Профессионалам посвящается

Анна очень гордилась своей работой. Она была бортпроводницей на машине времени. В ее обязанности входило встречать пассажиров, отвечать на любые их вопросы, провожать их в машину времени и встречать из путешествия.
Однажды к ней пришел странный посетитель. Он долго тряс ей руку:
- Очень, очень приятно познакомиться с вами! Дело в том, что это была моя мечта – посмотреть на машину времени.
- У вас будет даже больше: не просто посмотреть, а отправиться в путешествие!
- Да, да, великолепно! Я столько мечтал об этом! Меня зовут Александр Зимин. Вы слышали мое имя?
Анна хотела ответить правду, но она была хорошим бортпроводником и не хотела говорить бестактности.
- Ваше имя – да, я часто встречаю Александров. Ведь это одно из самых распространенных имен.
- Нет, - нетерпеливо отвечал Александр. – Дело в том, что я довольно известен в определенных кругах. Я... как бы вам объяснить? Я принимал участие в создании машины времени. Не самой машины, но некоторых принципов ее построения.
Тут у Анны словно в голове прояснилось. Александр Зимин! Известный ученый, светоч современности, на которого ровняется весь мир.
- Это огромная честь – познакомиться с вами! Меня зовут Анна.
Он снова пожал ее руку.
- Вот и чудненько! Пойдемте скорее к машине. Мне не терпится увидеть ее!
В обязанности Анны входило отвечать на все вопросы пассажиров, какими бы нелепыми они ни казались. Но сейчас, впервые за время работы ей хотелось самой что-нибудь спросить.
- Александр, что именно вы разрабатывали?
- Да я занимался экспериментами в области квантовой механики, которые используются для телепортации и хронопортации. Вот, например, прибор на панели управления, куда мы задаем координаты отправки...
- Его разработали вы? – восторженно спросила Анна.
- Нет, но он разработан благодаря моим научным исследованиям. А вот хроноспидометр...
- Его придумали вы?
- Моя идея была интерпретирована и перепроверена, чтобы прибор вообще работал.
Анна была счастлива, что беседует с таким известным и продвинутым человеком. Она подвела Зимина к машине времени. Тот одной рукой взялся за сердце, а другой – провел по поверхности машины.
- Я так мечтал ее увидеть! Наконец-то моя мечта сбывается!
Многие посетители признавались Анне в чем-то подобном. Но первый раз она реагировала на эти слова с таким трепетом.
Зимин обошел машину кругом.
- А это что? – вдруг спросил он, указывая на шкаф с внушительного вида книгами.
- Это тома научных работ, которые касаются машины времени. Их всего шестнадцать. В первом – историческая справка о вопросе передвижения во времени...
- Я писал научную статью об этом! – перебил Александр.
- Во втором – биографии известных ученых, которые занимались этим вопросом...
- Наверное, и моя есть!
- В третьем – основные положения, на которых было сделано это открытие...
- Именно этим я и занимаюсь!
- А с четвертого по одиннадцатый, - продолжила Анна, - описание обширного эксперимента, в котором было доказано, что ход истории изменить нельзя. Дальше там освещается этический вопрос...
- Потрясающе, - улыбнулся Зимин. – А что рядом со шкафами?
Анна перевела туда взгляд:
- Противопожарные приборы?
- Нет, вон та пустая доска, над которой написано «Музей времени».
- Ах, это, - заулыбалась Анна. Она подвела Зимина ближе: - Это наш знаменитый Музей Времени. Он был создан для исследования артефактов, которые можно перевезти из другого времени сюда. Первый экспонат – средневековые доспехи, видите: вот гвоздик. На втором гвоздике висела средневековая кружка, на третьем – обыкновенные женские сережки. Я помню эти экспонаты так хорошо, будто это случилось только вчера...
- Но я вижу тут только гвоздики.
