Любовь в жизни Владимира Даля. Неизвестное

              К 215-й годовщине со дня рождения.
             
Владимир Иванович Даль (10 (22) ноября 1801 — 22 сентября (4 октября) 1872) — русский учёный и писатель. Прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка».
Член-корреспондент Петербургской академии наук по физико-математическому отделению (избран 21 декабря 1838 года за естественно - научные труды), почётный член Академии по Отделению естественных наук (1863 год). При слиянии Петербургской академии с Российской Владимира Даля перевели в Отделение русского языка и словесности. Владимир Даль писал Я. К. Гроту:
«Академия наук сделала меня членом-корреспондентом по естественным наукам, а во время соединения Академий меня, без ведома моего, перечислили во второе отделение».
Член Общества любителей Российской словесности (в почётные члены избран в 1868 году). Член Общества истории и древностей Российских.
Один из двенадцати членов-учредителей Русского географического общества, которое присудило ему Константиновскую медаль за «Толковый словарь живого великорусского языка».
Знал, по меньшей мере, 6 языков, понимал тюркские языки, считается одним из первых тюркологов.

Этнограф, собиратель фольклора. Собранные песни отдал Киреевскому, сказки — Афанасьеву. Богатое, лучшее в то время собрание лубочных картин Даля поступило в Императорскую публичную библиотеку и вошло впоследствии в издания Ровинского.
Мы практически не знакомы с личной жизнью этого удивительного человека, словно он был бесполым существом. Признаюсь, мне стоило большого терпения и времени, чтобы разыскать хоть что-то о семье Даля.

Он не хотел оставлять после себя никаких воспоминаний, будучи человеком, чрезвычайно скромным. По воспоминаниям дочери Екатерины от второго брака, не хотел огласки своей жизни: «Не знаю, что помешало ему исполнить намерение. Помеха ли извне? Или намерение его переменилось? Но в старости он наотрез отказывался, ссылаясь на две причины: во-первых, что в 1848 году принужден был сжечь бумаги, слишком важные для описания его жизни. (Что заключалось в этих бумагах – я не знаю; знаю только, что он их считал почти одними относящимися до своей жизни). А во-вторых, что охота гласной исповеди в нем прошла. Ему оставалось только написать жизнь «великого человека, написавшего Словарь Живого Великорусского языка». Ну, от этого он был далек.  «Словарь пускай читают, – говаривал он, – а до жизни моей никому нет дела».
Но я всё же попытаюсь открыть неизвестные страницы его жизни.

                Юлия Андре
                (р. 1816 – у. 1838)
             В  1833 году Владимир Иванович  Даль  женился по любви на юной и прекрасной  дворянке Юлии Андре, которую знал почти ребёнком и которой  только исполнилось 17 лет. Ему было уже 32 года. Это была невысокая хрупкая брюнетка, влюблённая и романтичная. У нее был детский рот и пушистая челка. Высказывалась она поспешно, добросовестно, слегка задыхаясь. Говорила с шершавым эстонским акцентом. Иногда чуть коверкала русские слова.

Начинающий литератор познакомился с ней на вечере у Языкова и был околдован миниатюрной красавицей. По воспоминаниям современников,  она чудесно пела русские песни, что еще добавляло ей прелести в глазах влюбленного. Мечта о браке с хрупкой Юлией не давала покоя Владимиру – он готов был на любые жертвы, лишь бы певунья оказалась его женой, что позднее и случилось.
Юлия приходилась  родственницей  одному  из дерптских профессоров, которую Владимир  знал еще почти ребенком и в которую был безоглядно влюблен. 
Родителям Юлии не нравился будущий зять после ареста.

« Входят в свет "Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый". Тираж данной книги был изъят, так как, по донесению А.Н. Мордвинова (управляющего III отделением),  «…она напечатана самым простым слогом , вполне приспособленным для низших классов, для купцов, для солдат и прислуги. В ней содержатся насмешки над правительством, жалобы на горестное положение солдата и пр.". В.И. Даль попадает под арест (октябрь или начало ноября 1832), но в тот же день, извинившись, его отпускают из-под ареста, возможно, благодаря воинским заслугам писателя. Один из уцелевших экземпляров сказок бал подарен Далем А.С. Пушкину.

