Леонардо да Винчи посвящается
- Здравствуйте! Очень рада вас видеть! – трясла она руку очередного посетителя.
- Взаимно. Меня зовут Виктор, и я очень волнуюсь перед поездкой.
- Такое часто случается. Куда поедем: прошлое, будущее?
Виктор замялся:
- Я еще немного не решил...
Анне не нравились люди, которые заранее это не решают. Она бортпроводница, а не продавец. А с ними вынуждена вести себя как продавец, расхваливая разные эпохи. А за это даже не приплачивают!
- Но это будет где-то между 15 апреля 1452 года и 2 мая 1519. Конкретный выбор сделать так трудно!
- Что ж, это сокращает наши поиски, - Анна сделала вид, что настроена оптимистично. – Тогда давайте выберем сезон: зима, лето, осень?
- Нет-нет, - тряс голову Виктор. – Дело не вы сезоне.
- А в чем? – стала терять терпение Анна.
- Понимаете, я... Я историк. Биограф. Всю свою жизнь я посвятил изучению великого Леонардо Да Винчи. Это человек, перед которым я преклоняюсь.
- Эти даты, которые вы назвали...
- Это дата его рождения и смерти, - охотно объяснил Виктор. – Я бы хотел встретиться со своими кумиром. И просто не могу выбрать, на каком из фактов его биографии остановиться.
- Давайте поедем в самое начало – рождение.
- Он там пока еще не гений, а младенец.
- Тогда, может, в дату смерти?
- Я не сдержусь и буду плакать.
- О... Тогда выбирайте сами.
- Я стараюсь! – сказал Виктор и открыл перед Анной интернет на телефоне: - Смотрите. Вы это видели?
Она прочитала, что написано на странице: «Самая полная и точная биография Леонардо да Винчи в десяти томах».
- Ого, - не смогла удержаться Анна. – И вы смогли все это прочитать?
- Хуже. Я все это написал, - признался Виктор. – Все свое время я проводил в библиотеках, выискивая одно: какое-нибудь упоминание о великом да Винчи. Я знаю о нем все: родился, женился, от кого принимал заказы, с кем дружил, кого ненавидел, чем болел, над каким творением когда работал.
Анна слушала его как завороженная. Она любила умных собеседников. Виктор вызывал у нее восхищение: какой огромный объем работы он сделал! Вот это действительно ученый. Ученый с большой буквы: всю жизнь положил на свои научные изыскания.
- Это говорит об увлеченности вашей натуры, - сказала Анна. – А вы открыли тайну улыбки Моны-Лизы?
Виктор засмущался и пожал плечами:
- Это то, что мне так и не удалось раскопать. Я ориентировался на дневники родственников и друзей Леонардо, а также других его современников. Но ни в одном документе не было сказано, почему у Моны-Лизы получилась такая улыбка. А сам Леонардо не писал об этом.
- У вас есть возможность об этом узнать! – обрадовалась Анна. – Тогда ваш труд станет еще лучше! Вы словно поставите под ним жирную точку!
Виктор внимательно ее слушал.
- А ведь вы правы! – сказал он. – Я просто думал, что эту тайну никто никогда не узнает. Что она существует лишь затем, чтобы саму себя поддерживать, чтобы сохранить интерес вокруг этой работы. А на самом деле я могу узнать об этом! Я знаю, когда он начал писать эту картину. Я отправлюсь туда и все хорошенько проведаю!
Виктор до того обрадовался, что даже обнял Анну и чмокнул ее в щечку. Такое поведение с посетителями было недопустимо, но Анна решила, что ведь все равно об этом никто не узнает. Зато у нее было ощущение, что она участвует в великом историческом эксперименте.
- Я желаю вам удачи!
С этими словами она поставила нужную дату, посадила Виктора в салон и захлопнула дверцы. Машина засветилась неоновым светом, мигнула и исчезла.
Эти несколько секунд, что Анна ждала возвращения машины из прошлого, она использовала на то, чтобы сжать кулачки и сказать: «Ну давайте же, Виктор! У вас все получится!»
Через несколько секунд неоновый свет мигнул снова, и на старом месте образовалась машина времени, перенесенная из далекого прошлого. Анна подбежала к машине и распахнула дверцы.
Виктор сидел, уставившись в одну точку, и не шевелился.
- Что с вами? – не на шутку встревожилась Анна.
Она помогла Виктору выбраться из машины, принесла ему стакан воды. Только после этого он смог заговорить.
- У меня не получилось разузнать секрет улыбки Моны-Лизы, - еле выдавил из себя Виктор. – Леонардо ничего не сказал мне об этом. Он просто пожал плечами и спросил: «Какой секрет? О чем вы говорите?» И напрасно я трындычал ему на древнеитальянском, что хочу узнать. Он просто сказал: «Нет никакого секрета. Я ничего лишнего в картину не вкладываю. Просто пишу девушку, как вижу».
- Так, может, стоило спросить у девушки? – сказала Анна.