- К сожалению, так оно и есть. Наша гипотеза не оправдала надежд. Любой артефакт, который мы привозим из прошлого или будущего в качестве трофея, растворяется в настоящем времени так, будто его и не бывало. Остается только гвоздик – он-то сделан в настоящем.
Зимин засмеялся:
- Хорошо, что никто не догадался выйти на улицу в одежде, привезенной из средневековья. В один миг оказался бы посреди города в чем мать родила!
- И не говорите!
- А с какой скоростью растворяются предметы? С одинаковой или разной? Зависит от времени или от плотности объекта?
- Все растворяются с одинаковой скоростью, - ответила Анна. – Поэтому мы и доказали, что изменить ход истории невозможно. Наши агенты пробирались в прошлое, похищали картины Рембрандта, чем, кстати, доводили его до инфаркта. И ничего. Картины Рембрандта здесь растворялись А в учебниках истории не становилось известно, что бедняга Рембрандт умер от инфаркта.
- Временной кантинуум, - сказал Зимин. – Его изменить невозможно. Можно стать свидетелем истории, но не ее участником. Если тебе кажется, что ты что-то изменил, оно растает в то же мгновение, словно иллюзия.
- С четырнадцатого по шестнадцатый том описана этическая сторона вмешательства во времени. Таким образом, мы доказали, что ничего криминального в ходе истории сделать невозможно.
- Что же вы не разрушили эту стену с надписью «Музей времени»?
- Так в этом-то и вся суть, - заулыбалась Анна. – Что может лучше характеризовать время, как не гвоздь с исчезнувшим оттуда предметом?
- Напоминает о том, что мы все когда-нибудь исчезнем из жизни, - поддакнул Зимин. – Очень символично. Я думал, доску не убрали, потому что не было времени, оставили на потом, да так и забыли. Кстати, это тоже весьма неплохо характеризует время.
Анна засмеялась. Ей всегда нравились умные собеседники.
- Ладно, - сказал Зимин. – Позвольте приступить к осмотру машины времени!
- Конечно!
Анна подвела его к машине и распахнула дверцу:
- Садитесь! Сейчас вы, наконец, отправитесь в долгожданное путешествие!
- Я бы хотел сначала полюбоваться на машину снаружи. Простите меня за чисто профессиональный интерес...
- Да, конечно.
- Можно открыть капот и посмотреть, что внутри?
В обязанности Анны входило отвечать на все вопросы пассажиров. Но все же этот вопрос ее немного смутил.
- Капот, понимаете? Дело в том, что движок времени – это частично мое изобретение.
- Обычно мы не позволяем пассажирам заглядывать во внутренности машины, но вам я сделаю исключение, - решила Анна.
Зимин поднял крышку капота и заглянул внутрь.
- Чудесно! Это именно то, о чем я думал! Можно ли заглянуть в карбюратор?
- Ну, посмотрите, - разрешила Анна.
Ей начинало не нравиться то, что здесь происходит. Но отказать такому авторитету как Зимин она не могла. Нужно действовать хитростью. Не зря же Анна – лучшая бортпроводница машины времени. Она что-нибудь придумает.
Анна надела на лицо улыбку и в энтузиазме спросила:
- Куда желаете поехать, Александр? Будущее? Прошлое?
- Сейчас сначала в карбюратор загляну...
- А потом поедем в будущее или прошлое? Думаю, вам как ученому будет очень интересно прокатиться в ближайшее будущее и посмотреть, какие технологии там используются.
Александр не попадался на ее удочку.
- Мне больше интересно смотреть на мои собственные технологии. Карбюратор неплох, я очень доволен. Теперь займемся осмотром багажника.
- Да там нет ничего особенного...
- Позвольте в этом убедиться!
Александр захлопнул крышку капота, обошел машину и открыл багажник. Он надолго занялся изучением внутренностей.
Анне начало надоедать. Но она решила, что Зимин имеет право посмотреть на машину времени. Ведь именно на его открытиях базировалась ее разработка. Придется потерпеть маленько, а потом быстренько посадить пассажира в машину и отправить его в долгожданное путешествие.