 Арест влек за собой длительную командировку – чуть не в качестве наказания Даль должен был проводить инспекцию военно-сиротских заведений, где началась эпидемия «египетского воспаления глаз» (судя по всему, трахомы). Длительное путешествие нарушало планы Владимира – женитьба на Юлии отсрочивалась. Это было нестерпимо.
От «бесчестья и поругания» Даля спас… царь. По свидетельству дочери Даля Николай быстро во всем разобрался, велел немедленно освободить незадачливого писателя из-под стражи. На докладе о командировке Государь якобы соизволил написать: «Даля не посылать. Это было бы похоже на ссылку».

Смущала и собственная бедность: семисот ординаторских рублей в год хватало одному, для семьи же этого было маловато. И тут произошел новый поворот в судьбе: только что назначенный в далекий Оренбург военным губернатором генерал-майор Василий Алексеевич Перовский (дядя Алексея Константиновича Толстого), герой Бородинской битвы, предложил Далю место чиновника для особых поручений с жалованьем сразу же в полторы тысячи рублей. Предложил не просто так, а по рекомендации  В. А. Жуковского, с которым был дружен. Вместе с юной женой Даль сразу же выехал в Оренбург, где и провел без малого восемь лет.
Только совсем недавно стало известно, где поселился Даль по приезде в Оренбург. Это удалось узнать благодаря профессору Оренбургского педагогического университета А.Г. Прокофьевой, опубликовавшей найденные ею в Рукописном фонде Пушкинского Дома три главы из воспоминаний дочери Даля Екатерины, касающиеся жизни ее отца в Оренбурге.

 Брак  был счастливым. В  течение 3-х лет у супругов родилась девочка Юлия, в честь матери  и мальчик Лев. Сын Лев родился в 1834-м, дочь Юлия в 1838-м.
 Е.В.Даль пишет: «Юлия Егоровна завела танцевальные вечера; заметя, что молодежь обижается, зачем позвали того, а не другого, пререзко объявила, что дни назначены, кто хочет, может сам придти и что ей рассылать за молодежью некого. «Барышни – другое дело, за ними я буду сама ездить», – прибавила она. И затем: как только Дальская линейка застучит, бывало, в назначенный день по оренбургской мостовой, – «Юлия Егоровна поехала за барышнями», – говорила молодежь и спешила к ней на вечер.

Вообще говоря, Юлию Егоровну не полюбили в городе за ее чрезмерную резкость, но это знал всякий про себя, а при встречах с ней отчего-то все к ней толпились.
      «Юлия Егоровна, с кем вы это танцуете?» -  «Со стулом». «Неужели же так лучше, чем с кавалером?»  -  «По крайней мере, вздора не врет».

 Впечатления жены Даля об оренбургских днях Пушкина переданы в письмах  девицы Е. Ворониной («Русский архив», 1902, № 8. С.658).
Привожу отрывок из письма Ворониной от 1833 года:
"В пятницу был у нас небольшой музыкальный вечер. Был Стеллих с дочерьми и зятем... а в заключение к нему присоединились Даль с женой и пели русские песни очаровательно. Мадемуазель Даль рассказывала, как всем дамам хотелось видеть Пушкина, когда он был здесь. Он приезжал ненадолго и бывал только у нужных ему людей или у прежних знакомых.
Две её знакомые барышни узнали от неё, что Пушкин будет вечером у её мужа, и что они будут вдвоём сидеть в кабинете Даля.
Окно этого кабинета было высоко, но у этого окна росло дерево; эти барышни забрались в сад, влезли на это дерево и из ветвей смотрели на Пушкина, следили за всеми его движениями, видели как он хохотал,но разговора не было слышно, так как рамы были уже двойными".
                В 1838 –м году  семью Даля настигло огромное несчастье – скончалась его жена Юлия.
 Врачом Даль был хорошим, но чем именно заболела его супруга, так и не определил. Не помогли ей и Оренбургские медики: Юлия чахла с каждым днем и сгорела за несколько дней, когда губернатор отправил Даля в командировку. Одни источники утверждают, что она умерла от сложных родов, вторые – от чахотки, третьи – от воспаления лёгких.

