Разбор по Евр. 01, 01-02а

“Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне”.

Бог – это Бог откровений. Он говорил много и по-разному. Вот (неполный) список способов, которыми говорил Бог:

1. Наяву (Адаму, Каину, Ною, Аврааму, Иакову). Бог говорил, а человек мог задавать вопросы. Это не было сном
2. Через видение, сон, когда человек мог отвечать Богу (Аврааму, Иакову, Соломону).
3. Через сон, когда человек не отвечал
4. Через ангела (Агари, Аврааму, Лоту, Маною)
5. Через сон, требующий истолкования (Иосифу, фараону, виночерпию, хлебодару, Навуходоносору)
6. Лицом к лицу (Моисею, Иисусу Христу)
7. Через свидетельство (Еноху)
8. Через ответ на условие, поставленное в молитве (рабу Авраама, Езекии, Гедеону)
9. Напрямую к народу (с горы Синай)
10. Через пророчество с знамениями, неестественным поведением пророка
11. Через урим и тумим
12. Через записанное Слово (при Иосии, при Ездре)

Видим, что Бог говорил действительно многообразно. Как отец разговаривает по-разному с разными своими детьми (с кем-то погромче, с кем-то поласковее, с одним в продолжительном личном разговоре, другому письмо или записку напишет, одному образную историю расскажет, другому четкие инструкции даст), так по-разному в разных условиях и с разными людьми или группами людей говорил Бог.

Кстати, промежуточный вывод: нельзя один из способов познания воли Божьей делать исключительным, говорить, что волю Бога надо познавать именно так и обязательно так. Например, через постановку условий, выполнение которых будет свидетельствовать в пользу того или иного выбора.

В последние дни Бог говорил нам в Сыне. Последние дни продолжаются до сих пор. В Сыне Бог говорит к нам тоже многообразно: через записанные слова Иисуса, через Его личный пример... Иисус разговаривал с разными Своими современниками по-разному.

Из структуры предложения видно, что автор послания ставит откровение Божье, данное через Иисуса, выше предыдущих откровений. Так, как Бог открыл Себя через Иисуса Христа, Он Себя до сих пор не открывал.

Маленький пример на тему о том, что Христос выше пророков. Несколько раз я работал устным переводчиком. Задача переводчика – передавать чужие слова, обеспечить возможность для общения двух и более людей, не владеющих языком друг друга. Однажды, когда я переводил во время разговора голландских верующих и наших, я остановился и спросил у голландцев разрешения сказать то, что я думаю по этому поводу. У меня была мысль, отличная от мыслей обеих сторон, ведущих разговор.

Вообще-то обычно переводчик не должен так делать. И Христос так не делал. Его мысли всегда отражали мысли Отца. Говорил Христос, но можно сказать (и в Евр.1:1) так сказано, что через Его слова говорил Бог Отец.

Сказать “Так говорит Бог” можно далеко не о всех словах пророков. Когда они переставали говорить по непосредственному вдохновению от Бога, они могли делать ошибки, раздражаться, говорить от себя, свое собственное мнение. Павел однажды даже специально оговорил, что дает совет не по прямому откровению от Бога, а просто высказывает свое личное мнение.

Христос в этом превосходил пророков. Все Его слова – совершенны, истинны и точны.

В послании нет вступлений, привычных нам по прежним посланиям Павла (да и других авторов). Автор переходит сразу к главному и к аргументации. Может быть, такой обход традиционных норм вежливости, характерных для эпистолярного жанра, призван был тоже воздействовать на получателей письма. Показано переживание автора и то, каким важным он считает вопрос, о котором пишет.

25.09.2016


Рецензии