- Да, да, так я и думал. А вот еще...
Зимин без слов лег на пол, заполз под днище машины и начал там ковыряться. Через некоторое время он спросил:
- У вас есть фонарик?
Анне не нравилась эта самодеятельность, но ведь Александру там действительно плохо видно. Она подошла к стенду с инструментами, сняла оттуда фонарик и подала его посетителю.
- Спасибо.
Через некоторое время из-под днища машины высунулась рука Александра просящей ладонью вверх:
- Гаечный ключ!
Анна скрестила руки на груди. Но такой ответ остался незамеченным. Из-под капота машины не было видно, как она настроена.
- Давайте быстрее, - сказала Анна. – Билет рассчитан на 24 часа в другом временном измерении. Но в этом – посетителю дается совсем немного.
- Тогда дайте быстрее гаечный ключ, - раздалось из-под машины.
Анна подвела глаза к небу и пошла за гаечным ключом. Она подумала, что чем скорее Зимин осмотрит внутренности машины, тем быстрее поедет во временное путешествие.
Но вскоре он уже снова тянул руку из-под машины:
- Отвертка!
- Уважаемый Александр, давайте вы уже поедете в путешествие.
- Хорошо, хорошо, сейчас только закручу гайки. Мы же не сможем поехать в путешествие с раскуроченным днищем.
Анна почувствовала тревогу. Она должна была охранять машину времени, а вдруг этот посетитель ее раскурочит? Словно в ответ на ее мысли из-под машины выкатилась какая-то деталь.
- Что вы там делаете? – не на шутку встревожилась Анна.
- Ничего особенного...
Анна решительно легла на спину и поползла под машину времени. То, что она увидела там, было ужасно! Александр ковырялся в механизме, рядом на полу лежали несколько деталей.
- Сейчас же верните все на место! – закричала Анна. – Иначе я буду вынуждена вызвать полицию. Вас арестуют за расхищение собственности!
- Да вы не волнуйтесь, - отозвался Александр. – Я как раз уже закручиваю гайки обратно.
Лежа под днищем машины, Анна с трудом смогла скрестить руки на груди. Этим она пыталась показать Александру, что ее терпению скоро придет конец. Но кажется, он этого не увидел.
- Вот и все!
Александр вылез из машины времени, подал руку Анне и помог ей подняться на ноги.
- Спасибо большое! Механизм очень славный! Я был так рад посмотреть на него.
Анна указала рукой на деталь, которая до сих пор валялась на полу:
- А это что?!
- Это лишняя деталь.
- Откуда она взялась?!
- Из днища машины. Вы никогда не баловались разборкой и сборкой механизмов? Тогда не удивительно, что вы не знаете: на самом деле после этого всегда остаются лишние детали.
- И как после этого работает механизм?
- Нормально, честное слово! – поклялся Александр. Потом подумал и добавил: - Хотя иногда работает плохо. А иногда не работает вообще. Тут не подгадаешь. Пятьдесят на пятьдесят.
Анна схватилась за голову:
- Что же мне делать?!
- Ну, можно проверить, будет работать машина или нет.
- Вы предлагаете посадить вас туда и отправить в другое время? Чтобы проверить, не исчезнете ли вы из этого мира по частям?!
- Зачем же обязательно меня? Как вы знаете, эксперименты очень часто проводятся на животных. Я вот сейчас сбегаю на улицу и принесу вам бездомного кота или собаку. К сожалению, у меня сейчас нет времени на сооружение птицеловки. Подождите меня здесь!
С этими словами Александр убежал на улицу. Анна почувствовала легкое бешенство. Конечно, можно вызвать охрану и рассказать о случившемся. Но тогда ей самой достанется. Она нарушила элементарные правила бортпроводницы. Она позволила какому-то посетителю копаться в механизме машины времени. Конечно, в инструкции об этом не написано. Никто бы и представить себе не мог, что посетитель захочет взять гаечный ключ, разобрать механизм и оставить пару лишних деталей. Но в инструкции ясно сказано: она должна беречь машину времени от порчи! А она этого не сделала.