Но, вот как об этом пишет в своих воспоминаниях дочь Даля от второго брака:
"... родилась младшая дочь Юлия. Появление этого ребенка стоило жизни его матери. Она не вставала со дня Юлиного рождения (с февраля) и в июне умерла. Пять докторов ее лечили, а когда спросили самого отца, то он отвечал: «Роем могилу». И в это время на него напала такая тоска, что он стал искать развлечений вне дома. «Я не понимал тогда, что бежал от самого себя», – говаривал он после. А Юлия Егоровна надеялась поправиться в Гнездовке, куда мой дедушка Соколов ее неотступно звал.
Но раз, ложась спать, она вдруг вскрикнула; предсмертный пот вдруг выступил у нее по телу.
«Gott, giebe mir einen leichten Todt», («Боже, дай мне легкую смерть».) – сказала она и скончалась. Так описал отец ее смерть в одном из писем, но иначе он рассказывал ее на словах: «Sei gluiklich», («Будь счастлив».) – сказала она ему".

  Екатерина Даль, основываясь на рассказах родителей, описывает первую жену своего отца так, будто сама ее видела:
«Плохо владела русским языком Юлия Егоровна; вместо «простокваши» говорила «одна горшка со кислой молокой»; но этот недостаток скрадывается тем, что тогда в доме отца был еще в ходу почти только один немецкий язык».
По-видимому, в семье второй жены Даля, Екатерины Львовны Соколовой, Юлию Егоровну знали  хорошо. А отец,  Лев Васильевич, которому Даль спас жизнь срочной операцией, в последние месяцы жизни Юлии Егоровны все звал ее в свое имение Гнездовку, где она надеялась поправиться... Наверное, какая-то надежда была.
 Это чувствуется и по письму В.А. Перовского, губернатора Оренбуржья, написанному Далю с кочевки (дачи) 18 июня 1838 г. Записка эта - скорее всего, ответ на деловое письмо, и здесь приведена  только ее заключительная  часть, из которой следует, что Перовский имел какое-то отношение и к крестинам дочери Даля. Может быть, именно он предлагал назвать ее Софьей?

"... Жаль, что не вздумали вы о крестинах когда я был в городе, я мог бы для этого остаться и лишний день; если откладывать вдаль нельзя, то сами назначьте на мое место кого хотите. - Грустно видеть как туго поправляется Юл. Егор., - но можно решиться на терпение лишь бы правда, что она поправляется…  В. Перовский".
Из письма Даля сестре Паулине:
 «…На весну мы уедем, думаю, опять в степь, месяца на два, а к этому времени жена будет нуждаться в помощи и присмотре . Я спокоен в надежде, что маменька будет к тому времени здесь. Если она пропустит зиму, то в распутицу уже не попадет к нам, и жена осиротеет».

Следующая записка Перовского датирована 21-м июня. Скорее всего, написана она уже после похорон, о которых три дня назад Василий Алексеевич еще не знал.
"Не стану говорить вам, сколько тронуло меня горестное, хотя и не совсем неожиданное известие; я покойницу любил как сестру, а вас люблю как друга, и потому вдвойне чувствую вашу потерю. - Я думал бы, что вы сделали бы хорошо, если бы переехали теперь на житье сюда с Арсланом (Львом). Вам, ему и женщине при нем готова особая квартира; здесь были бы (вы) совершенно свободны и мне кажется, что во всех отношениях было бы вам лучше? - Душевно жалею, что в последнюю поездку мою не удалось мне еще раз ее видеть. 21 июня (1838)".
Все надеялись на улучшение состояния Юлии, но, к сожалению, оно оказалось временным.

