Нету жизни нам без моря, нету счастья без земли

"За кормой парохода белый месяц земли,
 Мы живем уже полгода без семьи и без земли.
 На душе тоски излишек, а в каюте вдоль стены
 Фотографии детишек, фотография жены.

   Если к ним протянешь руку, чтоб погладить невзначай,
   По груди хлестнёт разлука, и польётся через край.
   Вот тогда в минуты эти, внемля зову ждущих глаз,
   Мы клянемся всем на свете, что плывём в последний раз.

Только стоит нам забыться, окунуться в тишину,
Начинает сердце биться о зелёную волну.
Вот такое наше горе, всё вода, да корабли,
Нету жизни нам без моря, нету счастья без земли".

Вячеслав Качурин, поэт, бард, преподаватель физики и математики, рыбак, китобой, руководитель Николаевской областной писательской организации.

Прощаясь с морем  два года назад, осенью 2014 года, я нисколько не лукавил. Четвёртый подряд контракт на балкере «Дерибас» выдался очень тяжёлым. К  хроническим заболеваниям судна добавились старческие, бороться с которыми мне уже не хотелось. Судно в нашей  маленькой компании  к тому времени оставалось единственным, а в другие  мне не было хода уже давно – по возрасту.

Обосновавшись на берегу, первое время я себя чувствовал превосходно. К длинным отпускам за свою жизнь я привык. Материально, по сравнению с соотечественниками,  я был обеспечен, с женой мы жили дружно, дети выросли, чего ещё желать? Ежедневно я старался хотя бы по часу проводить на воздухе, двигаться. Парков, правда, в нашем районе мало, в изобилии только новостройки, рынки и супермаркеты. Увы.

Газеты покупать я перестал. Все новости читал в интернете. Много времени проводил в «Одноклассниках», надоедая старым своим друзьям и знакомым. Вступал на сайте в различные группы, и как-то раз, уже в феврале прошлого года, увидел в одной из них групповую фотографию капитанов-директоров промысловых судов объединения «Антарктика», датированную концом прошлого века. Я рассматривал знакомые лица и вспоминал суда, на которых мы вместе работали на протяжении семнадцати лет.

Наутро я перебрал свои старые фотографии.  Черно-белые, разного качества и формата, они были собраны в большом  и пухлом целлофановом пакете. Сам я фотографией не увлекался, но с удовольствием и благодарностью принимал фото в подарок, когда предлагали. Сейчас, в век цифровых технологий, мне не составило труда сканировать часть из них и разместить на сайте одноклассников. Меня поблагодарили, попросили назвать некоторых «персонажей». Я ответил, уточнил фамилии, даты и ощутил определённый интерес участников группы к теме, даже к моим скромным фото.
 
Так и пришло желание записать свои воспоминания, вспомнить грустное и смешное, тяжелое и радостное, старых друзей и приятелей, время, в которое мы жили. На сайте «проза.ру» я бывал и раньше. Впервые зашёл по рекомендации старой знакомой, потом уже зарегистрировался, стал чаще и больше читать, писать комментарии.

В это же время я узнал, что годом раньше умер мой друг, греческий капитан Афанасий Сапунас, с которым я проработал три долгих контракта, замечательный человек, которому я многим обязан. Так родился первый мой рассказ «Мой любимый капитан».

Афанасий был человеком неординарным, щедрым, душевным, многогранным. Среднего роста, коренастый, обыкновенной наружности, он буквально притягивал к себе всех моряков, работающих с ним. Спустя годы, изредка встречаясь, мы с друзьями часто его вспоминали, даже и механики тех судов, где работал я позже, наслышаны о нём. Баек о моих морских приключениях мои подчинённые слышали много, часть из них об Афанасии.

Появившееся свободное время  и остаток жизненной энергии требовали выхода, и я создал целый цикл историй под общим названием «Мой любимый капитан».

Одновременно вспоминались другие люди, хорошие и плохие, разные рейсы, различные суда. Буквально сразу же я и публиковал написанное. Писать «в стол» я бы никогда не стал. Не тот характер. А сайт так устроен, что даже если комментировать твои опусы никто не спешит, реальные читатели видны ежедневно. А раз люди читают, пусть хоть половина из тех, кто рассказ открыл, значит, писал я не зря.

