Вы любите своего ребенка?

От автора
          Разрешите начать с вопроса.

          Как Вы относитесь к так называемым «европейским ценностям»?  К системе  обучения, к принципам воспитания, к ювенальной юстиции в ее западном варианте, к однополым бракам? К «свободе личности», к «терпимости»,  (невольно вспомнилось старое название публичного дома – дом терпимости, это Вам ни о чем не говорит? Никаких ассоциаций не возникает?).  Если все «ценности» Вас удовлетворяют и вдохновляют…  закройте эту книгу. Зачем Вам портить себе нервы? Она Вас будет раздражать. Может быть, даже злить.
          Поверьте, мне бы очень этого не хотелось.
          Не хотелось бы потому, что в Мире и без того много злости, много зависти, много ненависти. Это же страшно! Мы уже задыхаемся в этом энергетическом мусоре!
А очищать планету от этого мусора придется нашим детям, детям наших детей и их внукам, всем тем, кого мы искренне любим! Зачем же мы оставляем им такое «наследство»?
             Если Вы поклонник «европейских ценностей», если Вам хамон и фуа-гра дороже Родины,  если Вы всерьез считаете, что Родина  обязана беречь, холить, лелеять и удовлетворять Ваши «маленькие буржуазные радости», тогда простите меня ради Бога, я пишу не для Вас.  Моя Родина – моя Россия,  моя Украина, моя Белоруссия, мой Казахстан, весь русско- и не русскоязычный мир, который желает Миру добра и света, радости и процветания. Который желает ему Жизни! Богатой, здоровой, счастливой, духовно наполненной жизни!



Часть 1.

Профессия – родитель, призвание – учитель.
Или наоборот?

Есть единственная могучая духовная сила, которую ни с чем нельзя сравнить, которая способна запечатлеть в душах наш образ — образ настоящей человеческой красоты. Эта сила — великое богатство человеческого духа — любовь. Будем же создавать это богатство своей жизнью. Если есть она в наших родительских сердцах - есть чем воспитывать детей.
Человеческая любовь — могущественная сила воспитания.
В.А. Сухомлинский

ВЫ ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА?

Что за вопрос? – удивится или, скорей всего, возмутится каждая мать и каждый отец.
- Конечно, люблю.
А многие еще добавят:
-    Я безумно люблю своего ребенка.

Вот то-то  и  оно!
Мы, действительно, любим своих детей и любим БЕЗУМНО.

А давайте любить их
УМНО!
;
Глава 1

Взяться за эту книгу меня заставил мой внук, мой маленький учитель и
духовный наставник. Это его вопросы, его детские высказывания, приведенные в книге,  зародили во мне не только острый интерес к его личности, но и к тем исканиям, ошибкам, находкам, которые всегда занимали умы неравнодушных людей.   

А ещё – удивительный человек, педагог от бога,  человек, вся жизнь которого была отдана детям, человек, чья смерть стала  шагом в бессмертие.

«Жизнь Януша Корчака, его подвиг изумительной нравственной силы и чистоты явились для меня вдохновением. Я понял: чтобы стать  настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце».

Василий Александрович Сухомлинский

Имя Януша Корчака и его книга «Как любить ребенка» навсегда вошли в педагогику и в мировую сокровищницу культуры так же, как имена В.А. Сухомлинского - «Родительская педагогика»,  А.С. Макаренко и его «Педагогическая поэма», доктора Бенджамина Спока – «Ребенок и уход за ним»,