Впоследствии Даль рассказывал, что кончина Юлии Егоровны была, несмотря на недолгую болезнь, все-таки довольно неожиданной. Как видно из предыдущего письма Даля сестре, и сам он, и другие медики, и, видимо, вообще медицина того времени были бессильны не только в лечении, но и в диагностике ее болезни.  Возможно,  это было какое-то заболевание сердца, осложнившееся после родов.
Письмо, написанное Далем сестре спустя два месяца, хотя и глубоко проникнуто горем, все-таки поражает мужественным, трезвым отношением к этому горю. Он пишет словно не о себе, характеризуя свое состояние как болезнь, против которой нет никаких лекарств, кроме времени и терпения.
 Даль принял приглашение Перовского и жил на его кочевке, где так любила бывать жена. Письмо без числа, на нем пометка Паулины Ивановны, говорящая о том, что ответ она отправила 14 сентября 1838 г.

"Тяжело, сестрица, и не знаю, как быть, как привыкать. Люди, у которых горе вырывается наружу, которые могут рассчитываться в подобных случаях наружными знаками отчаяния, у которых всякая беда бьет в кость и в ноги - скоро отдыхают и забывают; тело изнемогает, временно, под бременем удара, душа рвется и бьется, и засыпает вместе с телом. Сон этот дарует новую крепость и силу, новые обстоятельства и отношения развлекают мысли и душу - и горе забыто.
Не так бывает у людей, которые не умеют заставить плоть, тело поработать вместо и насчет духа, у которых внешняя, наружная жизнь как-то всегда и при всех обстоятельствах довольно ровна и однообразна - здесь дух должен рассчитываться за духовное, и ему подставы нет.
Знаю, что миллионам суждено испытать то же, что и мне; что миллионам определено нечто более тяжкое - верую в Творца и в посмертную жизнь, понимаю суетность, бренность, ничтожество каждодневной жизни, этого вековечного муравейника, переношу смиренно все и готов перенести еще более, не сломит меня никакое земное горе, не лишит меня - так я твердо уверен и надеюсь - рассудка; но если природа, создатель, вложила в меня потребность, нераздельную с сущностью моею, и если лишает меня в то же время навсегда средства утолить потребность эту, любить, донельзя любить жену - тогда не могу не сознаться, что это выходит сказка о Тантале в лицах. Терпеть могу; сносить, молчать - но не могу дать себе ни покою ни услады - не могу даже понудить себя к бесчувствию, равнодушию, к этой преждевременной смерти духа; первой потребности, без которой нет спокойствия ни одной минуты в течение целых суток - нет; болей, молись и жди - что будет, то будет.
Живу опять на кочевке, где так хорошо, так хорошо, что не расстался бы век - горы, леса - новый вид на каждых ста шагах - и все это упорно и насильственно напоминает мне только, как бы она радовалась всему этому и утешалась; а без нее и тут скучно, грустно насмерть. Впрочем, я думаю, никто этого не видит; я по наружности почти тот же человек, что и был; немножко более прячусь от людей, и то только иногда.
Зачем я все это тебе пишу? Мне, может быть, от этого будет на время полегче, но тебе будет тяжеле и лучше бы мне молчать.
В.А. (Перовский), вероятно, поедет зимою в С.П-б; если прикажет, то конечно и я с ним; но по своей воле не хочется, очень не хочется. Что я там буду делать? Сотни новых лиц, огромное знакомство, которое всегда было мне в тягость, а теперь и подавно. Развеяться, кажется, не могу. Надобно дать с год место покою и одиночеству, чтобы я переработал все это сам, от себя и в себе, иначе не будет легче.
Прощай, любезная сестра, кланяйся своим. В.Даль".