В ее интересах замять дело, пока ее не наказали. Она постарается сама исправить ситуацию. Вот только Александр притащит ей с улицы бездомного кота или собаку.
- А вот и я! – услышала она голос Александра. Он забежал в павильон. В руках у него не было никакого животного.
- Никого не нашли?
- Вы знаете, в это время года котов и собак на улице нет. Но мне удалось достать гусеницу и паука.
Он раскрыл перед лицом Анны свою ладонь. Девушка завизжала, затряслась и рухнула у его ног.
- Хм, странно, - сказал Александр, глядя на тело Анны сверху вниз. – Что ж, если напарник самоустранился, я проведу этот эксперимент сам.
Он распахнул дверцу машины, посадил на одно сиденье паука, а на другое – гусеницу. Но пользоваться машиной времени он не умел, поэтому немного поковырялся с приборами и стал будить Анну.
Она не хотела просыпаться, пришлось приподнять ей голову и дать легкую пощечину.
Анна открыла глаза.
- Где он? – спросила она слабым голосом.
- Кто?
- Паук?
- Ну, я посадил его в машину на переднее сиденье.
- А вы помыли руку, прежде чем дать мне пощечину?! – закричала Анна.
- Извините, нет. Но я потом схожу и помою. А сейчас вставайте. Нужно запустить машину времени. Без вас я не справлюсь.
Анна с трудом поднялась, открыла дверцу машины, взвизгнула, увидев на переднем сиденье паука, вздрогнула, увидев рядом с ним и гусеницу, и поставила вчерашнюю дату.
Она думала, что ничего не выйдет. Машина времени без лишней детали работать не будет. Но произошло чудо. Все сработало как надо: машина засветилась неоновым светом, мигнула и исчезла. А через несколько секунд снова мигнула и появилась.
Здесь прошло всего несколько секунд, а в другом измерении – целые сутки.
Анна открыла дверцу машины и снова вскрикнула.
- Паук? – спросил Александр.
- Я тут никого не вижу!
- Странно. Куда он мог деться?
Александр близоруко прищурился и стал искать насекомых по салону машины. Анна поставила руки в боки и жестоко сказала:
- Вы принесли очень маленьких животных! Мы их не найдем!
- Ну и ладно, - легкомысленно ответил Александр. – Машина вернулась? Вернулась. Все нормально? Нормально. Значит, людей тоже можно отправлять в путешествие. Я уже не поеду, мне очень некогда. Я провозился тут больше, чем планировал. Но не бойтесь запустить других посетителей и катать их согласно купленным билетам. До свидания. Приятно было познакомиться!
Он уже хотел откланяться и идти, но Анна вцепилась ему в ворот.
- Никуда вы отсюда не уйдете, пока я действительно не убежусь, что с машиной все в порядке! Здесь нет ни одного вашего изобретения. Вы говорили, что всего лишь разработали принципы, на основе которых создала машина времени. Теперь я вижу весь ваш профессионализм: вы даже не можете довести эксперимент до конца!
- Да что вы волнуетесь. Машина перемещается, с животными все нормально. Они всего лишь расползлись по салону автомобиля.
- Да? А может быть, разлетались?
Только тут Александр заметил, что по салону машины летает бабочка.
- Гусеница! Значит, она превратилась в бабочку. Видите: ничего плохого с животными не происходит. Бабочка вполне жива и чувствует себя отлично.
- Да?! А эта бабочка – тоже отлично? – Анна указала пальцем в дальний угол машины. Там в сплетенной паутине трепыхалась другая бабочка.
- Ну что ж, - пожал плечами Александр. – По крайней мере, она сопротивляется. Это свидетельствует о ее душевном здоровье. Мне пора идти. Не задерживайте меня. Не ведите себя как паук.
Но Анна вцепилась в Александра и не пускала его.
