Надежда на возрождение

Фэндом: Булычёв Кир «Приключения Алисы», Исторические события, Арсеньев Сергей Владимирович «Ленка-пенка» (кроссовер)
Основные персонажи: Алиса Селезнёва, Лена
Пейринг или персонажи: Лена (она же Алиса в прошлой жизни), Анна Сергеевна (она же бабушка Лукреция)
Рейтинг: G
Жанры: Джен, Ангст, Флафф, Драма, Психология, Философия, Повседневность, Hurt/comfort, Пропущенная сцена

Размер: Мини, 5 страниц
Кол-во частей: 1
Статус: заморожен

Описание:
Как и почему бывшая дворянка общается с дочерью пролетариата?

Фанфик можно считать дополнением к этому -
https://ficbook.net/readfic/3223032

Часть 1
- Анна Сергеевна, я давно хочу спросить -
почему вы со мной общаетесь?

- А почему ты со мной общаешься?

- Потому что мне очень интересно с вами.

- Ну вот и мне, Лена, тоже интересно с тобой общаться.

- Но почему вам со мной интересно?
С вами-то всё понятно - вы мудрая образованная женщина,
вы много знаете, у вас очень интересные мысли.

А я что? Я пока ничего толком не знаю и не умею.

- Когда ты будешь в моём возрасте -
тогда ты и поймёшь, почему старым людям интересно общаться с молодёжью.

- А почему вы именно со мной общаетесь?
Молодёжи-то полно в нашем дворе.

- А с другими мне неинтересно.

- Но почему? Они же такие же, как я.

- Не такие же.
Да, большинство из них - неплохие ребята.
Даже хорошие. Даже, наверное, очень хорошие.
И Валя, и Толик, и твои братья, и братья Кругловы.
Но...

- Что?

- Я не могу.

- Почему?

- Потому что я не могу забыть.

- Что забыть?

- Не могу забыть страну и народ, которые были уничтожены.
Причём при вашем участии.

- Нас?

- Ну не вас, не тебя, но ваших родителей, Лена.
Твой отец тоже ведь участвовал в этом - на стороне красных в Гражданскую.

Да, не ты и твои ровесники уничтожали народ.
Но ... вы же тоже разделяете идеологию тех,
кто уничтожал народ.
И вы готовы идти за теми, кто уничтожает.

Вы тоже радуетесь победе красных,
тоже одобряете все совершённые преступления против своего народа...

Совсем скоро вы станете взрослыми -
и тоже сможете участвовать в уничтожении своей страны...

- Мы не считаем, что мы уничтожаем страну.

- Ну ещё бы.
Вас хорошо обработали...
Но проблема в том, что вы даже не берётесь думать своей головой, наблюдать и анализировать.
Вы просто верите своим поводырям...

- Но что конкретно вы считаете преступлениями?

- Хм... знаешь, девочка, тебе не нужно слушать эти мысли старухи.
Если хочешь знать, как всё на самом деле -
сама наблюдать, думай, анализируй, читай.
А я не стану тебе ничего говорить, чтобы не подвести тебя.

А то ты ещё ляпнешь где-то то, что я тебе скажу,
а тебя и твоих родителей больше никто в этом доме после этого не увидит.
А то и ваших соседей заодно.
А при этом мама Кругловых ещё и в положении опять, верно?

- Да.

- Ну вот. Не надо вам моей агитации.
Хватит с вас агитации ваших вождей.

...Довольно с тебя с того, что ты ко мне заходишь.
Уже это рискованно, да ты же упрямая -
не хочешь меня стороной обходить.

Ну да ладно - авось обойдётся,
не привлекут тебя и твою семью за общение с бывшей.

Может, посчитают меня выжившей из ума старухой,
до которой никому не будет дела.
До сих пор же не трогали...

Мне-то всё равно - я долго жила,
старость не радость, всё хорошее давно в прошлом.
А вот тебе, девочка, ещё жить да жить.

- Вам тоже надо ещё долго жить.

- Да зачем это?

- Ну не знаю... просто чтобы радоваться жизни.

- Девочка моя, это вам, детям, кажется,
что жизнь - это сплошная радость.

Вы ещё не разучились воспринимать благодать жизни, солнца.
А мы, старики, совсем другие. Мы разучились.

- Но вас же наверняка что-то радует.

- Устала я, чтобы радоваться. Усталость не позволяет.
Я столько видела и пережила подлости и горя, что...

- Простите.
Я, наверное, в самом деле не понимаю чего-то.

- Не понимаешь. Но извиняться за это не надо.
Ты пока и не можешь понимать...