Из писем видно, как глубоко переживал Владимир Иванович кончину Юлии. После этого он изменился: уверяли, что прежде Даль был беззаботным весельчаком и душой любой компании, но в связи со смертью любимой супруги,  знакомые стали видеть замкнутого, сухого, неразговорчивого пессимиста.
«Отец положил на могилу Юлии Егоровны камень, который впоследствии положил у подъезда дома; а вернувшись из Хивинского похода, он заменил на могиле взятый камень чугунной плитой с надписью: «Жниво Господне готово, ему же созрети в день жатвы». «Двадцатичетырехлетняя мать с годовалым сыночком своим».
Отчего-то он не хотел выставлять ее имени. «Чтобы не ругались над прахом», – говаривал он. «Я и дети – найдем ее, а больше никому не надо».

Дело в том, что не любивший умную и резкую Юлию Егоровну Оренбург сочинил на нее какую-то клевету, до того обидную, что отец до старости тяжело об этом вспоминал; всегда, бывало, скажет, как-то сдерживая вздох: «Бог с ними. Пускай Господь простит им клевету, но я не могу».
В год смерти Юлии Егоровны судьба послала ему развлечение: Хивинский поход. Это огромная страница в истории жизни отца. Он сам вскоре замечает, что жизнь его наполняется большими событиями, и мысль описать эту жизнь – все более и более им овладевает. (Из воспоминаний Е.В.Даль)
  После  двухгодичного вдовства Даль снова встречает женщину, полюбившую его.

                Вторая женитьба

Владимир Иванович  женился второй раз на 21-летней Екатерине Соколовой (род. 2 марта 1819-умерла 9 февраля 1872)  из села Гнездовка Оренбургской губернии лишь ради того, чтобы у его детей была мать. Так утверждают авторы биографии Даля. Позволю не согласиться с ними:  вряд ли независимый и довольно упрямый человек, как Даль, женился только по необходимости.

У этого брака была  своя предыстория: еще до смерти первой жены Даль сделал операцию помещику, старому офицеру, герою Бородина,  жившему в отдалённом от Оренбурга поместье – селе Гнездовка (сейчас уже не существующего), получившего его за заслуги перед Отечеством за то, что взял в плен 13 французских офицеров. Городские врачи от больного отказались, и его жена обратилась к Далю: тот давно оставил практику, но время от времени соглашался помочь больным. Хирургом он был блестящим, в Оренбурге о его операциях слагали легенды. Другой надежды спасти руку Соколову, у семьи Льва Васильевича Соколова не было.
Операция прошла успешно, отставной майор поправился. От дорогого подарка Даль отказался наотрез — и это не на шутку обидело пациента. Затем Соколовы,  Лев Васильевич  и его жена Анна Александровна, урожденная  княжна Путятина,  представили его своей дочери,  к этому времени вернувшийся в Оренбург. В это время  тридцатидевятилетний Даль уже был вдовцом. К тому же  её-то в качестве невесты рекомендовал Далю один из местных помещиков Деевых, так как Деев и тётя Катерины Дарья состояли в родстве.

 Во всяком случае,  девица Соколова, выпускница Патриотического Института, упоминается В.А. Жуковским в дневнике, когда приехавший в Оренбург поэт описывает вечер, проведенный у жены Даля. Среди гостей была и юная Катенька. Вероятно, и мать ее, Анна Александровна, женщина веселая и общительная, дружила с Юлией Егоровной.
Впервые она увидела своего суженого на пороге залитой солнцем комнаты, и  участь влюбчивой барышни была решена. Двадцатилетняя барышня влюбилась в него сразу, а он еще долго присматривался к ней и другим оренбургским невестам. Бог весть, на ком Даль остановил бы выбор, но свое слово сказала мать, благоволившая к барышне Соколовой, и дело сладилось.
Екатерина Львовна была  грамотной  и  необычной девушкой, да ещё  на 18 лет моложе. Она  покорила сердце столичного врача и филолога.

