Эссе Энтомология

Энтомология — это раздел зоологии, посвященный изучению насекомых с позиций их систематики, эволюции, морфологии, физиологии и т. д. С одной стороны, а именно со стороны внешней, это конечно так, но данное определение звучит настолько сухо, словно за занавесью всех составляющих его слов не кроется ни одной живой души. Однако это совершенно неверно, нас там полно. И я расскажу вам что из себя представляет на самом деле энтомология.

Мы – энтомологи – все без исключения коллекционеры. На самом деле склонность к «собирательству» неотъемлемая черта всех представителей нашего вида. Эта черта проявляется тысячами тонких граней и разновидностей: коллекционирование имеет широчайший диапазон – от камней, бутылок и сигаретных пачек до историй, партнеров и впечатлений. Но мы, энтомологи, коллекционеры особого рода. Мы охотники за красотой. Красота, между прочим, тоже колеблется в огромных пределах – от «красоты прекрасного» до «красоты безобразного». От бабочки до медведки. От богомола и до саранчи. Ведь красота – это прежде всего тайна, это загадка. Глуп тот, кто не видит ее в безобразном. Поскольку в безобразном всегда больше тайны. Ужасное же невозможно таинственно. Отсюда и страх безобразного. А кто не боится того, чего не понимает?

Красота есть во всем, нужно просто суметь увидеть. А чтобы поймать ее в точке невозврата посреди трепетного порхания – уж, поверьте, для этого нужен особый дар. Подобно пуле снайпера или стреле легендарного лучника, наши булавки не знают промаха, захватывая на лету и унося в историю. Вам, наверное, это кажется все еще весьма простым и примитивным, но вы должны понимать – мы сбиваем не просто движущуюся цель, наши цели всегда передвигаются в пространстве и времени. Если вы до настоящего момента не задумывались над этим, то подумайте сейчас, и, я уверяю вас, вы увидите охотников всех мастей уже совсем под иным углом и в другом свете. Каждая цель пересекает пространство-время, пока не попадет в наши прицелы. Что было с этой целью раньше, разве это важно? Важно только одно – момент, когда она исчезает. И исчезает прежде всего как цель. Так что мы коллекционеры именно таких моментов – тех моментов, когда полет обрывается. Сколько же в этом глубины и скрытого смысла!

Этимология энтомологии такова, что посмотри вы на ситуацию с нашей стороны, как вам немедленно стало бы очевидно, что мы, энтомологи, - успешные пользователи «взгляда Горгоны», как бы пафосно это не звучало. Один взгляд – и ты букашка на картонке. Так делаются открытия - с первого внимательного взгляда, но не любовь. Казалось бы, какая же это власть! Возможно, не каждому она и под силу. Возможно, кого-то она сломает и превратит в тирана и самодура. Но не нас. Мы другого порядка. В наших действиях нет надменного садизма и мелкой жестокости. Я готов допустить, что мы не сильно уважаем чужое пространство-время. Точнее даже будет так: мы не сильно уважаем вероятное, предполагаемое пространство-время наших целей, то есть то, которое было бы возможно, не случись на их пути булавки. Но ведь это совершенно не научный подход. А мы, энтомологи, в первую очередь ученые.

Что сказать, да и могут ли быть какие либо слова, когда в линзе бинокулярной лупы ты видишь Graphium agamemnon? Или же Papilio demoleus? А это ведь только два представителя отряда бабочек из ста сорока тысяч видов! Знаете ли Вы, сколько всего видов насекомых известно науке? Более миллиона! Но предположительно, что их все полтора, а то и два миллиона! Способна ли булавка причинить хоть какой-нибудь вред с точки зрения вселенной? Даже миллион булавок – всего лишь песчинка железной руды на всем этом фоне. Таково оправдание, которое мы находим своим действиям. Но мы пойдем еще глубже. Порой именно момент прекращения чьего-то полета дает стрелку возможность почувствовать хрупкую основу своего пространства-времени. Лишь в момент достижения пулей цели к тебе может прийти чувство этой вечной сиюминутности. Через это и познаем мы себя. В полном же знании есть божественное. И да, не все еще нами, энтомологами, исчислено, взвешено, разделено и записано. Но коль сумма всех знаний рождает бога, мы, энтомологи, говорим – мы на верном пути. Пусть порой мы высокомерны, но почему бог должен чураться высокомерия? Да, вероятно, мы считаем себя вправе распоряжаться жизнью и смертью тех, кого по каким-то причинам считаем ниже. Но ведь и эта черта не чужда богу. Только изучая способы нанизывания на булавку, ты сможешь понять как самому избежать булавки. Вот что на самом деле представляет из себя энтомология.


11 июля 2016г.


Рецензии