Наверное, каждая мать или каждый отец может написать свою «педагогическую поэму», даже если они воспитали только одного ребенка, и у них нет опыта прославленных  корифеев педагогической науки. Каждый ребенок – это действительно целый мир, и создание этого мира, сотворение его – акт величайшей любви и незаметного, повседневного гражданского и человеческого подвига.
Как помочь  ребенку освоиться в этом мире?
Мне кажется, прежде всего, не мешать развитию его индивидуальности. Наоборот, всячески способствовать ее развитию. Ведь старшее поколение уже не успевает за молодежью, привыкшей пользоваться мобильными телефонами и компьютерами буквально с дошкольного возраста.
Вместе с ростом технологической оснащенности растут проблемы сохранения гуманистической направленности достижений в социуме. Уровень гуманизма, нравственности в обществе,  хотим мы этого или нет, катастрофически быстро падает.
Стоит ли стенать и заламывать руки, покорно ожидая конца света?
Наверное, не стоит.
Если бы не было всех этих болезненных симптомов, мы бы и не подозревали о существовании болезни. А так мы еще можем предпринять какие-то меры.
К сожалению, в суете повседневности, в заботах о нынешнем и будущем благополучии  наших чад мы забываем какие-то важные моменты становления их личности, упускаем какие-то возможности, не замечаем, как рядом с нами, в нашем саду расцветает удивительный цветок. Как сверкает, играет, переливается всеми оттенками радуги капелька жизни. Той жизни, которую мы, родители, произвели на свет, явили миру. За которую несем ответственность перед Богом и перед людьми, перед всем Миром, ибо капелька эта уникальна, неповторима.
Она – единственная на всем белом свете.

«Материнские, отцовские чувства трудно передать словами. Их может вполне постигнуть лишь тот, кто сам стал отцом или матерью… С той поры, как частица от твоей плоти стала дышать и открыла глаза на мир, ты возложил на себя огромную ответственность: каждое мгновение, видя своего ребенка, ты видишь себя. Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство».
В.А. Сухомлинский

Химмельфартштрассе – Улица в небо.
Так называлась дорога в газовую камеру концентрационного  лагеря  Треблинка, одной из «фабрик смерти»  на территории Польши. Гитлеровцы строили свои лагеря смерти на местах древних славянских поселений. Треблинка была в древности местом, где находилась кумирня славян -  огнепоклонников. Фашисты создали здесь свой жертвенник – кровавый алтарь зла, где огонь кормили человеческим мясом.
От железнодорожной станции до деревни  ведет мощенная булыжником дорога длиной … в десять минут. По этой дороге, теплым и ясным августовским днем,  прошел свой последний путь Януш Корчак.  Талантливый врач, писатель и педагог, широко известный в Европе, он никогда не имел своих детей, но всю свою жизнь посвятил детям. Он знал и любил их так, что все дети мира могут считать его своим отцом, старшим братом, учителем и другом.
Лучшим подарком детям из Дома сирот, директором которого работал Януш Корчак, был ежегодный летний поход по лесам, полям и весям, с ночевками под звездным небом, с задушевными беседами у  костра и с захватывающими рассказами о Вселенной, о Мире, о Солнце. 
Удивительный человек! Хрупкий, изящный, с могучей волей, с огромной силой любви и добра.  После очередного привала он вскакивал на ноги и бодро говорил:
- Пошли дальше!
- Куда? – спрашивали самые нетерпеливые.
- К солнцу. К Солнцу! – отвечал Корчак и вел их за собой.
И дети шли за ним с той тихой, звенящей радостью, которую дает ощущение доверия, сознание того, что мир велик, справедлив и широко распахнут для каждого, кто открывает ему свое сердце, что завтрашний день будет лучше сегодняшнего, потому что так велел старший друг и наставник. Мудрый и чуткий, строгий и нежный, все понимающий и все умеющий.
Никто не знает, что испытал этот человек, когда 5 августа 1942 года вывел своих детей, 200 человек, из детского дома, в лучших, парадных костюмчиках, под зеленым знаменем, символом мира и добра. Вывел в последний путь.
Путь на Голгофу.
Путь в газовую камеру Треблинки.
Человек, который мог спасти свою жизнь и отдать ее другим детям, предпочел смерть вместе с этими детьми.
Что же я говорю?  «Мог спасти…»  Не мог! Потому что не было для него жизни, не было других детей после измены этим, глядевшим на него ясными доверчивыми глазами, верящим ему, идущим за ним к Солнцу. И он шагнул в смерть, отдавая им последнее, что мог дать – свою жизнь, свое утешение, свою любовь. Он выбрал единственно возможный для себя путь – с детьми и для детей.
Сегодня много спорят о том, был ли прав Януш Корчак в своем последнем решении, но для него не было и не могло быть другого. Как не было другого пути у Христа, несущего свой крест к месту своей казни. Да, Корчак не все сказал, не всему научил, он рано поставил точку в своей сказке о Солнце. Но от этого каждое его слово стало ещё весомей, ещё дороже, ещё мудрей. Читая и перечитывая его книгу «Как любить ребенка» мы понимаем, что именно этот человек знал истину -  нет, и не может быть в мире ничего выше любви.
Любовь к человеку отвергает всякое насилие над человеком. Никакое насилие не может совершаться во имя любви. Только любовь изменит мир, сделает его добрее и разумнее.