 Красивой истории женитьбы Владимира Даля на жительнице Гнездовки Екатерине Соколовой народная молва приписала, что венчались они в Гнездовской церкви.
На самом деле, Владимир Даль венчался с Екатериной Соколовой в Никольской церкви. Но в Гнездовском храме они были обязательно.
Возможно, молились перед помолвкой, возможно, заходили туда не один раз. Так что Гнездовская церковь была освещена их именами, став навсегда знаменитой в связи с этим.

Оренбургский краевед Василий Докашенко, собирая сведения о далёком прошлом села Никольского, беседовал со старожилами. Так, из многих рассказов, преданий сложилась версия о том, что Владимир Даль посещал село три раза. Первый раз – когда ехал в Гнездовку на помолвку. В Оренбургском областном государственном архиве имеется дело о вторичной женитьбе В.И.Даля, где собраны документы, свидетельствующие об обстоятельствах этого события.
Особую ценность представляет записка Владимира Ивановича, написанная собственноручно аккуратным почерком: «…июня 21 1840 года Коллежский советник Даль просит покорнейше о выдаче ему свидетельства в позволении сочетаться браком с девицей Катериной Львовной Соколовой, родившейся 2 марта 1819 года. Согласие матери её на союз этот получено» (к этому времени отец Лев Васильевич Соколов уже умер). Через несколько дней, 29 июня, из Санкт-Петербурга пришло свидетельство, в котором сообщалось, что «Коллежскому советнику В.И.Далю дозволено вступить во второй брак с девицей Катериной Львовной Соколовой, если со стороны Думского начальства не будет препятствий к совершению брака…».
 А вот какие воспоминания о выборе невесты в Оренбурге со слов своих родителей  оставила Екатерина Владимировна Даль: «Он действительно хотел жениться, только колебался в выборе. Ему нравилась Бекбулатова за красоту ее и за ее бархатный голос. Несмотря на свою недалекость, она поддавалась впечатлению минуты с увлечением гения; глаза ее поминутно меняли цвет и выраженье лица то и дело менялось. Вторая – восторженная Стерлиг, которую отец прозвал «высокою поэзией». Наконец, моя мать, которую он прозвал «милой прозой». Отец колебался, а Юлия Христофоровна (мать Даля) сразу угадала, на ком он женится. Она знала, что Бекбулатова ненадолго заняла его сердце и потому не обратила на нее внимания. «Высокую поэзию» поставила на ее высоту и сблизилась с «милой прозой».
Но была в Оренбурге и такая особа, которая сама желала устроить свою свадьбу с отцом. Она стала бесцеремонно всех уверять, будто влюблена в какого-то грека. Сначала никто не обратил на это внимания. Ну, влюблена – так влюблена, что уж тут такого? Но после было ужасно смешно, когда она в отце узнала этого грека! Дело в том, что отец был одет на одном маскараде, в Петербурге еще, греком, – случилось быть на нем и этой барышне; увидавшись в Оренбурге, она и разыграла из себя роль удивленной, что этот грек – не в самом деле грек, а мой отец».

Василий Докашенко из бесед со стариками Напольновыми, что жили на Бутырках (улица на окраине села), многое узнал и отразил в своих записках. Разговор этот состоялся в 30-х годах ХХ века, в то время старикам было далеко за семьдесят. Но в памяти их отлично сохранились события далёких лет. Помнили они, как в те годы любое событие в селе собирало всё население от мала до велика:  будь то какие-либо природные явления,  или приезд в село необычного человека. Эти важные события запечатлевались в памяти ярко, особенно в детской, цепкой. Старики Напольновы, Дмитрий и Павел, были тогда ребятишками. Что видели сами, то запомнили, а ещё отцы рассказывали им, как приезжал в село Даль.

В тот первый раз, когда ехал он на помолвку в Гнездовку, в Никольскую церковь заехал специально, чтобы осмотреть её.  Подъезжая к церкви, увидел Владимир Иванович такую картину: недалеко в лужице купались гуси, рядом – рылись свиньи, копошились куры – типичная картина деревенской жизни. Мужики, встретившие его у церкви, были принаряжены: в новых лаптях с высокими цветными обмотками, в чистых зипунах. Они сняли шапки, поклонились, приветствуя важного гостя. Спросили его, к кому, мол, пожаловал. Даль попросил о встрече с дьяконом, чтобы тот помог ему осмотреть церковь. Очень понравился Владимиру Ивановичу Никольский храм, и он принял решение устроить здесь своё венчание.

