Вертикальная завивка

     Это клиенты во всем виноваты, они поддерживают амбиции мастеров, вот и жалоба написана таким стилем, что явно не парикмахер его сочинил. Чувствуется рука журналиста, - одна из участниц разговора у директора «Сервиса» Л.Б. Федореевой  метит камешком в мой огород. Вот так! Пресса – едва ли  не главный враг перестройки. Пресса – возмутитель спокойствия в мире химической завивки, французских  стрижек и красок  а-ля-каштан. Но тут я ни к одному слову отношения не имею. Больше того, долгие годы была убеждена, что в парикмахерской № 7, из которой пришла жалоба, все благополучно. Убеждение это сложилось давно, пожалуй, вскоре после открытия салона в 1963 году, объединившего симпатичных и расторопных  девушек и молодых женщин, в городских конкурсах они лидировали уверенно и дружно.

     Незаметно шли годы. Менялись мы, менялись стрижка и укладки. Но, может, мы не очень присматривались к этим переменам, потому что праздник от красивой прически оставался с нами. А значит, не менялось главное -  связь мастера и клиента.

     А за это время парикмахерское хозяйство присоединяли то к  банно-прачечному тресту, то делали самостоятельной «Чайкой», которая вдруг превращалась в «Россиянку». И вот с этого года парикмахеры  - часть областного объединения проката и разнобыта «Радуга», ставшего  «Сервисом». Как неуклюже самого название, так, думается, неудачно и сочетание проката телевизоров и стиральных машин  с косметическими масками, вертикальными завивками и маникюром.  Тем более именно в этот момент,  когда прокат, по-моему, просто обречен на успех – из-за возрастающего дефицита всего и всех – тут можешь хоть  и не навсегда, но получить холодильник, телевизор, пишущую машинку и многое другое.

     А в  парикмахерской, о которой идет речь, я однажды  увидела в массе продающиеся  поштучно шоколадные конфеты «Ласточка».
     - С планом у нас плохо, вот нас и поддерживают, - объяснили мастера.

     По сравнению с прокатом попала эта отрасль  нашего быта в явно невыгодное положение. А если добавить к тому  знакомое «нет «Локона» для завивки», «лак кончился»,  «краски не получили»... Сейчас  пришло, например, предложение обменять 6 вагонов теса на 6 тысяч флаконов «Локона». А кроме того, прически невыгодны, простые стрижки дешевы, а значит, нежелательны. «Химия» позволяет быстрее набрать  объем, когда «Локон» есть. Но не все хотят завиваться.
Объединение  с прокатом,  однако, свои выгоды  принесло. Сократилось почти на сто человек число вспомогательного персонала и административного аппарата. Богатый «Разнобыт»  выделил своему новому подразделению дотацию. Выросла зарплата. С этой весны  мастера причесок и  маникюра получили общий выходной день – воскресенье (что отнюдь не вызвало  поголовного одобрения у клиентов). Отремонтировано несколько помещений, улучшилось снабжение  сырьем и инструментом.

     Но вот настораживающая цифра – в прошлом году объединение потеряло  47 тысяч клиентов.  За этой цифрой все: и наше время, и новые дефициты, и старые грехи службы быта. Только что пришло письмо от одной несбывшейся клиентки парикмахерской из Дома быта по Московскому проспекту. Пришла рано утром, чтобы сделать химическую завивку. К полудню выяснилось, что  одна из мастеров  план «по химии» выполнила, у второй  мало «Локона» - не хватает на густые волосы  посетительницы. Слово за слово – и конфликт. У мастеров предложение вызвать милицию, у клиентки – сердечный приступ. Только тут опомнилась наступающая сторона:
     - Куда же вы уходите, завьем вас.

