душа очень любит бывать, наслаждаясь и трепеща то от тепла, то от красоты деревьев и снега. Но долго в таких местах душа моя не задерживается; всё же у очага ей становится сидеть скучно и дымно, да и дрова прогорают скоро, а в зимних лесах душа может и заболеть.
Есть достаточно и других душ, от которых моя душа может с ужасом спасаться, как от сильного, но одинокого пожара; есть люди, в души которых моя внезапно падала как в глубокую ледяную прорубь, и потом долго страдала воспалением одного из лёгких, не вставала с постели, не могла гулять, но всё же вылечилась, потому что соблюдала режим. Конечно, такие души принуждали мою душу волноваться уже гораздо сильнее, даже вызывали ожоги на ней; но и эти души исчезали (даже из памяти), а моя душа двигалась дальше по своему пути.
Есть души, встреча с которыми для моей руководительницы означала такие эмоции, такие трепетания, какие бывают либо от огнекипящего, огнедышащего землетрясения, и землетрясения всемирного, либо от бескрайнего и беспощадного потопа-ледника, который навсегда оставляет по себе память на земле – два инеистых полюса. С такими душа моя встречалась совсем редко, а встречаясь, спаслась единственно чудом либо бессмертием своим.

Но наконец есть и особый вид духовных сутей-душ для меня – их во всей Вселенной я знаю только лишь две – которые способны сотрясать мою душу и как череда подземных ударов с выбросами горячей лавы, и как мороз, который в своем наступлении разрывает полные влаги жилы вековым дубам и от которого трещат даже скалы. Эти две души – так уж дано – будут с моей душой постоянно, в отличие от всех предыдущих, являющихся раз и через время исчезающих. И этих я особенно ценю, и к ним двум всею душою стремлюсь – потому, что только такие души лёд и огонь, сильнейшие потрясения печали, а за ней – высшую радость, могут причинять моей душе одновременно. И уж не позволят душе заскучать.


Рецензии