О предстоящем втором приезде Владимира Ивановича староста оповещал всё население Никольского. Новость по селу пронеслась из уст в уста о намечающемся венчании в здешнем храме «важного барина», «губернаторского уполномоченного», «господина». Все в селе тщательно готовились к приезду высокого гостя: подметали улицы, белили избы. Народ принарядился к встрече с ним, собирали даже нехитрые гостинцы для поздравления барина с обручением. Тут же сновали ребятишки, волнение взрослых передалось и им. Разве обходилось без них какое-то дело? Это же новость, радость, похожая на праздник! Народу собралось! Любопытно ведь посмотреть: из-за кого это суета такая?

Каково же было разочарование ребятни, когда предстал их взору господин «худенький, одетый в пиджачок, на голове – шляпа высокая…». А вот коляска его понравилась – красивая, лёгкая, с такими тоненькими колёсами, что даже страшно: и как это господин не боится – а вдруг колёса в дороге сломаются? Как жаль, что в церковь не пустили ребятню: уж так хотелось взглянуть, как венчают жениха с невестой… Пришлось ждать, пока обряд закончится, и молодожены выйдут. Вот уже и вышли они, собрались ехать, а невеста сама-то не села, господин взял её на руки и посадил в коляску.
Все поздравляли молодых, кто как мог, норовили сунуть им свои гостинцы. Кто-то взял лошадей под уздцы и торжественно повел коляску. Впереди – знаменосец – верховой с шелковым розовым флагом. Свадебный кортеж в сопровождении доброжелательных сельчан выехал на главную сельскую дорогу и отправился в Гнездовку. Провожающие ещё долго махали вслед, простодушно радуясь чужому счастью, бурно выражая свой восторг...

Свадьбу справляли на Троицу. Говорят, что на этом торжестве присутствовало много гостей – не только родственники и друзья Владимира Ивановича и Катерины Львовны, но и помещики близлежащих деревень.
И в третий раз Владимир Даль посещал село Никольское якобы проездом. Ехал уже со своим потомством, но достоверных сведений об этой поездке нет».
Вскоре выяснилось, что у Екатерины Львовны больные нервы и ее раздражают его дети от первого брака, Юлия и Лев. Она часто сказывалась больной и закрывалась у себя в комнате. Даль считал, что жена симулирует недомогание, чтобы обратить на себя его внимание, но с годами придуманные болезни превратились в болезни настоящие. У нее постоянно шумело в ушах, и болела голова.  Она почти не вставала с постели и стремительно старела.

Вечно хворающая, придирчивая, вздорная, но все же любимая жена любила его чересчур сильно и ревновала к кому только можно: к городским дамам, матери, Юлиным детям... Она родит Владимиру трех дочерей: Ольгу, Марию и Екатерину.
После переезда в Нижний Новгород  обстановка в семье становится ещё более тягостной. Пытаясь разрядить обстановку, Владимир Иванович выводит семью на ярмарки, праздничные гуляния. Сам же  увлекается  сбором фольклора и народными промыслами, приносит красочные (и не всегда приличные) лубки. Их он с увлечением показывает друзьям. Жена его, Екатерина Львовна как-то стала жертвой этой страстной любви к народному искусству. На подаренном ей лубке с изображением статной красавицы было напечатано:
Катя, Катя, Катерина,
Нарисована картина.
Перед мальчиками
Ходит пальчиками,
Перед зрелыми людьми
Ходит белыми грудьми.