Глава 2.
- Бабушка, знаешь, я вчера сам с собой играл в прятки.
- Ну, и как, нашел себя?
- Нет, я очень хорошо спрятался.

Каждый из нас хоть раз в жизни задумался: что я делаю в этом мире? Что ищу? Чего добиваюсь? Что мне нужно больше всего? Для чего я здесь, на Земле?

Мы начинаем этот поиск ещё в детстве. Потому что настоящими мы бываем только в детстве, когда еще не знаем человеческих законов, правил, когда полностью слиты с миром, когда мир для нас полон тайн и открытий, но так добр, удивителен и радостен! Когда солнце светит для нас, дождик омывает наши сердца, радуга коронует наши головы, птицы поют для нас, цветы улыбаются нам, звери разговаривают с нами.
Когда мы и есть этот самый огромный МИР.
Я никогда не поверю в то, что человек рождается для страданий. Человек рождается для счастья. Мы сами теряем на дороге жизни частицы своей души, своего настоящего мира, частицы СЕБЯ. И от этого страдаем. И поэтому ищем СЕБЯ всю свою жизнь.
Увы, многие из нас (и я в том числе) начинают понимать это слишком поздно. Хотя, опять таки, что ж я говорю? Никогда не бывает поздно! Как там говорится? Лучше позже, чем никогда. Да, лучше поздно понять, но всё-таки понять, что мы сами,  именно мы, педагоги, родители, бабушки и дедушки, БЕЗУМНО любящие наших учеников, детей и внуков, отнимаем у них радость.
Мы заставляем их быть похожими на нас, а они совсем другие, и стремятся быть похожими на самих себя, быть самими собой.   Мы отнимаем у наших детей ШАНС стать совсем другой личностью, в чем-то похожей на нас, в чем-то дополняющей нас, обогащающей.
Мы отнимаем у них возможность показать, хотя бы намеком, свой собственный талант (а мы ведь помним, что талант есть у каждого), не можем помочь ему раскрыть этот талант, поскольку зачастую даже не догадываемся о его особом даре. Не даем возможности реализовать полностью его способности. 
И, значит, даем миру еще одного человека, который не чувствует, не может чувствовать себя счастливым. Потому что человек, не реализовывающий данные ему от природы способности, к сожалению, обязательно несчастлив. Он интуитивно, подспудно ощущает, что ему чего-то жизнь не додает. И поскольку часто он и сам не знает, к чему у него способности, в чем его призвание, жизнь его превращается в сплошной сумрак.
Без радости.
Без надежды.
Без просвета.
Иногда такому человеку все же удается вырваться из капкана и, пусть поздно, но найти свое место в этом мире. Но это очень-очень нелегко. Внешние обстоятельства, чаще всего, уже не позволяют изменить жизнь настолько, чтобы реализовать свои возможности и воплотить мечты. 

Еще Антон Семенович Макаренко писал о том, что современная ему педагогика не может определить цели воспитания, но ищет и устанавливает методологию так, как будто цели всем и каждому давно знакомы. 
Честно говоря, я даже удивилась.
Разве эти цели – нечто непонятное, неопределенное? Ясно же, что цель воспитания одна – вырастить человека.
Настоящего человека.
Теперь все чаще звучит «успешного человека». Согласна, тысячу раз согласна, с одной маленькой оговоркой – успешными должны быть все дети.  И, на мой взгляд, лучше было бы растить и воспитывать «счастливого человека» - homo beatus. 
Голубая мечта?
Но если бы люди не мечтали, где бы сейчас было все человечество, вся цивилизация?
В каменном веке.

Конечно, современная педагогика определяет цели воспитания.  Солидно, серьезно, научным языком. 