- Я спрашивал. Я говорил с ней, а потом тряс за плечи, а потом умолял их обоих. Они просто пожали плечами и сказали, чтобы я вышел из комнаты и не мешал им работать.
Анна тяжело вздохнула. Она понимала, что в мире ученых иногда случаются провалы. Они выдвигают гипотезы, которые потом не подтверждаются на практике. Но разве следует так расстраиваться по этому поводу?
- Не переживайте, - попыталась Анна взбодрить Виктора. – Подумаешь там: не открыли тайну улыбки. Зато вы увидели воочию своего кумира – Леонардо да Винчи. Вы говорили с ним. Кто, как не вы, автор самой обширной и точной его биографии, имеет на это право?
- Не трави мне душу!
Виктор отвернулся от нее, сел прямо на пол, опираясь спиной о машину времени, и взахлеб зарыдал.
Плачущего мужчину Анна видела впервые. Некоторое время она вообще не знала, что с ним делать. Потом решила подсунуть ему стакан с водой. Говорят, это самое лучшее в мире успокоительное средство. Не потому, что там растворено седативное вещество. А потому что человек концентрируется на стакане, а не своем горе. Ведь чтобы выпить стакан воды, надо сделать немало усилий в реальном мире: взять его, держать, отправить себе и рот и не разлить при этом. Когда человек сосредоточен на выполнении этих бесхитростных действий, он забывает о том, что нужно тонуть в горе.
- Спасибо, - сказал Виктор, возвращая Анне пустой стакан. – Зря я поехал в эту путешествие. Я составлял биографию Леонардо в настоящем времени, по крупицам, по обрывкам из дневников его современников. Так составляются все биографии известных людей, разве нет?
Анна не понимала, к чему он клонит.
- На самом деле все не так, как написано в моей биографии! – признался Виктор и снова заплакал.
Анна смогла лишь положить ему руку на плечо в знак поддержки. Что еще она могла сделать?
- Да, даты и основные материалы остались теми же. Но все остальное... Это все ложь, от начала до конца!
Анна не знала, как успокоить ученого: «Ну не отчаивайтесь. Подумаешь там: вы всю жизнь положили на изучение лжи...» Это звучало как-то неубедительно.
- Так что именно вы там увидели? – спросила она.
- Полные и частые несостыковки с тем, что я писал в этой биографии! Начать с того, что Леонардо даже выглядел не так, как был описан! Да, у него есть один автопортрет. Но не всегда же он ходил с бородой и морщинами! Мону-Лизу он писал в другом возрасте. Если бы я встретил его посреди улицы, я бы просто его не узнал! Я, его биограф!
- Ну, подумаешь там: не узнали на улице Леонардо да Винчи, - пожала плечами Анна. – Я бы тоже не узнала.
- И известные идеи вокруг него: что он гей, что он вложил в Мону-Лизу какой-то смысл, что он был сверхчеловеком – ничего из этого не подтверждается!
- Как жаль! – вздохнула Анна.
- Да! Я ему: «Ваше величайшее творение – это «Мона-Лиза». А он: «А мне больше нравится «Пьяный трактирщик». Я спрашиваю: «Какой "Пьяный трактирщик"? Такого полотна у тебя нет!» А он отвечает: «Это потому, что я подарил его своему другу». Я: «Какому другу?» А он: «Пьяному трактирщику». Ну, разве это честно?
Анна качала головой:
- Дарить величайшие полотна в истории какому-то пьяному трактирщику – как это непредусмотрительно!
- Оно не сохранилось до наших дней! – сокрушался Виктор. – Много чего не сохранилось. А большинство – просто переврано! Я думал, что если беру факт из дневника его дяди – то это непоколебимая истина. Разве может дядя написать ложь о своем племяннике?
- Неужели у него был такой подлый дядя? – Анна пощелкала языком.
- Вот именно, что не подлый. Обыкновенный! – Виктор взялся за голову и снова заплакал. – Просто он писал в дневнике то, что интересно ему, а не историкам несколько веков спустя. И они все, все эти люди вокруг него, они смотрели на мир своими глазами и записывали то, что хотелось им! «Я художник, я так вижу мир», - говорит художник, оправдывая свой непрофессионализм. А писатели гнут в свою сторону: «Я писатель, как хочу, так и описываю мир, не заботясь о том, что это не соответствует правде»... По каким «фактам» я составлял его биографию, которая оказалась ложной? По мнениям людей, которые писали о нем. Его друзья и враги – люди, которые любили его и которые завидовали ему. Одни превозносили его успехи до небес, другие пытались облить его грязью. Из этих противоречивых мнений я составляю научный труд, биографию человека и пытаюсь выдать это за факты.
- Звучит ужасно, - призналась Анна.
- «Да Винчи был оптимист» - написано в дневнике его современника. По каким признакам он догадался об этом? Что когда он один раз встретился с величайшим светочем современности и благоговейно поздоровался, да Винчи улыбнулся ему в ответ? Да, пессимист бы не улыбнулся.