Такого Екатерина Львовна снести не могла и поскорее убрала лубок подальше в ящик: чтобы, не дай Бог, не увидели дочери.
Новую семью трудно было назвать благополучной: вторая жена Даля так и не приняла пасынка и падчерицу, ее живость с годами исчезла – она редко покидала свою комнату, жаловалась на здоровье. Ее охлаждение к мужу и детям бросалось в глаза.
 Несмотря на несходство характеров, дочь героя Отечественной войны 1812 года  была и сама настоящая героиня. Воспитала Екатерина Львовна, вышедшая замуж в 21 год, по сути, пятерых детей: на момент их венчания с Владимиром Далем сыну Владимира Ивановича от первого брака – Льву было всего 6 лет, а младшая Юленька и вовсе была крохой. И от брака с Владимиром Далем Екатерина Львовна родила и вырастила трёх дочерей. Муж занимал высокие должности, «с головой» уходил в работу, и при этом много писал, работал над трудом всей своей жизни – «Толковым словарем живого великорусского языка».

На юных плечах Екатерины Львовны были дом и дети. И брак увенчался не только растущей из года в год славой Владимира Ивановича, но и пятью детьми, также оставившими след в русской истории, филологии – к примеру, дочь Екатерина напечатала воспоминания об отце в журнале «Русский вестник» (1878).

Первая глава мемуаров посвящена семье Екатерины Львовны Соколовой, второй жены Даля и матери автора. Особое место Екатерина Владимировна отводит сведениям о деде, Льве Васильевиче, герое Отечественной войны 1812 г., которого наш читатель хорошо знает по публикациям историка В.Г. Семенова. В мемуарах повествуется, как Даль спас жизнь будущего тестя, сделав ему операцию. Несомненно, со слов матери записан романтический рассказ о том, как Катенька Соколова, только что вернувшаяся из Петербурга, где окончила Патриотический институт, впервые увидела будущего мужа на пороге комнаты, ярко освещенной солнцем.

Вторая глава посвящена родителям отца и также содержит множество трогательных семейных подробностей. Здесь, например, рассказывается, как доктор Иван Матвеевич Даль, человек, вообще-то замкнутый и довольно суровый, любил сам баюкать сына "и всегда звал при этом на помощь дочерей, Паулину и Александру". А вот мать Даля не пела колыбельных, поскольку "не любила петь песни зря (у нее был голос европейской певицы). Утверждая, что в детях следует развивать слух с колыбели, она не иначе пела им, как наигрывая в то же время песнь на фортепиано".

Удивительное в этой истории и то, что супружеская чета умерла в один год.
Ему было страшно думать о том, что когда-нибудь он останется один. На Большой Грузинской улице в Москве  Даль закончил свой «Толковый словарь живого великорусского языка», принесший ему славу, вырастил дочерей, проводил в последний путь жену. Перед тем как все закончилось, она просила мужа посидеть рядом и крепко держала его за руку. Последними словами Кати были: «Володя, Володенька...».
В ночь после похорон жены Даля разбил паралич, и вскоре он скончался. 22 сентября 1872 года Владимир Даль  был похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы вместе с супругой.

Мои благодарности журналистке Валентине Овсейко, оренбургской журналистке, чьи материалы я частично использовала в статье.


Рецензии
Спасибо, Ольга, интересно о замечательном человеке, авторе СЛОВАРЯ!Смотрела передачу о Владимире Дале, создателе Словаря живого великорусского языка. Его праправнучка, Анастасия Журавская, кандидат философских наук,
рассказывала. Внешне, так мне показалось, похожа на него. Гены.
Даль был лютеранином по вероисповеданию, поэтому во время его второго брака (в 30 лет стал вдовцом) ему требовалось разрешение властей.

Валентина Томашевская   12.02.2023 14:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Валентина, за добрый отзыв на мою работу. Я всю сознательную жизнь работала с книгой и Даль всегда "сопрвождал" меня. Талантливейший и умнейший человек, интеллигент, уважаемый сын Отечества.Обессмертил себя на века. Они с Олегом Далем словно одно лицо. Нечего сказать- ПОРОДА! С теплом,

Ольга Бугримова   13.02.2023 12:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.