Но иногда мне кажется, что все мы сегодня, в том числе и наша наука (в частности, ее гуманитарные направления), простите меня, Бога ради, просто сходим с ума.   
Пример? Пожалуйста. Отсылаю читателя по точному адресу:

«Практика педагогических исследований показала, что выполнение работ такого типа требует большей меры  познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование  квалифицированного читателя с развитым эстетическим  вкусом  и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию».

ЕГЭ 2009. Самые новые реальные задания.
Федеральный институт педагогических измерений. Официальный разработчик контрольных измерительных материалов для единого государственного экзамена.
Авторы-составители: С.А. Зинин, О.Б. Марьина, Н.А. Попова.
Директор А.Г. Ершов
 М. АСТ, 2009. Стр. 38   

Красивые слова! Но КТО ТАКОЙ «квалифицированный читатель»?
Тот, кто знает терминологию? Умеет отличить синекдоху от метафоры?
Мы, еще совсем недавно «самая читающая нация в мире», не оттого ли скатились  куда-то очень далеко от этого первого места из-за того, что из нас пытаются сделать «квалифицированных читателей»? Я бы поняла, если бы литература прививала вкус к чтению как таковому, давала какие-то ориентиры при выборе тех произведений, которые просто необходимо прочесть, и которые теряются в море макулатуры, заливающей густой темной волной полки наших  книжных магазинов.  Я понимаю -  в наш век сумасшедшей погони за земными благами, за деньгами и теми удовольствиями, которые можно на них купить,  такое отношение к книге естественно. Купил книжонку, прочел и выбросил в мусорный бак. (Даже макулатура теперь никому не нужна! Это сколько же леса просто улетает в трубу, лишая землян кислорода – того, что дает нам жизнь!).  Но, привыкнув выбрасывать книжки в мусор, мы спокойно выбрасываем в мусор Пушкина и Достоевского, Гоголя и Тургенева, и еще массу удивительных книг, которые служили многим поколениям духовными маяками, точкой отсчета себя как личности. 

И не помогает нам наша читательская «квалификация».  Потому что душу из нас вынули и выхолостили. А без живой души кому нужен «Евгений Онегин», «Война и мир», «Мертвые души», «Идиот», кому нужен Гёте и Манн, Шекспир и Диккенс,  Стендаль и Бальзак и еще огромный перечень авторов и произведений,  тех самых, которые развивают эстетический вкус и потребность к «духовно-нравственному и культурному развитию».

А кто такой «квалифицированный потребитель»?
Я не понимаю.
А вы?

Глава 3
- Зачем вы меня родили? Я вас  просил?!

Думаю, такой возмущенный крик души слышали многие родители, настойчиво добивающиеся от своего чада чего-то, что он не только обязан сделать, но ещё и обязан быть благодарным за то, что мы заставили его это делать.
Мы все знаем, что дети – наше будущее.
Наше ли?
Выполнив (или не выполнив) свой долг на этой Земле, мы уйдем. Уйдем, скорее всего, надолго. Дети останутся выполнять свой долг, а может быть, и наш. Поэтому дети - не наше будущее. Дети – это будущее планеты, будущее человеческой популяции, будущее жизни. Почему мы же хотим, чтобы они стали такими как мы? Разве мы столь совершенны, столь безупречны, что нам нечего больше желать?
Дети должны быть лучше нас!
Иначе человечество перестанет развиваться, перестанет двигаться вперед по пути эволюции, остановится и загниет, как вода в бессточном озерце, не питаемом свежими родниками. Мы требуем от детей уважения к взрослым, потому что они взрослые, но кто и  когда требует от себя и от окружающих уважения к детям, потому что они - дети? Потому что их устами «глаголет истина». А почему она «глаголет»? Потому что дети ещё не имеют наших предрассудков, наших страхов, наших дурных привычек, ошибочных взглядов, легкомысленных поступков.
Они чисты душой.
Разве это не повод для уважения?
Мы живем в мире, в котором правит не «гомо сапиенс», а «гомо рапакс» - человек – хищник. Если бы мы были разумны, разве мир был бы таким? Почему же мы не уважаем тех, чьи помыслы чисты, стремления естественны, суждения правдивы, потому что идут от сердца? Почему мы считаем их меньше себя, ниже себя, глупее себя? Потому что они еще не знают законов маркетинга и не умеют обращаться с компьютером? Но они знают то, что мы давно забыли, что выбили из наших голов и сердец наши родители, родители наших родителей, наши учителя (тоже родители). Они знают, что мир добр и прекрасен, а мы в это уже не верим. Мы растеряли себя, свою душевную щедрость, свою сердечную радость в погоне за жизненными благами, нами же придуманными приоритетами.
А всё во имя чего?
Во имя детей.
Во имя их настоящего и будущего, во имя их обеспеченной счастливой
жизни. Парадокс: отнять счастье ради счастья.
Мы требуем от детей совершенства, даже не зная, что это такое, поскольку несовершенны сами. Мы требуем от них уважения, но не уважаем сами. Мы требуем от них любви, а сами руководствуемся чем-то очень далеким от неё. Мы сами растим из них либо забитые, пугливые, безвольные существа, либо бунтарей, не соглашающихся расстаться с собой, со своей чистой душой, со своими глубокими чувствами. 
Кем будет наш ребенок?
В чем его счастье?
А в чем наше счастье? Мы это знаем?
Чего он хочет?
А разве он может хотеть, он же ещё маленький…
А лет через пятнадцать, а может быть и раньше, он вдруг заявляет нам, что у него своя жизнь, и с нами он не согласен.