Постепенно безликие для меня сначала читатели обрели свои лица. Меня безмолвно приняли в ряды пишущих морскую прозу авторов. Мы с интересом читали друг друга и постепенно стали с некоторыми из них виртуальными друзьями.

Через месяц я уже написал и опубликовал около сорока миниатюр и осмелел настолько, что взялся за воспоминания о своём старшем брате, рано ушедшем из жизни. Конечно, я писал только о том времени его жизни, которое я знал. Но оставленные им стихи помогли понять и незнакомую мне часть его жизни.

Время шло, сюжеты уже приходилось выцарапывать из памяти. И я решил попробовать написать художественное произведение. В качестве прототипа героя был выбран мой старый знакомый, который, уйдя впервые работать на частное рыболовецкое судно, пропал без вести. Почти четыре года его разыскивала жена и,наконец, нашла живым и здоровым. Через международный Красный крест.

Его трёхлетние странствия должны были стать основой повести, но встретиться с ним никак не удавалось. Это исторический центр Одессы маленький, а мы с ним живём в спальных районах, в разных концах города. Не оставляя всё же надежды на скорую встречу, я решил первую часть повествования написать без него, и начать её за десять лет до событий в основной части повествования. Сменив ему специальность и имя, я решил назвать его Одиссеем с прицелом именно на долгие странствия.

Но увидеться с ним и выспросить детали дальневосточных сначала, а потом южноамериканских приключений, мне так и не удалось. Рождённый же мной Одиссей успел влюбиться, жениться, встретить близкого по духу человека и подружиться с ним. И я решил обойтись собственными впечатлениями. Перемешав правду с вымыслом, я написал и опубликовал три части «Одиссея», который и стал единственной моей на тот момент выдуманной историей. Мне кажется, что она у меня получилась. По крайней мере, сам я полюбил всех героев и героинь повести. Мне жаль, что её прочло не так много читателей.

Между тем денежный запас потихоньку таял, а мой живот и недовольство собой росли. Родные говорили, что я стал вспыльчивым, раздражительным, и я этому верю. Не привык я по году быть на берегу. Ну, хотя бы море было рядом, или лес, да хотя бы парк. Я начал задыхаться в четырёх стенах.

Именно  в это время я получил предложение вернуться на флот, но не на «Дерибас», а  на другое судно  - «Адастра», которое незадолго до этого купила компания. Тоже балкер, тоже японской постройки, но в два раза моложе. Несмотря на хорошее техническое состояние, на судне возникли кое-какие проблемы, и хозяева вспомнили обо мне. Уговаривать меня долго не пришлось.

Выторговав себе толковых четвёртого механика, электромеханика и сварщика, я легко согласился. Документы мои морские были ещё действительны, здоровье было, желание работать – тоже. Я успел соскучиться по свежей волне, по дальним странам, по старым друзьям  и большим заработкам. Всё таки год дома, без привычки – испытание и для меня, и для жены.

С трудом пройдя медкомиссию, я заявил о полной своей готовности, но в Китай, где судно стояло в ремонте, мы с четвёртым опоздали, и нас решили направить в следующий порт, в Индию. Образовалась свободная неделя, и я решил употребить её на то, что я хотел сделать долгие годы, но в отсутствие интернета, не мог. Я собрался опубликовать стихи моего брата на своей странице сайта. Спасибо Натали Бизанс, которая невольно навела меня на эту мысль, напечатав стихи своей матери.

Ещё через неделю я закончил публикацию стихов и даже договорился с сыном, что он поможет мне с их изданием. Наконец-то я сделал что-то стоящее. Я был доволен собой. А впереди было семь месяцев контракта, за время которого я планировал не только хорошо заработать, но и набраться здоровья и скинуть пару килограмм веса.

* Продолжение - http://proza.ru/2020/02/28/1898 


Рецензии
Михаил, большое спасибо за ваш рассказ. И за стихи.
С уважением и самыми добрыми пожеланиями! Любовь.

Любовь Кирсанова   16.02.2024 21:01     Заявить о нарушении
Спасибо, Любовь! Буду следить за вашими конкурсами. Всего наилучшего!

Михаил Бортников   19.02.2024 11:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 44 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.