Детство

Мне лет шесть, не больше, едем с родителями в плацкартном вагоне из Днепропетровска в Марьевку. В соседнем купе удивительной красоты женщина. Я не могу ничем заниматься, совсем не интересно любимое дело в поезде – созерцать пробегающий пейзаж за окном. Страстное, мучительное желание смотреть только на нее. Это острое ощущение стыда и желания смотреть, не отрываясь, помниться до сих пор. Загадка…! Почему я, будучи маленьким ребенком, так остро воспринял красоту женщины? Почему уже став мужчиной, я такого острого чувства уже никогда не пережил?


*   *   *

Мне все еще шесть лет. Зима, деревня Сологубовка, два дня до Нового Года. На праздник съехалась вся родня. Я самый младший среди своих двоюродных братьев и сестер. Зимой отапливается только первый этаж бабушкиного дома, и все живут там. Второй этаж холодный. Здесь установлена пушистая большущая елка. Старшие дети соревнуются в изготовлении игрушек для нее. Игрушки делаются из разноцветной бумаги и склеиваются, из бумаги же делаются и гирлянды. Грецкие орехи покрываются фольгой от шоколада, к бумажным оберткам конфет делаются петельки из ниток. Работа кипит несколько дней. Мне приятно и радостно участвовать в этой суматохе.
Сестры - Аня, Надя и Нина меня, как младшего брата, немного балуют - позволено присутствовать при процессе, все трогать, конфеты и орешки вешать на нижние ветки и даже время от времени угощаться. Правда, по причине сильного холода на втором этаже, там приходиться быть в пальто. Однако руки мерзнут, и мы бегаем вниз к печке их греть.
 На первом этаже течет своя жизнь. Бабушка в русской печи печет пироги. Взрослые веселые, смеются, шутят, меня иногда тискают любя, но я вырываюсь и бегу на второй этаж. Самое интересное и волшебное происходит там.
Младшие дети не осознают привилегированность своего положения в семье, роль баловней для них естественна. Вся моя жизнь – это роль старшего. Видимо, этот праздник так хорошо запомнился потому, что я на нем был младшим, все умиление и любовь взрослых были  моими.

*   *   *

Небольшая история, как ангел – хранитель преподнес мне урок в совсем еще в юном возрасте. После этого урока мне стали не интересны боеприпасы, оружие, взрывы. В дальнейшем, много времени проводя в лесу и на Неве,   встречая боеприпасы в больших количествах и в отличном состоянии, я никогда не соблазнялся на это добро.
А дело было так. Кировск, двор дома №10 по Советской улице. У крыльца группа детей   возрастом  от четырех до шести лет окружила маленького шестилетнего мальчика, который сидит на корточках, в ногах у него булыжник, на булыжнике лежит длинная пулька, по которой мальчик методично стучит другим булыжником. Серьезная работа иногда прерывается, и окружающим предлагается попробовать пальцами, какая горячая стала пулька. Сидящий на корточках мальчик – это я. Вдруг - оглушительный взрыв. Звон в ушах, какое-то мгновение я ничего не слышу, однако вижу, как дети по очереди раскрывают рты в реве. Опускаю глаза вниз и вижу, что на ногах  некоторых появилась кровь. На включившиеся сирены тут же из домов вылетают матери и хватают своих детей на руки. Их лица искажены негодованием, они что-то  явно нехорошее  кричат в мой адрес, но я все еще плохо слышу. Я не кричу, но моя мать тоже почему-то выбегает на улицу, хватает меня за ухо и тащит домой, где добавляет тумаков и ставит в угол.
Удивительно редкий случай - пуля оказалась разрывной.

*   *   *

Вторая половина лета. Деревня Сологубовка. Двор бабушкиного дома. Раннее утро, по всей деревне надрывно поют петухи, над рекой туман. Во дворе расположилась группа грибников. Трое мальчишек 12-13 лет в картузах, с корзинами в руках сидят на лавках, поеживаясь от утренней прохлады, и терпеливо ждут своего предводителя, который стоит в странной позе просящего с корзиной в левой руке и большим граненым стаканом в правой. Предводитель -  55-летний  Владимир Васильевич Лебедев. Ощущение, что для успешного похода за грибами осталось совершить какое-то важное ритуальное действие. Наконец, из дверей дома деловито выходит бабушка, она встает раньше всех и уже давно трудится по хозяйству. Тут же раздается вкрадчивый голос дяди Володи:
- Мамаша, налейте пивка.
Бабушка молча уходит в кладовку и возвращается с трехлитровой банкой, наливает полный стакан светлой шипучей жидкости.  Лицо дяди Володи сияет, говорит он уже совсем другим голосом, бодрым и энергичным:
- Ваше здоровье, мамаша!
Унося банку назад в кладовку, бабушка ласково бурчит:
- Пей, Володя, за свое, был бы ты здоров.
Грибники подхватываются и бодро выходят друг за другом в калитку.
До окончания грибного сезона сцену эту можно было наблюдать почти каждое утро.

*   *   *

Кировская средняя школа  №2. В пустом классе на задней парте сидят два ученика 3-го В класса Веня Петухов и Женя Ткаченко. Им очень весело, и они хохочут до колик. Веня выучил на балалайке первую в жизни мелодию «Во саду ли, в огороде» и приволок инструмент в школу, чтобы похвастаться. Играет Веня, а поют оба. Текст переделали на свой лад, и именно это их смешит. Поют:

Во саду ли, в огороде (дальше слова свои).
Бегала собачка,
Хвост подняла, навоняла, вот и вся задачка.

Неожиданно в дверях появляется классный руководитель Мария Григорьевна. Крамольная песня была слышна, конечно, и в коридоре, поэтому Мария Григорьевна вошла с очень строгим лицом. Опустив головы, одергивая  гимнастерочки, стоят по стойке смирно два «певца» с пунцовыми лицами и внимательно выслушивают «рецензию» на свое выступление.
Марья Григорьевна спокойным, но почему-то строгим голосом делится с ними своими впечатлениями и говорит, что их очень много, и некоторую часть придется оставить для родителей.
Все мальчишки в детстве не прочь пошалить. Не был исключением из этого правила и будущий начальник УВД Санкт-Петербурга и его окрестностей Вениамин Петухов.


Рецензии