«Лет через пятнадцать он обращен к будущему, ты – к прошлому. У тебя воспоминания и привычки, у него поиски нового и дерзновенная надежда. Ты сомневаешься, а он ждет и верит, ты боишься, а он бесстрашен. Юность, если она не глумится, не проклинает, не презирает, всегда стремится переделать несовершенное прошлое».

В этих словах Януша Корчака вся философия воспитания, квинтэссенция жизни, сохранения и улучшения человеческого рода на земле.
- Да, - скажете вы, - но я мать или я – отец, и я хочу, чтобы мой ребёнок не
повторял моих ошибок, чтобы он был счастливей меня, здоровее меня, лучше меня! И я сделаю всё, чтобы уберечь его в этом ужасном мире, чтобы он не упал, не разбился, не порезался, не связался с плохой компанией, не женился на стерве, не обанкротился, не убил и не стал жертвой.
Всё правильно.
Вопросов нет.
А может, и есть.
Один вопрос, но самый главный: как это сделать?
И ответ есть только один: любить своего ребенка, но любить УМНО. Тем более, что в наше время, время не родившихся детей, каждый человеческий детёныш для мира  ценен и важен во сто крат. (Вот я, например, вырастила только одного ребёнка, а могла бы вырастить несколько, потому что Бог давал мне нескольких, да вот всё что-то мешало: частые переезды, отсутствие жилищных условий, отсутствие денег, желание самореализоваться в чём-то другом… А вдруг среди тех, данных мне, но не рожденных мною детей, был самый ценный для мира и для меня человек?).
Сделанное сделано, его не вернёшь, но можно отдать всю любовь этому или этим родившимся детям и детям их детей, и будущим детям, и всем детям,  которых мы знаем, видим, с которыми встречаемся в нашей жизни. И здесь, я думаю, самое главное – не забывать и не путать «хорошего» ребенка с «удобным» ребёнком.
Да, бывают «удобные» дети – тихие, спокойные, послушные, усидчивые, а бывают жутко «неудобные» - шумные, озорные, вредные, непокорные, капризные, рассеянные, растрепанные. Но кто из них хороший, а кто плохой?
Правильно! Жизнь покажет.
Пытаться силой переделывать ребёнка совершенно бесполезно, вы, наверное, это уже заметили.

• «Тебе не заставить живого, задорного ребенка стать сосредоточенным и тихим; недоверчивый и угрюмый не сделается общительным и откровенным; самолюбивый и своевольный не станет кротким и покорным… нужно, чтобы он сам захотел измениться…»
Януш Корчак

Но ведь надо же сделать что-то, чтобы озорной малыш не стал злостным хулиганом, чтобы умный способный ребёнок не превратился в пьяницу или наркомана, послушная девочка - в подругу бандита или в проститутку!  Ой, надо!
Ой, как надо!
И опять один рецепт. Трудно отрешиться от безумной любви к своему ребёнку, трудно научиться любить УМНО и при этом ЛЮБИТЬ!
Но… надо.
Ох, как надо!


Рецензии