Ох, и нелегки первые шаги

В этом году управлению «Саратовгэсстрой» исполнилось бы 60 лет. Увы, после так называемой перестройки эта некогда мощная строительная организация распалась на несколько частей, ни одна из которых так и не признала себя прямой наследницей легендарного прошлого балаковских строителей. Мало того, появилось новообразование «СаратовгЕсстрой», словно строители в 1956-м приехали в Балакове строить не Электростанцию, а Електростанцию. Грамотеи!..
О том, что благодаря их труду на Волге появился новый крупный промышленный центр, писалось уже неоднократно, а здесь я расскажу о первых шагах «Саратовгэсстроя».

К обязанностям приступил

Датой образования строительно-монтажного управления (СМУ) «Саратовгэсстрой» можно считать 1 июня 1956 года, когда в Совете Министров СССР был подписан соответствующий приказ. Начальником назначили В. Антонова. Первый его приказ от 26 июня, судя по документам, которые хранятся в балаковском архиве, звучал так: «Впредь до разворота работ сокращается должность главного инженера района. Ввести в штат должность зам. начальника Гидротехнического района по общим вопросам с месячным окладом зарплаты 2300 р.» А о том, что надо издать приказ о своем назначении, Антонов «вспомнил» лишь в середине июля. Задним числом, 21-м июня, он зафиксировал, что прибыл и приступил к исполнению обязанностей. К тому времени на стройке уже появилась партийная организация, а агитбригада районного дома культуры распевала в полях района:
«Над Волгой любимой сады расцветают,
Пшеница шумит на колхозных полях,
И скоро огни нашей ГЭС засверкают,
И засух не станет в приволжских полях».

Промахов не допустим

Начиналось всё нелегко. Ушлые строители, набившие руку на строительстве Куйбышевской ГЭС, работали не настолько хорошо, насколько хороших требовали денег. Оценивая их работу на подведении итогов первого строительного года, работники дирекции строящейся Саратовской ГЭС жаловались друг другу на недобросовестность подрядчиков. Вот что говорил, например, старший инженер Севастьянов: «Коллектив наш ещё молодой, ещё только в августе (1956 года – Ю.К.) организовалась дирекция. А коллектив строителей организовался раньше. Строители опытные, научились нас обводить, что им иногда удавалось в 1956 году. Но мы тоже уже научились и надеюсь на то, что мы крепко встали на ноги и будем работать так, что мы в дальнейшем не будем допускать в своей работе промахов, не будем допускать отклонений от технической документации».
В дирекции тогда и не думали, что придётся не просто отклоняться от технической документации, а её переделывать. Главный инженер «Саратовгэсстроя» Николай Иванцов (с 1977-го – Почётный гражданин г. Балаково) предложил плотину станции и судоходный канал со шлюзами строить не по обе стороны острова Пустынный, а немного выше него по Волге: это, по его мнению, сохраняло естественные особенности русла Волги ниже гидроузла, и, кроме того, строителям не нужно было лезть в реку, так как место котловану отводилось на суше (Волга тогда была горздо уже).
И ещё один факт. Перед строителями были поставлены настолько грандиозные задачи, что они просто не успевали их выполнять. По итогам 1956 года незавершённых работ накопилось на 37 млн дореформенных рублей .

Человеческий фактор

Возникали проблемы и с персоналом.
Первым, кто получил выговор (31 июля), стал начальник отдела рабочего снабжения (ОРС) Бочаров. Ему было дано задание за неделю организовать снабжение и питание рабочих на линии строительства железной дороги Балаково–Пугачёв, однако он с этим делом затянул. Приказ о дисциплинарном взыскании подписал главный инженер Иванцов, исполнявший в те дни обязанности начальника.
А вот лётчика В.П. Белякова (на балансе у Саратовской ГЭС было два самолёта, которыми пользовались и саратовгэсстроевцы) пришлось уволить: «за вождение самолета в нетрезвом виде 24 ноября 1956 г. и за саботаж, проявленный при необходимости полета из Ставрополя в Балаково 10 декабря».
С треском выгнали и начальника железнодорожного участка Г.Ф. Попова, который так нагрешил, что была создана специальная комиссия. Она-то и выяснила, что Попов «на протяжении работы с июля по октябрь проявил себя как морально разложившийся человек, занимался пьянством, принуждал к сожительству своих подчинённых по службе молодых работниц, с рабочими обращался грубо». Всё это было оценено, как «недостойное поведение, граничащее с уголовным преступлением».

Первые награды

Впрочем, в целом строители работали добросовестно. Спустя всего два с небольшим месяца после организации СМУ некоторые из них получили первые благодарности с занесением в личное дело: по гидротехничексому району – 12 человек, по дорожно-строительному участку – 7, по району жилищного строительства –17, по вводно-транспортному участку – 17, по автотранспортному участку – 26, по спецучастку – 4 и по жилищно-коммунальному хозяйству – 1 человек. Соответствующий приказ был подписан накануне Дня строителя, который в 1956-м отмечался впервые и выпал на 12 августа.
А немного позже, за несколько дней до 39-й годовщины Великой Октябрьской революции (7 ноября) появились и первые передовики стройки. Победу в предоктябрьском социалистическом соревновании одержал коллектив дорожно-строительного управления (начальник Демченко, секретарь парторганизации Михайлов, председатель цехкома Халлаев). ДСУ было вручено переходящее Красное Знамя строительства и Почётная грамота, а рабочим выдана премия в 2 тыс. рублей. Тогда же благодарностями и премиями было отмечено около 200 строителей.
Кстати, на традиционную ноябрьскую демонстрацию в 1956-м гидростроители вышли с диарамой будущей Саратовской ГЭС.

Под чутким руководством

Хотелось бы вспомнить и первых начальников (помимо уже названных Антонова и Иванцова). Вот они: начальник производственного отдела Минеев, начальник технического отдела Берлин, начальник гидротехнического района Биданоков, главный инженер Промжилстроительства Леванчук, начальник энергоучастка Евсиович, начальник участка спецработ Казённов, начальник водного участка Саулиди, начальник дорожно-строительного управления Демченко, начальник лесной конторы Ахрамеев, начальник экспедиции № 9 Гидропроекта Махалов и начальник балаковского отдела Гидропроекта Сазонов.

P.S.
В 1956 году в городке строителей (жилгородке) были сданы в эксплуатацию 22 жилых дома площадью в 11 тыс. 380 м2 , детский сад на 120 мест и котельная для отопления жилых домов.

Юрий КАРГИН

2016 г.


Рецензии