- Неужели не было никаких других признаков? – поддерживала его Анна.
Виктор шмыгнул носом и продолжил:
- Всем известно, что его учитель Верроккьо выбросил свою кисть, когда увидел, что Леонардо лучше него нарисовал ангела на «Крещении Христа». Интересно, когда же он ее выбросил: когда вдруг закончил своего ангела? Или когда Леонардо сделал своего? Или когда он отошел от картины на три шага назад, чтобы сравнить их? Если художник выбрасывает кисть – это какой-то временный порыв, вы не находите? Что-то должно было случиться внезапно. Как он мог внезапно увидеть, что его ангел получился хуже ангела да Винчи?
- Я не знаю, - поспешно сказала Анна. – Я в этом не разбираюсь.
- А тут и не надо разбираться. Вы просто вдумайтесь. Учитель выбрасывает свою кисть, потому что ученик обошел его. Этот факт остается в истории. И никого он не удивляет, это считается нормальным. А ведь именно Верроккьо учил Леонардо рисовать. Именно благодаря ему Земля имеет в своей сокровищнице великие полотна да Винчи. Где гордость за своего ученика? Где гордость за себя: ведь это ему удалось воспитать и обучить гения!
- Я плоховато знаю биографию да Винчи, - честно призналась Анна.
- Зато я хорошо в ней разбираюсь, - вздохнул Виктор и поднялся с пола. – Я достаточно разбираюсь в ней для того, чтобы заявить: восемьдесят ее процентов – это ложные данные. В нее верят по одной простой причине: ее знают все. Это передается из уст в уста, это остается в истории, на это опираются для рефератов. Кто не знает Леонардо да Винчи? Его знают все. Когда все знают что-то одно, обычно оно становится ложным.
- Что же вы будете делать? – спросила Анна.
- Не знаю. Я хотел дописать последнюю главу в «Самой полной и точной биографии Леонардо да Винчи». Но теперь не знаю, может, лучше выкинуть ее на помойку?
- Не надо! – вступилась Анна за биографию. – Ведь это труд вашей жизни.
- А если это ложный труд?
- Да какая разница? Вы же жизнь на это положили. А люди не узнают, ложная она или нет. Клянусь: я никому не скажу о том, что вы увидели в прошлом.
- Вы очень добрая девушка, - сказал Виктор.
- Я понимаю, вы сейчас в потрясении. Но подумайте вот о чем: не только биография да Винчи, но и многие другие пишутся по этому же принципу. Берется какой-нибудь известный человек, объявляется геем или фашистом, - вот тебе и завязка для хорошего исторического изыскания. Люди глотают это, потому что если бы узнали правду – никому она была бы не интересна. Кому интересно знать, что у Моны-Лизы нет никакой тайны? Ведь это лишает человечество одного из самых главных ее сокровищ. Кому интересно знать, что Леонардо был традиционной ориентации? Его личность становится не такой уж и интересной. Кому интересно знать, что учитель гордился успехами своего ученика? Уж лучше бы переломил кисть о колено и умер от зависти. Хотите написать биографию да Винчи, которая станет бестселлером? Опишите Леонардо как гея, который страдал эпилепсией, был сдвинутым на голову и вообще попал сюда с другой планеты. Тогда ваш труд будет известен не только в кругах узких специалистов, но и по всей Земле! Вы станете известным!
Виктор сухо на нее посмотрел:
- Леонардо тоже был известным. Он остался в веках. Я смогу заработать деньги на таком бестселлере, а через год-два меня забудут, так как я ничем не отличаюсь от других лжецов. Леонардо нес нам свет правды. Поэтому его не забыли по сей день.
Анна проводила Виктора на выход. Напоследок она сказала ему:
- Как называется ваш труд? Биография – то есть жизнеописание. Там не написано: «Факты о Леонардо да Винчи», там так и написано: «Жизнеописание». Вы брали мнения современников об этом человеке. Правильные они или ложные – пусть это остается на их совести. И вы написали то, что смогли. Что ж вы так переживаете? Биография не может быть ложной или истинной. Она просто включает в себя мнения других людей о каком-то человеке. По-моему, вы как нельзя лучше добились своей цели.
- Вы так думаете? – приободрился Виктор.
- Конечно! Все биографии так пишутся. Даже автобиографии. Думаете, кому-то интересно будет написать плохое о себе? Скорей, он это опустит, а свои достижения – преувеличит, а то, что не знает – обойдет, а то, что кажется недостающим – додумает. Это нормально.
- Ну, может быть, - вздохнул Виктор.
- Все равно ваша биография – самая полная и самая точная, которая мне только попадалась. Дописывайте последнюю главу и публикуйте. Просто можете написать, что не ручаетесь за достоверность чьих-то сведений.
- Так я и сделаю, - сказал Виктор и пожал Анне руку: - Спасибо, вы очень добрая девушка.
Он побрел прочь. Анна долго еще смотрела вслед удаляющемуся пассажиру.
28.09.2016
Свидетельство о публикации №216092801586