Раскол
Оно называлось «раскол», состояло из загона для коней и примыкающим к нему специальным лабиринтом, построенными из крепких, толстых, врытых в землю столбов, с заливкой оснований бетонным раствором, с прибитыми к ним горизонтально толстыми жердями при помощи огромных железных ребристых скоб, изготовленных на кузне. В отличие от загонов для овец, это строение в моих глазах представлялось в детстве просто фантастическим. Издали раскол, на фоне голубого неба на сопке, зеленой – летом, зимой - белой от снега, действительно выглядел волшебным, не земным строением, не только в моих, но и в глазах взрослых, особенно приезжих людей. Все спрашивали, а что это у вас там? Раскол предназначался для «медосмотров», лечения, подковки лошадей. В узкой части раскола имелись особые перегородки, опускавшиеся сверху вниз или задвигавшиеся сбоку, так, что несколько лошадей оказывались каждая в своей «клетке» и могли только стоять, не имея возможности ни лягнуть, ни взбрыкнуть. Затаив дыхание, мы, дети, наблюдали, как табунщики, загнав в загон табун и прогоняя коней по одному через раскол, вместе с ветеринарами, зоотехниками осматривали каждого из них со всех сторон, заглядывали им в пасти, заставляя оскаливать зубы, осматривали даже уши, прямо как детям на медосмотре, дольше всего осматривали их ноги, копыта, иногда что-то бурно обсуждали. Некоторые кони имели ранки, чаще на ногах, иногда свежие, ветеринар обрабатывал их разными лекарствами, бывало, даже повязки делал — забинтовывал. Совсем как людям. И ругался, распекал работника, в ведении которого был данный конь. Язык не поворачивается сказать — «в эксплуатации». Тут же, в одной из клетей «раскола» кузнец со своими помощниками чистили копыта лошадей (об этом я вспоминала много позже, попав на маникюр-педикюр в парикмахерскую в студенческие годы), что-то отрезали-надрезали огромными ножницами, огромными же клещами сбивали-снимали старые подковы. Кузнец сам прибивал к их копытам - гвоздями! молотком! новые подковы, доставая их из разных ящиков и обсуждая перед этим с тетей Зиной, как зовут коня и его номер.
Наверное, коням было больно, но они от этого почему-то не плакали, не сопротивлялись, а послушно сгибали ноги и как бы прямо подавали свои ноги кузнецу. Наверное, им нравилось, когда кузнец очищал их копыта от набившейся грязи, травы, и множества мелких камешков, которых так много в степи, особенно на степных грунтовых дорогах. Подковы прибивались то на все четыре ноги, то на две передние. А тетя Зина искала «имя коня» в толстой амбарной книге и делала там какие-то метки. Прямо как нам, школьникам, отметки в классном журнале! Некоторым коням кузнец назначал «прием» у него на кузне, т.к. им нужны были особые подковы. Иногда мы видели, как закапывали какое-то лекарство в глаза коням, у которых глаза слезились, были красными - совсем как у людей. Каждый раз клеймили молодняк – раскаленным на костре тавром делали метку на крупе каждого коня, да так, что они от боли «плакали» настоящими слезами, капавшими, прямо как у плачущих людей, издавая вскрик, и укоризненно смотрели на обидчиков. Еще бывало каждому коню делали прививки, брали кровь на анализы, втыкая в их шеи толстенные огромные иглы — ударяя прямо кулаком по игле, чтобы проткнуть толстую кожу животного, через которые быстро капала кровь в подставляемые стеклянные пробирки. Много позже, при просмотре в кинокомедии Гайдая «Кавказская пленница» сцены, где огромным шприцем делают укол Бывалому, у меня мелькнула мысль: «а шприц-то похоже лошадиный, небось у ветеринаров взяли!».