Но знаешь - есть у меня радость одна.
И есть ради чего ещё пожить.

- ... А какая? Если это не секрет, конечно.

- Да какой там секрет.
Радость эта - наблюдать за тем, как после пожара
в нашем народе появляются новые здоровые силы...

Да-да, я говорю о вас, молодёжь.
... Вы конечно наивные до невозможности...
И это может вас погубить... это заставляет за вас тревожиться.

Но вы благородные... Да, благородные...
Вы любите свой народ...
Вы готовы много трудиться для того, чтобы ваша страна процветала...

В вас оживает великая потребность Служения своему народу,
которое и до вас вело многих славных борцов за жизнь нашего народа...
Которое и делает народ великим...

И вот ради этого я бы пожила ещё -
ради того, чтобы убедиться, что вам удалось залечить все страшные раны народа.
Нанесённые с вашего ведома, позволения и даже при вашем участии (( ...
Чтобы увидеть, что народ вновь ожил.
Но, увы, до этого я вряд ли доживу. Старая я слишком.

- Ну что вы - вы ещё нас переживёте.

- Типун тебе на язык!
Это надо же такое сказать!

- Ой, простите, я опять не то что-то ляпнула.

- Да уж - не то.
Ты не тушуйся - я понимаю, что ты просто приятное старухе хотела сказать.
А получилось нескладно.

Да знаешь ли ты, какой это кошмар - пережить близких людей...
Врагу не пожелаешь...

- А мы вам...

- Да, Лена. Вы мне в каком-то смысле тоже близкие люди.
... Не родные, конечно.
Но ... но когда видишь,
как ребятишки при тебе нарождаются,
да растут годами - они тебе становятся как родные ...

... Сначала-то мне было больно и дико видеть,
как на развалинах моего мира, нашего общего великого мира
рождаются дети -
казалось, что это невозможно...

что в той скорби, которая накрыла нашу землю,
просто не могли, не должны были рождаться дети...
Казалось, что это несправедливо по отношению к уничтоженным...

Но вот потом... оттаивать я стала понемногу...
Вы же такие беззлобные, такие невинные, так искренне всех любите...
И вы не успели ещё замарать себя уничтожением своего народа...

А то, что вы верите в необходимость и оправданность тех деяний -
так это же по неведению и глупости...
Потом поумнеете... Не идиоты же вы... И не подлецы...

И вы - представители того же самого народа,
который был так жестоко и, казалось бы, необратимо, покалечен.

Ан-нет... есть ещё порох.
Да вот хоть ты - в тебе же благородства на десяток породистых княгинь.
Вот это и внушает мне надежду.

- Во мне?

- Да, милая, в тебе.
Не удивлюсь, если среди твоих предков есть весьма родовитые и благородные персоны.
Хотя и среди "простых" тоже не так уж редко встречаются истинные бриллианты по благородству.

Я же давно за тобой наблюдаю.
Очень уж мне было интересно, какой окажется новая поросль.
И интерес оправдал себя. - Хорошая поросль.

- А разве благородство - это не общая черта всех людей?

- Может и общая.
Но не все своим благородством пользуются -
кто-то считает, что ему ни к чему быть благородным.

А то, что лично ты замечаешь во всех благородство -
так это просто ты воспринимаешь их сквозь собственное благородство.
Да ещё чуешь, какими люди станут, а не какими являются.

Тебе надо это учитывать.
Это хорошее качество, конечно.
Но надо делать скидку на то, что люди пока не такие, какими тебе кажутся.
Чтобы не разочаровываться.
И чтобы не попадать в неприятности.
Не все очаровываются хорошим отношением к ним.
Есть и такие, кто готов этим пользоваться для обмана.

...Вот я и учу тебя понемногу жизни да манерам.

Ох, милая моя, тебя мне ещё учить да учить.
Вот и ещё одна причина задержаться мне на этом свете.
Научить тебя всем премудростям.
Тогда я смогу спокойно уйти, зная, что ты вооружена знанием жизни и людей.

- Но почему вы так за меня переживаете?
Всё нормально у меня будет.

- Надеюсь, очень надеюсь.
А переживаю - потому что хочу, чтобы народ наш возродился.
А ты - одна из тех личностей, которые как раз и нужны народу для возрождения.

Ну и просто сама по себе ты мне симпатична.
... Я свою юность вспоминаю, смотря на тебя.
Чем-то ты на меня в юности похожа.

Примечание к части
Эта беседа в той реальности, в которой не было блокады.
Году в 1942-м.


***

есть там - https://ficbook.net/readfic/3384464


Рецензии