Перекресток судьбы

      В далеком казахском поселке, близ Кустаная, жила-была девочка Клара. И полюбился ей парнишка из параллельного класса «Б» Витя. Последний школьный бал и разбежались их дорожки в разные стороны. Она уехала учиться в пединститут, а Витя - в технологический машиностроения.
      Нет-нет, а иногда и вспомнит она свою первую школьную любовь. А годы шли. Казалось, это был последний их школьный бал, на котором он пригласил ее на вальс.
      Они кружились в танце и все вокруг казалось им, что этому не будет конца, хотелось этому верить...
      Много лет прошло с тех пор, когда мне, еще молодому специалисту, пришлось узнать эту удивительную историю.
      Тогда я работал в Обнинской школе № 3 учителем труда. Многое пришлось перелопатить, собирая в единое целое этот золотой запас знаний и навыков. Пришлось и пересмотреть свои взгляды на подготовку к профессиональной деятельности.
      Занимаясь методической работой я все больше понимал, что трудовой профессионализм, навыки не приходят сами собой, их надо прививать со школьной скамьи.
      Я часто вспоминал своих старых учителей, родную школу и тот практический опыт, который накопился в моем сознании и который мне очень пригодился.
      По методическим делам я часто посещал соседние школы. Здесь и встретились мы с директором школы № 8 Кларой Алексеевной Свиридовой.
      Прекрасной души человек, увлеченный педагог, оптимист и новатор.
      Пришлось вести дополнительные часы труда в ее школе. Она часто заходила к нам в мастерские, а мне все больше и больше хотелось раскрыть своих способностей, чтобы дети полюбили и привыкли к повседневному труду. Действительно все получалось.
      Участие школ в конкурсах технического творчества подтрунивало нас к чему-то необычному, что выходило из рамок школьной программы.
      Наверно, многие ученики тех лет вспоминают своих учителей труда, физкультуры, химии, литературы и т.д. Многие те знания, которые они получили в стенах родной школы, пригодились им в жизни.
      В одно из таких занятий, как правило пятый и шестой уроки, мы мастерили наглядные пособия всевозможных конструкций деревянных лестниц (винтовых, угловых). У каждого звена была своя конструкция. Ребята работали увлеченно.
      Приближалась перемена, уже обед прошел и уйти было нельзя. Тоска одолевала от мысли, что еще целый урок работать, под ложечкой сосало.
      Неожиданно появилась Клара Алексеевна и заметив мой угнетенный вид, поняв, в чем дело, настойчиво пригласила меня в кабинет. Сейчас все исправим - сказала она.
      Знаю я эту проблему и с улыбкой вышла из кабинета, сказав - подождать.
Через пару минут она внесла пару подносов с горячим обедом в кабинет и распорядилась — сейчас пообедаем вместе. Учитель должен быть всегда сытым и здоровым.
      На обед нам хватило семи минут, сразу поднялось настроение. После обеда она присутствовала на заключительном этапе урока и осталась довольна.
      Все, что произошло в этот день - не из повседневной жизни учителя. Неординарное поведение директора заставило меня еще больше полюбить ее школу.
      Мы часто разговаривали с ней об оснащенности школ, перспективах трудового обучения, строили планы на будущее, что-то решали и многое у нас получалось.
      Так незаметно летело время год за годом. Грянула перестройка.
      Однажды я получил командировку на Урал по линии ГОРОНО по оснащению авто транспортом туристических групп. Путь лежал в мой родной город Верх-Нейвинск, на автомоторный завод «ЗИЛ».
      Еще в школе у меня был друг Сережа Колпаков. Вместе мы сбивали самокаты из досок для катания с гор. Его отец, Виктор Павлович, стоял у истоков строительства этого завода. С его помощью мы достали подшипники для самокатов. В последствии, спустя много лет, наша дружба осталась прежней. Мы дружили семьями и я часто бывал у них в гостях и на даче.
      С Виктором Павловичем мы встретились как старые давние друзья. Он помог мне в решении проблем командировки и в Обнинск своим ходом отправились три машины «ЗИЛ-130Б».
      Можно было бы на этом и закончить мой рассказ, но одно обстоятельство заставило меня врасплох.
      По приезде из командировки я с радостью рассказал Кларе Алексеевне о своих приключениях, рассказал о семье Колпаковых, моих старых знакомых.
      То, что произошло после моего рассказа - этот моментальный взрыв эмоций и энергии. В ее глазах я увидел слезы радости и слова - Витя, мой любимый Витенька, нашелся...
      Я так долго тебя искала. Она рыдала за столом и потом, немного успокоившись, прошептала мне - ты вернул мне мою молодость, мое счастье...
      Я еще долго ее успокаивал и пообещал рассказать Виктору Павловичу об этом.
      При первой же нашей встрече, летом, с Виктором Павловичем я рассказал об этом происшествии ему. Он долго сидел за столом обхватив голову руками и думал. Потом, привстав, сказал: большое спасибо тебе за такую приятную весть. Это была моя первая в жизни любовь, моя надежда, мы потерялись... Надеюсь, эта ниточка уже не разорвется.
      Прошло много лет с тех пор. В школах уже нет той трудовой подготовки, да и многое развалилось. Осталась память, память об ушедших...
      Я часто вспоминаю этот случай, вспоминаю светлый образ директора Клары Алексеевны, этого замечательного педагога души, оставившей в моей памяти неизгладимое впечатление.
      Многое встречается на перекрестках дорог, многое оставит, научит и, со временем, расставит точки по своим местам. О многих хороших делах можно вспомнить и сердце подскажет как поступить в жизненной ситуации.


Рецензии