Помнится, что такие мероприятия происходили не менее двух раз в год, весной и осенью. Мы, вся деревенская детвора, особенно мальчишки, бежали к «расколу» смотреть, даже сбегали с уроков. Взрослые каждый раз пытались нас прогнать, но потом милостиво разрешали смотреть, только запрещали подходить близко к «расколу», приговаривая «и мы были такими же». Пониже «раскола», у подножья этой сопки, за огородами деревенских изб, стоял загадочный домик, всегда с занавешенными окнами и чаще всего с огромным навесным замком на дверях, который назывался «ветлечебница». Именно оттуда ветеринары приходили к «расколу», приносили свои медицинские инструменты и туда же уносили все пробирки с кровью и прочим, потом увозили туда, где были лаборатории - на центральную усадьбу или в райцентр. В отличие от нынешних времен и нравов, тот домик с ценным содержимым был охраняем круглосуточно только навесным амбарным замком и никто на него не покушался.
Поступив учиться в первый класс начальной школы, каждый день жизни в селе я слышала множество незнакомых слов, смысл которых хотелось узнать здесь и сейчас же. Вне школы и помимо познаваемого из учебников, газет, книг, и от учительницы Галины Алексеевны. Правда, слово «ветлечебница» не было для меня новым русским словом, смысл его я уже знала с малолетства из-за работы своего деда на конюшне конезавода.
Здешним Хозяином ветлечебницы был высокий худой бурят, который почитался мной не только как доктор для животных, но и за то, что был коллегой моего деда и был таким же высоким. Тогда я еще не слышала, не знала об Айболите, не читала еще о нем. Наш Ветеринар дядя Мунко ходил с полевой сумкой, в которой всегда были разные лекарства, шприцы, бинты. Его жена была очень похожей на русскую женщину – светловолосая, с серо-голубыми глазами, всегда улыбчивая, добрая. На всю жизнь меня поразило ее умение так встряхивать и развешивать выстиранное белье своей огромной семьи, что оно не нуждалось в глажке. А теща Ветеринара, почему-то называвшая себя старшей сестрой своей единственной дочери, жила в другом селе, где мы жили раньше, и мы с Эжы не раз чаевничали у нее. В семье Ветеринара было очень много детей, больше десяти, но всего две из них - девочки. У Ветеринара была еще помощница – по-русски ее звали тетя Зина, а по-бурятски Ширап-Сэнгэ. Она выучилась на веттехника в далеком, загадочном тогда для меня, поселке Агинское, и жила с матерью в деревянном доме в русской части села. По происхождению она потомственный костоправ и часто к ней обращались люди, получившие травмы, как-то: переломы, вывихи, сотрясения.
Однажды зачем-то я была Эжы (бабушкой) послана к ней - с поручением или лечиться, т.к. лазая, где ни попадя, получала то ушибы, то растяжения или вывихи.
Тетя Зина угостила меня вкусным напитком, называя его «кисель», и я стала расспрашивать ее, как делается такое вкусное питье. И она, добрая молодая женщина, мне, ребенку, показала и рассказала, как сварить кисель из воды, крахмала и ягод смородины! А до этого мы с Эжы из-за отсутствия сахара и моего любопытства, как-то купили в деревенском магазине немножко развесного фруктово-ягодного киселя розоватого цвета. Мы не знали, в каком виде он употребляется в пищу, и использовали вместо сахара. Я пробовала его и сухим, и с водой, и с молоком, но т.к. он походил на смесь муки с незначительным количеством сахара и был невкусен сам по себе, то и с жидкостями получалось что-то малосъедобное. Однажды мы с Эжы попробовали испечь в печи пресные лепешки, посыпав на них немного этого киселя, т.к. у нас не было сахара. Кисель карамелизировался и получались необыкновенно вкусные, красивые, розовые сверху лепешки. Эжы восторжествовала: «Вот как, оказывается, и надо было делать все время!». Я так делаю до сих пор с покупным развесным плодово-ягодным киселем, только трудно его теперь найти - тот самый, советский. Делают его теперь только в городе Белёв Тульской области, как удалось узнать на одной из Ярмарок в Москве. Необыкновенно вкусно и красиво. Ну, а по рецепту тети Зины мы научились варить настоящий вкусный кисель из «магазинского», а потом стали еще приправлять его свежей ягодой или вареньем. Поскольку картофельный крахмал в наших краях был тогда в числе дефицитных продуктов. Как и сейчас в сельской местности Забайкалья - спустя многие годы. Потом мы с бабушкой учили варить кисель и маму мою, и младших сестер. Заодно рассказывали, как варить кисель, и всем соседям-бурятам по Бургородку.