- Вы что же, считаете, что за 24 часа из гусеницы могла бы вывестись бабочка? Или даже две бабочки? Бабочки-близнецы, да? Так вы считаете?
Александр отцеплял от себя пальцы Анны.
- Бабочек-близнецов не бывает. Почитайте биологию.
- Это вы почитайте! Хоть биологию, хоть хронопортацию – любой учебник, прежде чем называться ученым. Машина должна вернуться из другого времени ровно через 24 часа, понимаете? Но она пробыла там гораздо дольше. Достаточно посмотреть на слой пыли в салоне! Или на расплодившихся по салону бабочек! И вы хотите, чтобы я пускала других людей на этот аттракцион? Чтобы они улетели куда-нибудь, а вернулись лет через сто? Чтобы я вытаскивала из машины не живых людей, а скелеты? Аттракцион «Заплатите за свою смерть»?
Александр разозлился:
- Все люди платят за свою смерть немалые бабки. Нынче похороны – дорогое удовольствие. И не надо винить меня, что в вашем агентстве есть скелеты в шкафу. Не у вас одних! – Он кивнул головой на «Музей времени». – Откуда мне знать, что артефакты из прошлого и будущего действительно растворяются? Может, их растащили любители чужого? Может, директор вашего аттракциона наживается за ваш счет? А может, вы сами унесли отсюда немало ценностей?
Анна не выдержала и залепила ему звонкую пощечину.
- Руки помыла после пауков? – закричал он.
Затем Александр поправил на себе воротник, хмыкнул и направился к выходу.
- Я искренне хотел тебе помочь. Но вижу, ты в моих услугах больше не нуждаешься.
Он вышел из павильона. Анна все еще не могла оправиться от потрясения. С таким наглецом она общалась впервые! Нет, ему это даром не пройдет.
Она решительно подошла к кнопке «Охрана», занесла руку... Нет, если она вызовет охрану, нужно будет рассказать, как она позволила раскурочить машину времени. Тогда ее лишат премий, вычтут стоимость машины времени из ее скромной зарплаты, и вообще лишат работы. А она очень любила свою профессию и не хотела ее лишаться.
Анна подбежала к черному ходу, высунулась наружу.
- Дядь Вань! – позвала она.
Огромный мужчина в два метра ростом с дворницким веником вырос перед ней.
- Анечка, - басом сказал он. – Что случилось?
- Дядь Вань, нужна ваша помощь. Видите, от павильона уходит человек? Это Александр Зимин, известный ученый, помогал изобретать машину времени.
- Ну, вижу. Взять автограф?
- Нет. Догоните его и врежьте как следует. Он меня обидел.
- Хорошо, Анечка.
Дядя Ваня в три прыжка нагнал удаляющегося Александра Зимина и со всей силы ударил его веников по голове.
- Вот так тебе, Анечку нашу обижать! – сказал он.
Затем дядя Ваня вернулся в павильон.
- Он обидел тебя?
Анна задумчиво вертела в руках лишнюю деталь.
- Да ладно, обидел. Не знаю, что делать. Он сломал машину времени. Вот разобрал ее на части, а собрать не смог. И теперь она отправляет не на 24 часа, а гораздо больше.
- Давай я подправлю машинку, - сказал дядя Ваня.
- Вы не сможете. У вас руки вон какие большие. А деталь маленькая. Вы ее и не удержите.
- А ты?
- Да я не знаю, как там под днищем все это устроено.
- Это не проблема.
Дядя Ваня подошел в машине сзади, напрягся:
- Раз, два, взяли!
Он перевернул ее на бок.
- Спасибо, дядь Вань! – обрадовалась Анна. Она быстро открутила гайки, осмотрела механизм и всунула деталь на пустое место.
Машина времени и репутация Анны были спасены. Аттракцион продолжил свою работу.
Что касается Александра Зимина, с ним даже не случилось сотрясения мозга. Томограмма определила, что в его черепной коробке мозга не было.

26.09.2016.


Рецензии