     «Я поняла, что «Локон» есть. Но уже не могла здесь просто оставаться...»
Жалобу из салона № 7 мы вынесли на собрание у директора  «Сервиса» Л.Б. Федореевой. Кстати пришлось – подводили итоги. Они были неутешительны – каждая  вторая парикмахерская работает хуже, чем год назад. Впереди тоже мрачновато – в связи с  обещанным удорожанием сырья все подразделения  будут убыточны. Повсеместный переход на аренду  выявит новые недочеты, несбалансированность. Что делать? У директора и экономистов  есть на этот счет предложения. Изменить   систему подготовки специалистов, отказаться от услуг технического училища и учкомбината, которые не могут обеспечить нужный уровень мастерства, использовать шире реорганизованную собственную экспериментальную лабораторию. За  подготовку новичка будут платить арендаторы. А за перебои с сырьем им  заплатит штраф управление. Испокон века мастера используют свои бигуди, палочки для завивки, ножницы и расчески. Иногда импортные филеровочные ножницы покупают за полторы сотни рублей,  расческу – за полсотни. И в то же время за каждым салоном числится на тысячи рублей полученного централизованно неиспользуемого инструмента.

     Всему этому надо учиться. В «Сервисе» уже прошел первый цикл экономических занятий. Увы, далеко не все ими заинтересовались. Сказала же одна из лучших мастеров города: я свою зарплату считать умею, этого мне хватит. Даже новый Закон о предприятии, как выяснилось на совещании у директора, никто из мастеров не читал. Решили, что к парикмахерским это не относится. Вроде бы парикмахерская – не предприятие, хотя прибыль, налог, амортизация – все это и о ней. В письме категорично сказано: «Получая 20 % от выработки, мы никак не можем быть нерентабельными...»

     Но экономический  анализ за полугодие  показал, что по выработке на рабочее место среди салонов семерка на последнем месте, среди парикмахерских города тоже имеет   самые низкие показатели.  Дважды мы встречались по поводу жалобы. И дважды слышали упреки: все парикмахерское хозяйство «Сервису» в тягость, в ущерб. А салон № 7 и своим собратьям - как соринка в глазу. Но когда, по каким причинам стал терять салон свои позиции? По-моему, нет у объединения четкого понимания этого процесса. Да и откуда ему взяться, если только с октября прошлого года в салоне сменилось четыре заведующих, да и директора  объединения меняются постоянно? Вызывает уважение  напористость  сегодняшнего руководителя  Л.Б. Федореевой, интерес к экономическим расчетам, к новым формам  работы, стремление растормошить, заставить людей думать, считать, критически оценивать ситуацию. Но настораживает и несколько раз употребленное ею: «Я, конечно, не специалист». Имеется  в виду парикмахерское дело.

     «27 лет складывался коллектив салоне № 7, упорным трудом, терпением мастера обретали клиентов». Это строки из коллективной жалобы. Суть ее в том, что обнаружив отставание салона, руководство объединением решило принять срочные меры. Родилась идея – создать на его площади молодежную парикмахерскую «Авангард». «Перевести парикмахеров, косметиков, маникюрш в другие салоны-парикмахерские города с 1 сентября 1990  года... ознакомить...с данным приказом под роспись», - приказывает Л.Б. Федореева. На их места  подготовлены молодые девушки. На столе у Людмилы Борисовны макет оформления «Авангарда»: подиум, лепные потолки, игральные автоматы, ажурные решетки, изящный фасад. Где-то за этим фасадом остались слезы и обиды проработавших здесь десятилетия мастеров. Заплачут скоро и сотни клиенток не авангардного возраста, потому что потеряют не только своих мастеров, но и самих мастеров, но и вообще всю парикмахерскую – кроме «Авангарда» других точек здесь не предвидится. И не стоит обижаться на их привязанности – это достижение мастеров.

     Для меня не стало убедительным  решение именно так создавать авангардную парикмахерскую. Что она нужна – можно согласиться. Как нужны и  планируемые в объединении детская парикмахерская с нарядным холлом в центре города, салон для ветеранов со сниженными ценами. Но, возможно, мы получим и новые жалобы? Как-то надо их избежать. Заслуживают бережного отношения наши парикмахеры, они главное сберегают для нас: настроение,  здоровье, время.  Создают пусть и не шины и моторы, но красоту. И называют их мастерами за творчество,  без которого ни макияж, ни вертикальная завивка немыслимы. А мастера и так обделены. Всю смену на ногах, всю жизнь без нормального обеда, с отпуском в 18 дней и вредными условиями труда. Неслучайно к сорока годам у них и астма, и аллергии, и радикулиты, и сосудистые заболевания. А очередь на квартиры? В общем, чем дальше по вертикали, тем грустнее...

     Северный рабочий, 1 августа  1990 г.


Рецензии