Восточнее деревни у подножья другой сопки, расположенной с Севера на Юг, была ферма крупнорогатого скота, ток для зерна (потом его перенесли севернее и расширили) и «стрижка» с загонами – строение для стрижки шерсти овец в июне-июле. С северной стороны стрижки располагалась совхозная кузница, где зимой и летом долгие годы работал-чародействовал на фоне всегда горящего жарким пламенем горна отец моей подружки-одноклассницы Любаши - дядя Гоша. Это было еще одно запретное для детей место в нашем селе. Мы с мальчишками иногда только «одним глазком» туда заглядывали. Обычно видели, как подковывают лошадей прямо рядом с кузней на улице – без никакого раскола лошади «подавали» свои копыта дяде Гоше.
Наверху этой сопки было и поныне находится деревенское кладбище. Дорога из деревни вела на Восток мимо этой сопки по-над рекой Агой в сторону совхоза «Ононский» и далее в поселок Первомайский, на ж.д.станцию Солнцево, к месту впадения реки Ага в реку Онон, к месту слияния рек Ингода и Онон- образуя реку Шилка. Еще дальше – сливаются Шилка и Аргунь, получается река Амур, которая несет свои воды в Тихий океан.
Мой дед Дондок во время нашей жизни в селе на реке Онон работал на конюшне конезавода, следил за здоровьем — постоянно осматривал каждого коня от ноздрей до хвоста, лечил заболевших, принимал роды конских «младенцев»-жеребят, выезжал для осмотра табунов в степь. Был настоящим коновалом. Больше всего меня в детстве поражало то, что корм коням на конюшне —воду, сено, овес, развозили на арбе или санях, в которые впрягались коровы- в моем детском восприятии. Став школьницей, узнала, что это были не коровы, а Волы — работяги. Кормить они помогали племенных жеребцов и кобыл, а главное - строевых коней для Красной Армии. Увидев Раскол, я вспомнила, что такое же строение было и в конюшне деда, рядом, точнее чуть ли не посередине загонов для коней. Нас, детей, туда даже близко не подпускали, когда в нем осматривали лошадей, т.к. там обычно собиралось много мужчин — некоторые в военной форме, незнакомые - приехавшие откуда-то издалека, на разных машинах. Мне не раз удавалось это видеть, когда ватага мальчишек собиралась на сопке, и мы сверху смотрели, что делается в открытой части конюшенного двора. Дед иногда уезжал надолго в далекие места, называвшиеся «командировки», иногда уезжал с некоторыми конями, но возвращался без них, иногда возвращался с новыми красавцами, которых поселяли в «карантинные загоны». Имена некоторых лошадей, чем-то знаменитых, все село знало и постоянно обсуждало, если что-то с ними случалось или они участвовали на разных скачках. Я уже знала, что карантин бывает, когда кто-то болеет, но новые красивые высоченные кони не были на вид больными. Бабушка всегда ворчала, что дед забывает себя кормить, лечить, но ни один конь у него ни голодным, ни больным не ходит. У моего деда была всегда с собой военная полевая сумка на длинном ремешке через плечо — с разными бумагами, и обязательно он с собой всюду носил огромный коричневый настоящий кожаный саквояж, в котором было множество разных лекарств в бутылочках, баночках, пакетиках, шприцы и много странных предметов, неизвестного мне назначения. Была там у деда интересная деревянная трубочка, которую дед прикладывал одной стороной к разным местам на теле коня и слушал то одним ухом, то другим. Мне он не разрешал ее даже трогать, но иногда слушал через нее, когда я заболевала - как дышу, и что делается в моем животике. Только став старшеклассницей, я у кого-то увидела и поняла, что трубочка-то та полая у него была - из бамбука и была ничем иным, как стетоскопом. Запас лекарств дед пополнял в «ветлечебнице», находившейся ближе к коровьей ферме в длинном бараке, где работало много людей в белых халатах.
Но это будет уже другой рассказ.
Фото из интернета: снимок современного станка-раскола для осмотра одной лошади.
2010 год, Москва.
Свидетельство о публикации №216092701601
С тёплым дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 30.04.2019 09:46 Заявить о нарушении
Хочется временами "почистить" как память компа.
Дарима.
Дарима Базарсадаева 30.04.2019 12:03 Заявить о нарушении